Линия горизонта и точка схода
Линия горизонта в живописи или рисунке - один из самых важных ориентиров и помощник в правильном положении объекта в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liniya_gorizonta_i_tochka_shoda_doklad.docx | 709.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический доклад
Линия горизонта и точка схода
Преподаватель изобразительного искусства Узбекова С.М
МБОУДО «Лянторская ДШИ №2»
Линия горизонта в живописи или рисунке - один из самых важных ориентиров и помощник в правильном положении объекта в пространстве.
Точка схода — это точка, на которой сходятся удаляющиеся от наблюдателя параллельные линии.Точка схода - условная точка на линии горизонта, в которой соединяются линии схода.
Линия горизонта - что это?
Это линия уровня глаз художника, ни больше, ни меньше. Да, визуально она выглядит как граница между небом и землёй или небом и водой в пейзаже, но она всегда находится на уровне глаз смотрящего.
Линия горизонта строго горизонтальна и распределяется в пространстве бесконечно далеко от смотрящего (у неё нет начала и конца). Художнику определить уровень линии горизонта очень легко - стоит только приложить карандаш к переносице на уровне глаз и сравнить положение в пространстве окружающих объектов и предметов с его уровнем. Какие-то из них будут расположены выше карандаша (выше линии горизонта), какие-то ниже. Определять уровень линии горизонта художнику необходимо для точной передачи окружающей действительности и верного положения объектов друг относительно друга в пространстве рисунка или картины.
Какой бывает линия горизонта?
В изобразительном искусстве по уровню различают классическую, традиционную линию горизонта (чуть выше или чуть ниже середины картинной плоскости), высокую и низкую линию горизонта.
Высокая линия горизонта позволяет увидеть объекты и предметы как-будто с высоты птичьего полёта - в таких рисунках и картинах уделяется земле и воде, а неба изображено совсем чуть-чуть.
Низкая линия горизонта раскрывает перед зрителем огромное воздушное пространство над землёй. Всё основное действие картины происходит в небе, а земли показано совсем немного. Это такой взгляд художника на окружающий мир, как будто он припал к земле и наблюдает жизнь с точки зрения муравья.
Основные направляющие линии рисунка изменяются в зависимости от линии горизонта.
В рисунке вертикальные направляющие не изменяются в наклоне, они подчиняются линейной перспективе только изменением размера - чем дальше предмет, тем меньше его размер.
Точка зрения художника на объект, а конкретно, уровень линии горизонта по отношению к предметам и объектам и расположение точек схода дают зрителю чёткое понимание как выглядит и насколько убедительно показаны изображаемые объекты. Нарушение или неточное воспроизведение видимого художником усложняет восприятие картины зрителем и делает его путанным, а само изображение - не реалистичным.
Горизонтальные плоскости объектов и предметов в рисунке по разному раскрываются по отношению к линии горизонта, если они находятся на разной высоте относительно неё и друг друга.
Чем ближе к линии горизонта горизонтальная плоскость предмета или объекта, тем меньше её визуальная площадь и степень раскрытия. Поэтому при рисовании следует обращать внимание не только на то, в какую сторону направлены направляющие и под каким именно углом, но и как выглядят находящиеся друг под другом горизонтальные плоскости по раскрытию. Чем выше или ниже они расположены от линии горизонта, тем они выглядят крупнее и менее сокращены в перспективе.
Экстремальные ракурсы.
Иногда художники, чтобы наиболее ярко и полно выразить свою идею, изображают предметы и объекты подчёркнуто сильно выявляя ракурсные сокращения в перспективе и по отношению к линии горизонта.
Экстремальные ракурсы в картинах художников особенно хорошо ощутимы, если автор находится очень близко к предметам или предметной плоскости (натюрморты Сарьяна, Петрова-Водкина) или изображаемый предмет или объект большого размера (Камиль Жакоб Писсарро. «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», Андреа дель Поццо “Апофеоз Святого Игнасио”).
Такое впечатление монументальности в некоторых случаях специально создаётся или усиливается художниками для наилучшего выражения собственной творческой идеи (линия горизонта в помощь) - Александр Дейнека «Оборо́на Севасто́поля» (1942 год), фрески Сикстинской капеллы Микеланджело.
Правила линейной перспективы.
1). Чтобы изобразить глубину в рисунке, ближайший к зрителю предмет следует расположить так, чтобы он частично перекрывал собой дальний объект.
2). Ближайший к зрителю предмет рисуем крупнее того, что находится позади.
3). Основание ближайшего к зрителю предмета в рисунке располагается ниже основания дальнего объекта.
4). Горизонтальные направления (линии), параллельные линии горизонта и плоскости картины, в рисунке будут выглядеть прямыми горизонтальными направляющими(линиями).
5). Направляющие (линии), расположенные под углом к зрителю, к линии горизонта и плоскости картины следует рисовать в виде диагональных направляющих(линий).
6). Горизонтальные линии, изображённые как диагонали, будут короче, чем те же линии во фронтальном положении.
7). Вертикальные направления не подчиняются перспективным сокращениям и всегда изображаются вертикально.
8). Плоскость, расположенная фронтально, не подчиняется перспективным сокращениям, а расположенная под углом, рисуется так: вертикали - вертикально; горизонтали - по диагонали, разворачиваясь и сокращаясь в глубину.
9). Плоскости, удалённые от линии горизонта на разные расстояния, рисуются по-разному: чем ближе к линии горизонта, тем более сокращённой (видимая площадь плоскости меньше), чем дальше от линии горизонта, тем менее сокращённой (видимая площадь плоскости больше). Находящаяся на линии горизонта плоскость будет выглядеть и изображаться горизонтальной линией.
10). Плоский круг, расположенный фронтально, рисуем в виде окружности, а расположенный под углом к зрителю - в виде эллипса.
В обучении рисованию линейная перспектива постигается в процессе освоения академического или реалистического рисунка и является обязательным этапом в профессиональном становлении художника, дизайнера, иллюстратора.
Она связана с понятиями: предметная плоскость (поверхность, на которой стоят предметы), картинная плоскость (поверхность листа или холста). Художник понимает картинную плоскость как пространство, развивающееся в глубину.
Линия горизонта и точка зрения художника, находящаяся на ней, задают положение предметной плоскости и всех элементов картины в картинной плоскости.
Линия горизонта всегда находится на уровне глаз художника и делит видимые объекты на верхнюю и нижнюю части, помогая распределять в картинной плоскости их положение и сокращения форм (перспективные сокращения).
Таким образом, перспектива - наука, помогающая изображать предметы и объекты так, как мы их видим, при помощи соответствующих законов и правил.
Использовалась литература:
1. Р. Шиффер “Психология ощущений, глоссарий к книге”, 2004.
2. Б.И. Кононенко “Большой толковый словарь по культурологии”, 2003.
3. Большой энциклопедический словарь, 2000..
4. Новая философская энциклопедия: в 4 т., под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль. 2001.
5. “Популярная художественная энциклопедия” под ред. В.М. Полевого. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
6. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия” под ред. проф. А. П. Горкина. 2007.
7. Н.П. Костерин “Учебное рисование”. - М.: Просвещение, 1980.
8. Е. Аксёнова, Ю. Аксёнов “Перспектива”. -М., 1974.