Бабочка - эталон красоты (композиция в квадрате в технике аппликация)
Занятие по теории композиции ИЗО знакомит с главными законами гармоничных композиций - ритмом и симметрией. На основе повторения материала об орнаментах и использования осевой симметрии выполняются абстрактные фигуративные композиции бабочки в квадрате по представлению с использованием комбинаторных приемов из простых геометрических фигур цветной бумаги ограниченной палитры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornostaeva_babochka_etalon_krasoty.docx | 374.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока к программе «Декорте»;
ПДО Горностаева О.В. МАУ ДО
«ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко», Братск, 2022
Раздел «Композиция». «Симметрия». « Бабочка – эталон красоты» (композиция в квадрате)»
Педагог дополнительного образования: ПДО Горностаева О.В. МАУ ДО
Коллектив: «Декорте»
Группа года обучения: первого
Количество на момент занятия: 10 человек
Дата: 30.11.2022, время проведения: 16:00 - 16:45
Тема занятия: выполнение двух фигуративных композиций бабочки в квадрате
Тип занятия: закрепление нового материала через творческую импровизационную работу.
Методы и формы обучения: игровая, коммуникативная; фронтальная; коллективная, творческое соревнование.
Цель занятия: знакомство с симметрией - законом красоты и её выразительными свойствами.
Задачи:
- обучающие:
- повторение предыдущего материала (виды орнамента; ритм - главный закон красоты для орнаментов) и знакомство с симметрией - законом красоты (осевой и центральной) - выполнение двух различных комбинаторных композиций в квадрате способом симметричного сложения, с использованием двух схем цветовых гармоний.
- развивающие:
- поддержание и развитие интереса к доступным способам организации плоскостных и пространственных композиций с помощью симметрии;
- развитие умения распознавать формальные приметы и эстетические качества окружающей предметно - пространственной среды, окружающего природного мира, классифицировать и идентифицировать предметы, явления, процессы;
- развитие умения аргументировать своё предложение или критику;
- развитие коммуникабельности, дружеского, уважительного отношения к товарищу по команде.
- воспитательные:
- воспитание в детях интереса к различным видам искусства, к возможностям комбинаторной композиции;
- развитие чувства прекрасного, наблюдательности и творческого мышления; - формирование умения сохранять впечатления, опыта удержания их в акте художественного видения и воплощения в произведении.
Материалы для учителя: монитор; видеоряд об орнаментах, ритме, симметрии и асимметрии с демонстрацией работ предыдущего занятия.
Материалы для учащихся
Два планшета квадратной формы 80 х 80 (см), набор разноцветных квадратиков, треугольников не менее 8 размерных и пропорциональных видов и 7 хроматических цветов в нескольких тональных вариантах.
План занятия
- Повторение предыдущего материала о видах орнамента; о ритме - главном законе красоты для орнаментов; о традиционных способах составления орнаментов.
- Знакомство с законом красоты - симметрией (осевой и центральной).
- Закрепление нового материала через выполнение двух фигуративных композиций бабочки в квадрате по представлению с использованием комбинаторных приёмов и простых геометрических фигур из цветной бумаги ограниченной палитры. Работы выполняются двумя составами команд без предварительного эскиза, импровизационно, «на глазок», - в течении 15- 20 минут.
- Обсуждение итогов командных работ.
Введение
Повторение основной информации о ритме и орнаментах.
- Орнамент - украшение на основе ритма с чередованием элементов и промежутков между ними. Композиция построенная на ритмическом повторении и организованном расположении элементов в замкнутых или открытых геометрических формах - в полосе, прямоугольнике, круге, плоскости или сетке. В зависимости от характера мотивов различают следующие основные виды орнаментов: геометрический, растительный, зоомофорный. Соблюдение чёткого ритмического повторения всех элементов орнамента, и всех интервалов между этими элементами может сделать самый простой мотив эстетически ценным и привлекательным, т.к. вступает в силу великий закон красоты - ритм.
Знакомство с законом красоты - симметрией (осевой и центральной) Сегодня мы познакомимся с ещё одним законом красоты - симметрией, с её двумя наиболее распространёнными видами, - центральной и осевой. В таких симметричных композициях всегда чётко видна их характерная особенность - особое, - одинаковое, - деление на части формы объекта. В осевой симметрии - на точную левую и правую части (зеркальное повторение формы относительно линии симметрии). В центральной симметрии - это вращательное расположение элементов вокруг центра (точки). Законы красоты - ритм, симметрия (а-симметиря) всегда практически одновременно присутствуют в изобразительном пространстве и организуют гармоничные визуальные качества объектов. Симметрия - принцип организации композиции, где элементы расположены геометрически правильно, почти идеально, относительно плоскости, оси или центра композиции. Это средство с помощью которого организуется форма предметов - зданий, машин, станков, бытовых предметов и т.п. То есть наиболее часто их используют в ДПИ, дизайне и архитектуре, - в рукотворной предметно - пространственной среде, окружающей нас каждый день. А самые яркие примеры симметрии, - это, конечно, различные природные явления, всевозможные представители флоры и фауны. Давайте вспомним, - кто же из них наиболее ярко несёт на себе приметы симметрий, - и центральной, и осевой. Называем примеры симметрии осевой: птицы, животные, насекомые, рыбы; человек, мебель, посуда, архитектура). Называем примеры симметрий центральной: бутоны цветов, ракушки, снежинки. То есть с. - это не просто закон к, но и практически основной способ организации всех земных биоформ. Это также явление и физики, и биологии, и анатомии, позволяющее всему живому процветать на нашей планете, которая тоже, кстати, имеет свою ось симметрии - ось вращения.
.
Основная часть
Сообщение условий задания
Учащимся предстоит составить комбинаторные композиции «Бабочки» в квадрате способом симметричного сложения, с использованием двух схем цветовых гармоний в технике быстрой аппликации из цветной бумаги. Работа организована на основе осевой симметрии. Приблизительное время выполнения каждой работы 15 минут. Эта работа - экспромт, импровизация. Она выполняется без предварительного эскиза. Без линеек, без эскизов, и у этих композиций автором будет не один человек, а целая команда. Это будет занятие, и это будет игра, где соревнуются не только интересные идеи и фантазия, но и дружеское, уважительное отношение к товарищу по команде. А также умение аргументировать своё предложение или критику.
Коллектив изостудии предварительно разделится на две команды. Команда, которая выполнит более гармоничный, более законченный, более оригинальный вариант бабочки и уложится вовремя, - и будет победительницей.
Условия составления формы композиции
В форме бабочек, которые стали сегодня нашим источником вдохновения, чётко выделена композиционная ось симметрии, - её туловище, - небольшим размером, короткой вытянутой вертикально формой, малым количеством составляющих элементов. Это её конструктивно - композиционный центр, и при этом он как - бы и не очень выделяется. Он держит на себе большую «декоративную» массу крыльев. Сгущение или усложнение элементов декора преобладает либо в центре, либо по краю формы. Очень важна сбалансированность всех элементов композиции: большие верхние крылья уравновешены нижними. Элементы должны чётко подчиняться симметричности формы, размерам, цветам заданной темы.
Условия цветового решения композиции
Цвет очень важен, - он может сделать бабочку красивее, изысканнее, а может её просто испортить, - «разрушить». Договоримся использовать ограниченную, но не скучную палитру цветов. Одна команда будет использовать часть цветового круга от желтого к фиолетовому цвету через зелёный и синий цвета. Другая команда будет использовать другую часть цветового круга, тоже от жёлтого цвета к фиолетовому, но уже через цвета оранжевый и красный. Это наиболее распространённая схема цветовой гармонии - контраст дополнительных цветов. Для достижения визуального равновесия и структурной стройности композиции также условимся использовать в верху светлые оттенки, внизу композиции - тёмные, между ними средние по тону, - ни светлые, ни тёмные. Фоны в нашем случае - нейтральные, - серый и серо - коричневый.
Ход работы
- Участники коллектива делятся на две команды, делят полномочия: кто-то будет выкладывать композицию, кто-то будет наблюдать за цветовой гаммой, кто-то будет следить за симметрией, кто-то будет наблюдать за равномерностью сгущения или разрежения используемых элементов. А кто-то будет просто удобно раскладывать имеющиеся геометрические элементы, чтобы ускорить и облегчить созидательный процесс. И при этом каждый обязательно будет вносить в общую работу на планшете свои выбранные элементы.
- Дети получают наборы простых геометрических фигур из цветной бумаги, и на больших квадратных планшетах нейтрального цвета начинают выкладывать заданную симметричную композицию. Составляется композиция с произвольным количеством возможных деталей на каждой стороне композиции, но обязательно одинаковое слева и справа, зеркально расположенных, относительно выбранной оси симметрии (туловища бабочки). Складываются элементы сразу парами, - и слева, и справа, с повторением и размеров, и цветов, и интервалов между ними. Важно, чтобы несмотря на обилие деталей, форма бабочки была целостной, законченной, уравновешенной.
- Так как композиция «рождается» импровизационно, без предварительных эскизов, изменения композиции происходят не «по плану», но всё же по порядку, - от общего к частному. Сначала выкладываются самые крупные детали крыльев, самые мелкие - в конце. Важно сохранить ажурность фигуры, - обязательно оставлять между цветными элементами фрагменты фона, которые дополнительно будут поддерживать композиционную лёгкость и целостность фигуры бабочки. Постепенно добавляются элементы композиции, желательно продуктивно использовать предложенный набор бумажных фигурок. Можно несколько раз использовать одну и ту же геометрическую форму. Можно использовать приёмы «цепочка», «внахлёст»,- когда один элемент частично перекрывает другой. Важно сохранить и правильно использовать этот «новоиспечённый» элемент в другой части композиции.
- Одновременно коллективно составляется и редактируется форма бабочки, оставляются наиболее удачные варианты из полученных или перекладываются в новый вариант. Импровизируя в поисках гармоничного результата, выбирая наиболее удачные варианты и редактируя промежуточные, «сырые», очень важно суметь быстро оценить правильность и актуальность расположения элемента. При этом надо уважать мнение и работу участников своей команды. Каждый участник вносит свой личный вклад в составление общей композиции. От участников требуется непростое поведение, - умение и настаивать на своём мнении, и умение ради общего результата отступиться от своего предложения, а главное, - его аргументировать. Завершая работу, детям важно обратить внимание на характер сочетаний цветов и фигур в композиции в целом, и в частности. А также на общую форму крылатой красавицы. Возможно, необходимо внести какие-нибудь коррективы в законченную форму композиции.
Подведение итогов занятия
Рассматриваем выполненные коллективные работы. Пытаемся определить успешность выполнения работы, выслушивания и личные мнения авторов, и мнения команды соперников. Говорим о итоговой цветовой палитре, исследуем целостность верхних и нижних крыльев. Отсматриваем характер краевого оформления композиции, говорим об использованных приёмах складывания фигурок, о наличии нейтральных фрагментов фона в ажурной кладке ярких пятен цвета. Отслеживаем симметричность расположения и маленьких частей, и конструктивных элементов. Признаки осевой симметрии в созданной творческой композиции успешно освоены и могут быть как, и идентифицированы, так и использованы в дальнейшей практике. В любом случае, это был творческий и совсем непростой опыт сотрудничества, полезный и необычный.
Благодарим всех за участие и старание! Желаем друг другу творческих удач!
Фотографии урока