"Программа наставничества"
Программа наставничества "Учитель - ученик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_nozdrinoy_evy.docx | 75.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Губкинского
ПРОГРАММА
наставничества
(форма учитель- ученик)
Направленность: художественная
Возраст, на которых рассчитана программа: 11-15 лет.
Срок обучения 1 год.
Наставник: Храмцова Анастасия Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДДТ» г.Губкинского;
Наставляемый: Ноздрина Ева.
2023 год
г. Губкинский
Индивидуальная программа по работе с наставляемым учеником разработана на основе:
- Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 года №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");
- Целевой модели наставничества МБУ ДДО «ДДТ», Приказ №6/1 от 11.01.2022 «О внедрении Целевой модели наставничества ОО»;
- Приказа № 01-03 от 09.01.2023г. «О внедрении Целевой модели наставничества на 2023 год».
Актуальность разработки программы.
Наставническая деятельность является одним из приоритетных направлений в системе образования РФ. Такая деятельность очень важна и актуальна для высокомотивированных детей.
Период становления и взросления у подростков не всегда проходит без проблем. Особенно часто они возникают у детей с высокоразвитыми внутренними и внешними потребностями. Таким детям хочется быть успешными во всех областях деятельности. Они хотят и умеют получать знания и применять их на практике, участвовать и побеждать в конкурсах, быть социально-полезными и значимыми.
Таким детям необходима помощь педагога-наставника, для координации деятельности и создания условий для успеха и самореализации такого подростка. Взрослый и опытный педагог, готовый поделиться своими знаниями, умеющий общаться и понимать внутренний мир ребенка, выявлять проблемы и недостатки, корректировать их.
Педагогическая целесообразность.
В ходе реализации программы наставничества решаются следующие педагогические задачи:
- формирование у ребенка гармоничных представлений о себе и своих способностей;
- гармоничное развитие ребенка, привитие навыков самозначимости и саморазвития, стремления к дальнейшему развитию своего личностного, физического и интеллектуального потенциала;
-выработка эффективных способов взаимодействия ребенка – семьи – наставника.
Отличительные особенности программы.
Программа является универсальной и подходит для всех высокомотивированных детей в возрасте 11-15 лет. Основным направлением взаимодействия наставник - наставляемый является деятельность в дизайне и проектировании одежды. В ходе реализации программы выстраивается индивидуальная траектория взаимодействия с ребенком и с его семьей, которая помогает достичь наибольшего результата.
Форма наставничества: учитель – ученик.
Принципы наставничества:
-Принцип воспитывающего обучения;
-Принцип ориентации на успех;
- Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
Методы работы и педагогические технологии:
- технология педагогического сопровождения;
- проектно-исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- педагогика сотрудничества;
- проекты;
-анкетирование;
- совместная деятельность;
- общественно-полезная работа.
Формы подведения итогов реализации программы.
- диагностика эмоционального состояния;
- мониторинг личностных качеств на входе, середине и конце реализации программы;
- результативность участия в конкурсах;
- количественный показатель общественной деятельности.
Цель программы:
Личностное и творческое развитие ребенка, через погружение в технологии изготовления одежды, а также участие в общественной деятельности, создание и реализацию социально-значимых проектов.
Задачи:
Обучающие:
- стимулирование мотивации к получению знаний и навыков конструирования и моделирования одежды;
- расширение включенности ребенка в социально-значимую деятельность и развитие его активной жизненной позиции;
- формирование умения анализировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование умения работать по предложенным инструкциям.
Воспитательные:
- воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией;
- привитие настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;
- повышение эмоциональной и социально-бытовой готовности к самостоятельной жизни;
- формирование умения работать над проектом, исследовательской работой.
Развивающие:
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развитие словарного запаса и навыков общения.
Структура работ с учеником - наставляемым:
Этапы реализации программы:
Этап | Срок реализации |
Проведение анкетирования наставника и наставляемого на начало работы | Январь 2023 г. |
Подготовка необходимых условий для реализации | Январь 2023 г. |
Составление индивидуального плана наставляемого | Январь 2023 г. |
Работа наставнической пары по реализации индивидуального плана | Январь – декабрь 2024 г. |
Завершение наставничества | Декабрь 2024 г. |
Мониторинг и оценка эффективности реализации программы | Январь 2024 г. |
План-сетка программы
Наименование | Цель | Сроки |
Диагностические мероприятия | Выявить потребности ребенка. | Январь 2023 г. |
Работа с родителями | Наладить контакт с семьей, выявить особенности взаимоотношений для дальнейшей деятельности. | Февраль 2023 г. |
Участие в общегородских и общественных делах | Привить качества личности, необходимые для активной жизненной и гражданской позиции | Январь-декабрь 2023 г |
Проектная деятельность | Развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений | Март - май 2023 г. |
Участие в конкурсах | Формирование Портфолио достижений наставляемого | На протяжении реализации всей программы |
Реализация индивидуальной программы п рассчитана на 1 учебный год.
Режим занятий.36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу).
Принципы педагогической деятельности в работе учеником - наставником:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
Формы работы по программе наставничества:
- работа по индивидуальным планам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность.
Работа с родителями.
- создать условия для формирования у ребенка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
- привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Критерии результативности заключаются в определении и выделении основных базовых знаний и навыков, которые могут проверить и оценить выполнение практических заданий. Эти навыки касаются следующих направлений работы:
- умение моделировать и конструировать одежду;
- умение создавать коллекции одежды на основе художественных образов и творческих замыслов;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать мир моды во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
Именно эти направления работы на каждой ступени обучения должны быть в любом случае предусмотрены педагогом, поскольку они в значительной степени определяют успешность дальнейшего продвижения ученика и его творческого развития. В соответствии с ними и разработаны творческие работы по данной программе по каждому году обучения.
Формы и способы отслеживания результатов:
- Выставки;
- Проектная деятельность;
- Конкурсы;
- Индивидуальные консультации;
- Работа с печатными и электронными информационными источниками;
- Посещение спектаклей и эстрадных представлений.
Предполагаемые достижения (на какие конкурсы, мероприятия и т.д.)
- Участие в международных конкурсах;
- Участие во всероссийских конкурсах;
- Участие в конкурсах исследовательских работ и творческих проектов;
- Участие в муниципальных и окружных конкурсах.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Изучение интересов и способностей ученика - наставника. | - | 1 | - | 1 |
2 | Диагностика родителей и индивидуальные беседы. | - | 1 | - | 1 |
3 | Выбор тематики проекта для научно – практической конференции «Эстафета знаний» | - | 1 | - | 1 |
4 | Изучение материала, техник батика, инструментов и материалов. | 1 | - | - | 1 |
5 | Работа над проектом. | 1 | 3 | - | 4 |
6 | Участие в научно – практической конференции « Эстафета знаний» | - | 1 | - | 1 |
7 | Участие в городском конкурсе «Рождественский вернисаж» | 1 | 3 | - | 4 |
8 | Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса экологических рисунков | 1 | 2 | - | 3 |
9 | Участие в конкурсе-фестивале «Музыкальный звездный олимп» | - | 3 | - | 3 |
10 | Участие в городском конкурсе «Пасхальный вернисаж» | 1 | 2 | - | 3 |
11 | Изучение приемов и техник графики | 1 | 4 | - | 5 |
12 | Изучение техник и приемов живописи | 1 | 4 | - | 5 |
19 | Общественная деятельность, участие в конкурсах | - | - | 2 | 2 |
20 | Рефлексия, контроль удовлетворенности родителей и наставляемого. Диагностика | - | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 6 | 23 | 7 | 36 |
Методическое обеспечение программы.
Материально-технические ресурсы:
- мультимедиа проектор;
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- МФУ
Информационные ресурсы:
- сайты;
- сервисы;
- базы данных;
- электронные библиотеки.
Методическое обеспечение.
- Тестовые материалы для выявления высокомотивированных детей;
- Подборка ролевых игр для наставников и наставляемых;
- Индивидуальный план работы с наставляемым;
- Методические пособия по итоговой рефлексии;
- Мониторинговые таблицы.
2.Условия для реализации программы.
Для успешной реализации программы необходим: кабинет, удобные столы и стулья, мольберты, натурный фонд, художественные материалы и инструменты.
Список литературы.
Для педагога:
1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
2. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47- 54.
4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
5. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4.
6. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3.
Для учащегося
1. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю. Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
2. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 144 с.