Постороение натюрморта
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_postroenie_natyurmorta.docx | 197.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Лянторская детская школа искусств №2"
Методические рекомендации "Этапы рисования натюрморта"
Составитель: педагог дополнительного образования Узбекова Светлана Мударисовна
Лянтор 2021 |
Содержание
Ведение
Натюрморт (фр. naturemorte букв. мертвая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.
Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы.
Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI - XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.
Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить с обучающимися. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3 -4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.
1. Методические особенности работы педагога с натюрмортом
Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дети учат понимать гармонию природы. Когда они рассматривают ряд натюрмортов разных художников, они видят, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника.
Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.
Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Существует несколько видов натюрмортов: сюжетно-тематический; учебный; учебно-творческий; творческий.
Натюрморты различают: по колориту (теплый, холодный); по цвету (сближенные, контрастные); по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); по времени исполнения (краткосрочный или долговременный - многочасовые постановки); по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).
Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.
В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми надо отбирать картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично.
Произведения живописи, натюрморты, должны реалистично отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Тема натюрморта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Отбирая натюрморты для ознакомления младших школьников, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Детей стоит знакомить с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, обучающиеся приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображенному.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы, душевного контакта между взрослыми и детьми. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у них устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» – так говорил В.Н. Сухомлинский.
2. Правила составления натюрморта
Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, в нашем конкретном случае, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической, живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке - «новая мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предметы меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение».
Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т.е. ракурс. Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.
Важен момент составления натюрморта самими обучающимися, поскольку подобные упражнения позволят осуществить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов.
Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.
При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения.
Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.
В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности, не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывая формы падающих теней.
Вот, какие рекомендации дает С.Е. Игнатьев для составления натюрморта:
- состоит из трех предметов (одного большого - центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;
- предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;
- маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);
- предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;
- размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).
Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.
3. Этапы работы рисунка над натюрмортом
Процесс обучения рисованию детей в дополнительном образовании проводится на основе длительного штудирования натуры.
Длительный рисунок с натуры дает учащимся возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строении предметов. Начальное обучение сводится к рисованию натюрмортов.
Овладение длительным рисунком строится в определенной методической последовательности. Рисующий должен знать, с чего начать работу, какие задачи нужно решить в середине и конце работы. Опытного рисовальщика отличает умение ставить начальную и конечную задачи, уверенно и последовательно вести работу, этап, за этапом двигаясь к поставленной цели.
Еще в эпоху Возрождения итальянский художник Альберти писал: «Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины».
Педагог должен познакомить обучающихся с последовательностью построения изображения на плоскости, а также разъяснить характер учебных задач на каждом этапе выполнения рисунка.
Тщательно изучить натуру, понять закономерности ее строения учащийся может только при длительном и внимательном наблюдении. Например, рисуя с натуры вазу, он знакомится с пропорциями, учится проверять рисунок методом визуального измерения, анализирует форму частей вазы, усваивает законы перспективы, распределения света на форме и многое другое. Длительный рисунок дает возможность ребенку постепенно, в течение времени усваивать эти знания.
Усвоение знаний и овладение практическими навыками представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить следующие этапы:
1. Первоначальное знакомство с новым материалом и осмысливание его.
2. Усвоение знаний и навыков.
3. Закрепление.
Таким образом, обучающийся, усваивая то или иное положение реалистического рисунка, проходит длительный и сложный путь – от первоначального знакомства с новым материалом и методом работы до окончательного овладения им и применения его на практике.
В целях облегчения трудностей, которые неизбежны при усвоении нового учебного материала при выполнении любого учебного рисунка, педагогом должны соблюдаться ряд методических положений. Эти положения заключаются в следующем.
1. Каждый сложный комплекс работы над рисунком нужно расчленить на этапы. Задача педагога состоит в том, чтобы умело разделить весь комплекс работы на такие составные части и расположить их в таком порядке, чтобы соблюдалось постепенное нарастание трудностей, и каждая предыдущая ступень являлась опорой и основой для последующей ступени. Такое членение на отдельные звенья позволяет учащемуся легко воспринимать учебный материал и ясно понимать положения реалистического рисунка.
2. Расчленение работы над рисунком на этапы необходимо сделать таким, чтобы ясно прослеживалась тесная взаимосвязь между этапами, чтобы учащийся чувствовал, что в итоге это единый процесс.
3. Всякий комплекс работы над рисунком должен содержать в себе анализ и синтез.
Великий чешский педагог Я. А. Коменский писал: «Совершенное преподавание искусства предполагает сочетание синтеза и анализа».
В начале работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе бумаги общий вид натуры, он идет путем синтеза. Далее, когда в обобщенной форме намечаются детали и проводится разбор формы, художник вступает на путь анализа. В самом конце работы, когда рисовальщик вновь возвращается к целому, подчиняя детали общей форме, он снова синтезирует. При обучении рисованию педагогу приходится постоянно следить за тем, чтобы эти две стадии работы сопутствовали одна другой.
4. Весь комплекс работы над длительным рисунком обязан подчиняться строгой закономерности – от общего к частному и от частного снова к общему. Такой порядок построения изображения и анализа натуры от целого к части и от части к целому все педагоги считают лучшим. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности.
Поэтому в учебном рисунке анализ и изображение натуры следует начинать с основной общей характеристики натуры, постепенно и последовательно переходя к деталям и возвращаясь к общей большой форме.
Все эти общие педагогические требования предъявляются к каждому учебному рисунку.
Процесс создания длительного рисунка, как уже отмечалось, очень сложен, и учащийся, не имеющий достаточного навыка, оказывается в большом затруднении. Начиная рисовать с натуры, он обычно не знает, как приступить к рисунку, с чего начать, как преодолеть чистый лист бумаги, как на двухмерной плоскости изобразить трехмерный объемный предмет.
Не умея рационально использовать свои возможности, не зная, на что следует, прежде всего, обратить внимание, учащийся начинает добросовестно срисовывать, все что видит. Он точно копирует все подробности внешней формы предмета, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой. При этом он не видит основной формы предмета, в результате его постигает неудача.
Современная методика обучения рисованию предусматривает три основных этапа работы над рисунком натюрморта:
1. Композиционное размещение изображения на плоскости листа и определение общего характера формы предметов.
2. Пластическая моделировка формы предметов светотенью и детальная прорисовка натуры.
3. Подведение итогов проделанной работы.
Рассмотрим более подробно эти этапы работы над рисунком.
Первый этап.
Работа начинается с композиционного изображения на листе бумаги. Педагог разъясняет, что предварительно обучающиеся должны осмотреть натюрморт со всех сторон и определить, с какой точки зрения эффективнее разместить предметы на плоскости.
Прежде, чем приступить к рисунку, учащиеся должны ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение. В этом, несомненно, им поможет педагог. Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу объекта.
Опытный педагог достаточно много времени уделяет объяснению задач начального этапа работы. Так как от начала работы зависит успешность всего рисунка.
Лучше до начала рисования показать детям наглядные изображения всех этапов процесса работы над натюрмортом и объяснить задачи каждого из них. Тогда у них сформируется целостное представление о системе ведения работы. Можно повесить плакаты на стену, чтобы ребенок мог постоянно сравнивать свою работу с наглядностью.
Так же педагогу необходимо провести беседу, вовлекая обучающихся. Вместе с ними проанализировать свойства всех предметов натюрморта, чтобы у обучающихся создался ясный образ каждого предмета. Его собирательная форма (из каких геометрических тел он состоит), пропорции, его фактура (из какого материала изготовлен), тональность, освещение, характерные особенности.
Изображение на листе бумаги намечается легкими штрихами. Нужно избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы.
Главная задача педагога на этом этапе создания рисунка - научить ребенка видеть предмет в его основной объемной форме, то есть цельно, обобщенно. Если это целая группа предметов в натюрморте, то ученика нужно научить «вписать» их в единую фигуру – обобщить.
Первая стадия заключает в себе основное композиционное решение рисунка.
Часто обучающиеся спешат начать работу и сразу берутся за построение формы на листе. Это неверно. Надо избегать поспешности, непоследовательности в создании рисунка. Начинать работу можно только после того, разработана композиция будущего рисунка.
На первых порах большую трудность для детей представляет определение границ изображаемого натюрморта. Для этого педагог может предложить воспользоваться видоискателем.
Видоискатель – это кусок картона или бумаги, в котором вырезано небольшое прямоугольное отверстие. Ученик, глядя через видоискатель, видит как бы рамку своей будущей картины. Размеры рамки устанавливаются в зависимости от размеров основного листа бумаги.
Выбрав с помощью видоискателя наиболее удачный вариант, обучающийся начинает работать на листе бумаги.
Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги.
На второй стадии работы обучающийся должен научиться видеть основную форму предмета.
Здесь устанавливаются основные пропорции и намечается общий вид натуры, определяется пластическая характеристика главных масс.
Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет большое количество второстепенных деталей. Задача педагога научить детей отделять главное от второстепенного. А это трудная задача для начинающих рисовальщиков. Чтобы детали не отвлекали внимание ученика, педагог может предложить прием художников - прищурить глаза так, чтобы форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.
Вначале обучения предметы для натюрморта нужно выбирать простой и ясной формы без сложных деталей.
После выполнения первого этапа рисования натюрморта, педагог может провести предварительный просмотр.
На расстоянии лучше видны ошибки. Сидя за мольбертами, дети не всегда правильно оценивают свой рисунок.
Педагогу при обсуждении работ необходимо привлекать учащихся. Дети учатся высказывать свое мнение, критически оценивать свою работу. После этого педагог обобщает высказывания и дает советы по исправлению ошибок.
Второй этап - это основной и самый длительный этап работы. Работа идет над пластической моделировкой тоном и детальной проработкой рисунка.
Здесь педагог указывает учащимся, как надо правильно применять научные знания из области перспективы, теории теней проверяет понимания конструктивного строения формы, планомерность работы над рисунком.
Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими частями натюрморта.
Малоопытный рисовальщик, даже в несложном задании, часто сосредотачивает свое внимание либо на одном из предметов натюрморта, либо на какой-нибудь детали, изображая только эту деталь или предмет, а остальные механически пририсовывает. Это неверно. Рисуя деталь, нужно видеть целое.
Известный художник-педагог П.П. Чистяков, давая наставления своим ученикам, говорил: «Итак, в процессе своей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать. Стремление передавать форму, ее объем сделает твою линию, штрих живым и выразительным. Рисунок должен быть тонально выдержан, а потому следует брать верные отношения от самого темного до самого светлого, связав их с фоном».
На этом этапе педагог может продемонстрировать работы детей последующих годов обучения. Хорошо, если в свободном доступе обучающимся предлагаются книги и иллюстрации с работами художников. Дети могут познакомиться с манерой штриховки художников.
Стадии проработки деталей, активного анализа форм, выявление материальности натуры и взаимоотношение предметов в пространстве – самый трудоемкий этап работы. Этот этап менее эмоциональный, чем начало и конец работы, но ответственный потому, что здесь нужно вложить максимум упорного труда, мобилизовать все свои знания и способности.
Обучающийся на этом этапе должен не только наскоро зафиксировать видимое, сколько, используя законы перспективы (линейной и воздушной), строить изображение на основе точного анализа отношений между всеми элементами формы.
Для ученика это самый утомительный процесс. Дети устают от однообразной работы. Поэтому педагог может делать отступления.
Проводить беседы о стилях в рисунке, демонстрировать способы штриховки, проводить индивидуальное обучение, поощрять, когда более сильные ученики помогают советом более слабым ученикам.
На данном этапе работы происходит детальная характеристика натуры: выявляется фактура предметов, их материальность. Рисунок прорабатывается в тональных отношениях.
Когда все детали прорисованы и рисунок проработан тоном, начинается процесс обобщения.
Третий этап.
Подведение итогов. Это последняя и самая ответственная стадия работы над рисунком.
На этом этапе обучающийся подводит итоги проделанной работы: проверяет общее состояние рисунка, подчиняет детали целому, уточняет рисунок в тоне (подчиняет света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону).
Под этим следует понимать стремление довести до совершения те задачи, которые были поставлены в самом начале работы.
Ясность и цельность, свежесть первого восприятия должны выступать в новом качестве, как результат длительного и напряженного труда.
На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию.
Таким образом, в начале работы, когда учащийся быстро намечает на листе бумаги общий вид натуры, он идет путем синтеза – обобщения. Далее, когда в обобщенной форме намечаются мелкие детали и проводится внимательный разбор формы, рисовальщик вступает на путь анализа. В самом конце работы, когда начинающий художник начинает подчинять детали целому, он вновь возвращается на путь синтеза.
На этой стадии рисовании натюрморта возникают характерные трудности. Дети не умеют заканчивать работу. Не всегда понимают, что значит обобщить работу. Им кажется, если нарисованы предметы и прорисованы детали, работа закончена.
Здесь необходимо педагогу терпеливо объяснять, как изображение на картине воспринимается глазом зрителя. Продемонстрировать образцы работ. Рассказать, что главное в рисунке должно быть более детально прорисовано, а второстепенное обобщено. Обобщить – в рисунке это значит завуалировать тоном, не выделять контрастной прорисовкой.
Так же педагогу нужно напомнить учащимся о законе воздушной перспективы и его применения в работе. На дальнем плане изображение должно быть сглажено, на переднем плане - контрастно.
Помогает учащимся развить чувство изобразительного восприятия наблюдения за природой, животными, людьми.
Научиться выявить главное в процессе работы так же поможет рисование быстрых набросков. Цель наброска быстро и лаконично изобразить объект. Выразительность зарисовки зависит от умения выявить главное. Все это учит детей более цельно воспринимать натуру.
Можно рекомендовать педагогу наряду с длительной работой над натюрмортом проводить короткие зарисовки предметов быта, интерьера, фигуры человека. Это немного разнообразит монотонную работу и научит учащихся целостному восприятию объекта.
При дальнейшем обучении рисованию натюрморта педагогу приходится следить за тем, чтобы обучающиеся проводили две основные стадии работы: обобщение и детализацию. Детализации подлежат главные места изображения, на которых сосредотачивается внимание зрителя. Обобщению подлежат второстепенные детали, служащие только для усиления главных деталей.
Работа по обобщению формы для начинающего рисовальщика представляет довольно большие трудности. Так как детали слишком сильно приковывают его внимание. Отдельные детали предмета часто заслоняют собой целостный образ натуры, не дают понять ее строение, а, следовательно, мешают правильно изобразить натуру.
При завершении работы над натюрмортом необходимо провести просмотр. На нем обсуждаются: результаты выполнения работы, правильность выполнения каждого этапа. Обсуждение проводится совместно с детьми. При окончании педагог подводит итоги обсуждения, сообщает свою оценку и дает конструктивные советы каждому обучающемуся.
При такой общей методической целенаправленности ведения процесса учебного рисунка у педагога могут быть небольшие изменения – в количестве этапов и акцентировании внимания учащихся на отдельных положениях реалистического рисунка. Это может быть обусловлено как составом группы, так и другими причинами.
4. Основные правила живописного исполнения натюрморта
1. Необходимо отнестись к занятиям с максимальным вниманием и запастись терпением.
2. Желательно, чтобы занятия живописью были регулярными, это поможет обеспечить постоянный рост профессиональных знаний и навыков.
3. Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях (размер 30 х 40 см), переходим к его красочному исполнению.
4. Краски, которые вы наносите на холст, могут быть по своему состоянию жидкими, полужидкими или очень густыми. В процессе своей работы над натюрмортом, применяя кисти, вы проанализируете, как от степени жидкости краски зависят ее живописные свойства.
5. Каждая краска набирается из тюбика в небольшом количестве и кладется на белую палитру в определенном порядке — с одной стороны располагаются холодные оттенки, с другой стороны — теплые оттенки. Данный порядок облегчает работу художника с палитрой.
6. Затем на палитре подбираются нужные цвета и оттенки и составляются красочные смеси. Старайтесь не смешивать более трех красок.
7. Подобранные смеси прописывайте на белой бумаге, чтобы предварительно проверить качество оттенка, который нужно внести в картину.
8. Найдя нужный цвет, положите его в картине так, как вы ощущаете его в натуре.
9. Прежде чем набрать на кисть новые цветовые оттенки, кисть необходимо тщательно прополоскать в воде.
10. Красочные мазки накладываются на плоскость холста иногда кончиком кисти, но в основном исполнение картины ведется почти всей плоскостью меха кисти.
11. Не следует по одному месту холста (или бумаги) несколько раз прокладывать краску, ибо это приводит к образованию грязных пятен в картине.
12. Приемы живописи гуашью в общих чертах те же, что и черно – белом варианте (гризайль).
В работе цветом большое значение имеет хороший набор красок и хорошее знание своего набора красок. Воспользуйтесь материалами, как акварель + белила гуашевые, палитра при этом становиться богаче.
13. Важно, вести всю работу одновременно, т.е. соблюдая отношения цветовых тонов разных предметов и тем самым, стремясь установить на изображении верные тональные отношения.
Первый этап.
Создаем верную цветовую настроенность.
1. Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, передающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.
2. Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей композиции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его.
3. Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.
4. После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите следующий за ним предмет, являющийся для него фоном. В цветовом отношении пишите окружение предмета первого плана таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.
Второй этап.
Уточняются основные тональные и цветовые отношения,
выявляется форма предметов.
Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).
Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:
· если освещение естественное (из окна, на улице – без солнца),то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,
· если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.
Эти явления хорошо передал в своей картине «Пионерка - вожатая» художник Н. А. Касаткин.
Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, от поверхностей дающих рефлекс и в значительной степени от характера освещения.
Третий этап заключительный.
Синтез – подведение итогов над работой.
В основном направлен окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.
1. В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.
2. Работа на завершающем этапе ведется в основном в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.
Умение вести длительную, кропотливую работу над живописной картиной будет приходить к вам по мере усвоения многих основных законов и правил искусства живописи, после того как вы научитесь видеть и исправлять свои ошибки.
Следует помнить, что расстояние от постановки натюрморта до рисующего обычно составляет от 1,5 до 2 м. Рисующий всегда садится так, чтобы видеть натуру без искажений, то есть «лицом к лицу» (фронтально).
Постановка натюрморта и бумага, на которой вы ведете изображение, должны быть освещены единым общим светом. Нельзя допускать ситуации, когда, например, постановка натюрморта освещается светом из окна, а ваш бумага освещены электрическим светом от торшера, стоящего рядом. Ибо каждое освещение имеет свой определенный оттенок и поэтому по-разному окрашивает окружающее пространство, что вносит большую путаницу в цветовые оттенки картины начинающего художника.
Таким образом, рисование натюрморта дает возможность обучающимся творчески использовать ранее полученные знания правил перспективы, навыки конструктивного построения предметов на плоскости, приобретенные умения выявлять объемные формы светотенью и передавать фактуру предметов. Изображение натюрморта во многом усложняет необходимость передачи пространственной среды фона. Это является важным условием увязки предметов между собой на общем фоне и приведения рисунка к тоновой, цветовой, композиционной целостности и гармоническому единству.
Приступая к изображению натюрморта, необходимо строго соблюдать методический принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного к общему), без чего трудно понять основной смысл изображения.
Список используемых источников и литературы
Источники:
1. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве, т. 2.М., 1979, с. 61.
2. Коменский Я. А. Великая дидактика, т. 1.М., 1977, с. 220.
3. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве, т. 2.М., 1979, с. 38.
4. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1983. с.366.
Список литературы и электронных ресурсов:
1. Аксенов К. Н. Рисунок. В помощь начинающему художнику оформителю / К. Н. Аксенов. – Москва: «Плакат», 1987. – 192с.
2. Джошуа Рейнольдс. Мастера искусства о рисунке [Электронный ресурс]. URL: http://www.myasnikov.net/page92.html.
3. Изьюрова Е.В. Этапы выполнения рисунка учебного натюрморта в общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf
4. Савинов, А. М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку / А. М. Савинов // Вестник университета Российской академии образования. – 2019. – № 5 (53). – С. 90-94
5. Софронов Г.А. Рисунок: учебно-методическое пособие. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014. – 36 с.