Отчёт опытно-экспериментальной деятельности
Тема опытно – экспериментальной работы : «Метод проектов на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников среднего звена»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_oed_shinkarenko.docx | 685.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ст.Тарханы Саратовского района Саратовской области»
Отчет
опытно-экспериментальной деятельности учителя изобразительного искусства
Шинкаренко Ю.В.
МОУ « СОШ ст. Тарханы» за 2019-22 гг.
Тема опытно – экспериментальной работы : «Метод проектов на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников среднего звена»
Цель исследования: Изучить влияние применения метода проектов на развитие познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников среднего звена.
База исследования: малая экспериментальная площадка-5а,5б классы.
5а-группа исследования, 5б-контрольная группа
На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших образовательных технологий связано определением эффективности самого образовательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- Проанализировать литературные источники, интернет-ресурсы;
- Определить, какое место метод проектов занимает в учебном процессе;
- Исследовать:
а) Отношение детей и учителей к методу проектов на уроках;
б) Условия эффективности проектов, как средство развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников среднего звена;
- Показать возможную методику организации уроков с использованием метода проектов.
Объектом исследования является процесс развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников
Проведя анализ, определив состав творческой группы, мы составили перспективный план экспериментальной работы на 3 года.
На 1 этапе осуществлялась работа по созданию рабочей группы, определение состава участников эксперимента, творческих групп по решению задач экспериментальной работы и согласование направлений их деятельности.
Анализировались документы, регламентирующие введение ФГОС, систематизировались материалы, имеющиеся у педагога. Разрабатывались разделы годового плана по данной теме. Для реализации подготовительного этапа проведена большая и целенаправленная работа.
Для успешной реализации эксперимента применялись следующие методы исследования: Изучение литературы, интернет - ресурсов по теме эксперимента;
Педагогические наблюдения;
Анкетирование, тестирование, опрос;
Классификация и систематизация проектных методик;
Обобщение полученных данных.
На 2 этапе в течение года велась работа по разработке и реализации образовательных проектов: Проект по теме: «Мифы Древней Греции», «Народный праздничный костюм», «Древние города русской земли», «Народная игрушка-оберег». Была организована мастерская народной игрушки, оформлен уголок.
Проведена апробация познавательных бесед «Художественные промыслы народов России».
Учащиеся 5а класса посетили музей Краеведения в г.Саратове.
В компьютерном классе были проведены серии виртуальных экскурсий по народным промыслам, музеям мира.
Положительными результатами реализации программы служат следующие показатели:
увеличение количества обучающихся, занимающихся на «5» - 10 %
увеличилось количество участников и победителей исследовательских, научно-практических конференций, конкурсов.
Прослеживается повышение общекультурного уровня обучающихся в экспериментальном классе.
У учащихся развиты творческое начало, коммуникативные способности.
Изменились отношения «учитель- ученик» в сторону сотрудничества
Наблюдаются положительные изменения в мотивации обучения.
По данным анкетирования:
96% учащихся считает, что занятия проектной деятельностью помогают им в учебе и не являются лишней нагрузкой.
92% учащихся планируют продолжить занятия проектной деятельностью.
100% опрошенных родителей считают, что навыки проектной деятельности помогают в учебе и хотят, чтобы их дети продолжили занятия посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Карта уровня мотивации
Класс уровень мотивации | 5 «а» класс | 5 «б» класс | ||
до | после | до | после | |
Высокий | 12% | 17% | 25% | 25% |
Средний | 62% | 64% | 58% | 58% |
Низкий | 25% | 18% | 16% | 16% |
Рассмотрев таблицу мы замечаем, что в классе, в котором мы использовали пректные технологии, произошли небольшие изменения: увеличились высокий уровень мотивации (с 12% до 17%) и средний (с 62% до 64%), уменьшился низкий уровень (с 25% до 18%).
В экспериментальном классе, мы можем заметить небольшие изменения в показателях: повысился средний уровень мотивации с 62% до 64%, и уменьшился низкий уровень с 25% до 18% , и немного увеличился высокий уровень мотивации с 12% до 17%. В то время как в контрольном классе изменений не произошло.
Карта психологического комфорта (показатель ОПК)
хар-р отношений класс | хорошие | допустимые | неблагоприятные |
5 «а» | 74% | 26% | 0% |
5 «б» | 69% | 26% | 5% |
Рассмотрев таблицу, мы видим, что что в экспериментальном классе показатели улучшились, то есть увеличился показатель хороших отношений с классом.
В экспериментальном классе показатели улучшились. У 74% хорошие отношения с классом, у 26% детей допустимые отношения с классом и полностью отсутствуют неблагоприятные отношения с классом. В контрольном классе изменений не произошло.
Карта психологического комфорта (показатель ОТУ)
хар-р отношений класс | хорошие | допустимые | неблагоприятные |
5 «а» | 79% | 16% | 5% |
5«б» | 79% | 16% | 5% |
Рассмотрев таблицу, мы видим, что что в экспериментальном классе показатели улучшились, а именно: увеличился показатель хороших отношений с учителем.
В экспериментальном классе: у 79% хорошие отношения с учителем, у 16% детей допустимые отношения с учителем и у 5% класса неблагоприятные отношения с учителем. В контрольном классе изменений не замечено.
Анализируя результаты исследований и фрагменты уроков, можно сделать вывод о том, что методы проектов положительно влияют на повышение интереса к учебным предметам. Проектные технологии, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Проектные технологии на уроках создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Положительно влияют на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. В процессе выполнения проекта воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.
В ходе опытно-экспериментальной работы была получена объективная картина динамики успешного усвоения знаний, умений и навыков посредством организации проектной технологии.
Сравнение результатов, полученных в экспериментальных классах, позволяют утверждать, что организация проектной деятельности в среднем звене школы как средство развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности показала свою эффективность.
Презентация творческих проектов. Экскурсия в музей Краеведения.
Учебный проект: «Народная игрушка-оберег» На занятиях кружка ДПИ
Школьный проект «Города русской земли»
Результативность ОЭД. применения на уроках и во внеурочной деятельности проектных методик и технологий | ||
Название проекта | уровень | результаты |
XI Всероссийский конкурс для детей и молодежи «На взлёте»Номинация: "Исследовательские и научные работы" Конкурсная работа: "Средневековый город" | Всероссийский | Диплом победителя I место- Иванов Кирил |
XI Всероссийского конкурса для детей и молодежи «На взлёте»Номинация: "Проект, проектная деятельность" Конкурсная работа: " 8 Марта" | Всероссийский | Диплом победителя II место- Луничкина Ангелина |
XI Всероссийского конкурса для детей и молодежи «На взлёте»Номинация: "Проект, проектная деятельность" Конкурсная работа: "Дымковская игрушка" | Всероссийский | Диплом победителя III место- Садчикова Кристина |
XI Всероссийского конкурса для детей и молодежи «На взлёте»Номинация: "Конструирование и моделирование" Конкурсная работа: "Средневековый замок" | Всероссийский | Диплом победителя II место- Ткачёв Владимир |
XI Всероссийского конкурса для детей и молодежи «На взлёте»Номинация: "Проект, проектная деятельность" Конкурсная работа: "Планета Земля-наш дом" | Всероссийский | Диплом победителя III место- Юлдашбаева Амина |
IX Всероссийский конкурс «ГОРДОСТЬ СТРАНЫ» Номинация: Александр Невский - Сила, Дух и Слава России | Всероссийский | Иванов Кирилл Диплом 1 степени |
VIII Всероссийский конкурс «ГОРДОСТЬ СТРАНЫ» | Всероссийский | Мухаметзянова Виктория, Диплом 1 степени |
Международный конкурс для детей и молодёжи «Декоративно- прикладное творчество» Конкурсная работа «Головной убор» | Международный | Денисенко Алина, 2 место |