Методическая разработка занятия Paint-рисование. Виды и жанры изобразительного искусства.
Изучение видов и жанров ИЗО и создание творческой работы в графическом редакторе Paint.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес»
План-конспект открытого занятия
по дополнительной общеразвивающей программе
«Пользователь ПК»
Тема: Paint-рисование. Виды и жанры изобразительного искусства.
Возраст учащихся: 7-13 лет
1-й год обучения
педагог дополнительного образования
Гофман Вера Юльевна
Санкт-Петербург
2021 год
Пояснительная записка
Искусство – это особое восприятие мира, отображение внутреннего или внешнего состояния творца c помощью художественных образов. Оно помогает познать действительность через творения мастеров. Это понятие включает в себя несколько значений: духовное и практическое познание реальности; высшая степень мастерства в какой-либо сфере труда. Человек благодаря своему воображению обладает способностью эстетического восприятия действительности. Творчество помогает изменить окружающий мир, сделать его прекрасным.
Тема открытого занятия: Paint-рисование. Виды и жанры изобразительного искусства.
Дата и место проведения: 13 апреля 2021 года, ГБУ ДО ДДТ "Град чудес", кабинет 301.
Год обучения по программе: первый.
Возраст учащихся: 7 – 13 лет
Тип занятия: практическая работа.
Форма проведения занятия: - групповая, индивидуальная.
Методы:
объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
практический - отработка навыков;
повторение/ закрепление;
Педагогические технологии: информационно-коммуникационная технология;
Личностно-ориентированная;
Методы обучения
Словесные – рассказ педагога, постановка задач, обсуждение непонятных и сложных моментов.
Наглядные – подборка фотографий и материалов об искусстве.
Практические – применение теоретических знаний и практических умений в самостоятельной практической деятельности.
Наглядно-образные – объяснение педагога сопровождается обязательным показом предмета объяснения (фотографии, презентация);
Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении с показом предмета исследования (фотографии).
Цель: изучить виды и жанры ИЗО и создать творческую работу в графическом редакторе Paint.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с видами и жанрами изобразительного искусства.
- Формировать знания, умения и навыки работы с инструментами графического редактора Paint;
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, творческую активность и воображение учащихся.
- Развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве;
- Развить навыки работы с компьютером.
Воспитательные:
- Развитие художественного вкуса;
- Воспитать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.
- Способность оценить свою работу и работы учащихся.
Ожидаемые результаты: по окончанию занятия учащиеся:
- будут знать виды и жанры ИЗО;
- выполнят практическую работу в графическом редакторе Paint.
Дидактические материалы:
- Презентация PowerPoint по теме "Виды и жанры ИЗО";
- Раздаточный материал – открытки с жанрами ИЗО.
Техническое обеспечение занятия:
- Компьютер педагога.
- Мультимедиа проектор.
- Компьютеры детей.
- Программа Paint на всех компьютерах.
Этапы проведения занятия:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
I этап: Организационный. Эмоционально-психологический настрой учащихся на работу. Мотивация на практическую деятельность. | Учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются по своим местам. Педагог сообщает тему и цель занятия. -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучать новую тему: “Виды и жанры изобразительного искусства”. Итак, давайте начнем. Что же такое «искусство»? Как вы думаете? | Ответы учеников
| 2 мин |
II этап: Введение в тему занятия. | (показываются слайды мультимедийной презентации) -Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография, театр и т.д. Сегодня наша задача познакомится с видами изобразительного искусства. Основными видами являются: 1. Живопись (работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости). 2. Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок). 3. Скульптура (работа, выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки). 4. Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений). 5. Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать). Жанры изобразительного искусства. Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами. Педагог включает видео-песенку о жанрах ИЗО на мульти-медиа. К жанрам изобразительного искусства относятся (показ слайдов): 1.Пейзаж – изображение природы. Бывает: - Морской - Деревенский - Архитектурный - Городской - По временам года 2. Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари. 3. Портрет – изображение человека. 4. Анималистический – изображение животных. 5. Бытовой - изображение жизни людей. 6. Батальный – изображение военных действий. 7. Сказочно-былинный – изображение сказочных героев. 8. Исторический – изображение исторических событий. Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Теперь попробуем разложить открытки с изображением картин по жанрам. Педагог раздаёт открытки детям. Дети раскладывают открытки и объясняют, какой это жанр и почему. Теперь проведём викторину на знания жанров ИЗО (педагог включает презентацию на всех компьютерах учащихся). Учащиеся должны выбрать из разных жанров ИЗО правильных вариант. | Частично-поисковая деятельность. Ответы учеников | 10 мин |
III этап: Правила безопасности во время работы за компьютером. | Ребята, не забываем про технику безопасности при работе за компьютером (педагог проговаривает технику безопасности). Правила безопасности во время работы. 1. Необходимо бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Запрещается стучать по монитору, системному блоку, ударять мышкой об парту и т. д. 2. При выявлении неисправностей в оборудовании, самопроизвольного выключения техники, разного рода поломок незамедлительно сообщить учителю, предварительно прекратив работу со сломанной аппаратурой. 3. Не разрешается самостоятельно пытаться починить технику. 4. Использовать компьютер только для выполнения заданий, данных преподавателем. 5. Держать правильную осанку. 6. Соблюдать оптимальную дистанцию между глазами и экраном компьютера. 7. Если возникла чрезвычайная ситуация, необходимо сохранять спокойствие и выполнять указания учителя. Правила безопасности труда. - через каждые полчаса работы нужно 15 минут отдохнуть (для защиты зрения). | Повтор и выполнение техники безопасности | 2 мин |
IV этап: Объяснение темы занятия: объяснение, рассказ педагога | Самостоятельная работа по созданному алгоритму. -Итак, сегодня мы нарисуем работу в одном из изученных жанров ИЗО – натюрморт в программе Paint. Педагог включает на каждом компьютере учащегося файл со схемой будущей работы. -Используя данную схему, нам нужно создать творческую работу в жанре натюрморт. Использовать будем инструменты программы: линия, кривая линия, кисть. А также различные фигуры для декора. | Практическая деятельность | 2 мин |
Vэтап: Практическая работа. | Учащиеся выполняют работы, педагог помогает при необходимости, советует как сделать лучше. | Практическая деятельность | 10 мин |
VI этап: Физ. минутка | -Ребята, сейчас немного передохнём и выполним несколько упражнений (педагог включает видео-ролик). -Давайте будем повторять упражнения за героем видео (учащиеся повторяют упражнения). Выполнение упражнений для отдыха глаз: -И дадим отдохнуть нашим глазкам (педагог включает видео-ролик с гимнастикой для глаз). -Молодцы! Продолжаем работать. | Повтор и выполнение упражнений | 3 мин |
VII этап: Практическая работа. | Учащиеся продолжают выполнять работы, педагог помогает при необходимости, советует как сделать лучше. | Практическая деятельность | 10 мин |
VIII этап: Подведение итогов и обсуждение результатов (эмоционально-оценочный). Постановка учебной задачи на дальнейшее исследование. | Демонстрация готовых работ, их обсуждение. Педагог характеризует и оценивает успешность работы учащихся, точность исполнения работы и благодарит всех за творческую работу и трудолюбие. -Ребята, вы большие молодцы! Не смотря на единую схему построения натюрморта, у всех получилась своя, отличная от других работа. Вы проявили свою фантазию в декоре натюрморта! -Давайте подытожим. Какие виды изобразительного искусства вы знаете? Какие жанры изобразительного искусства вы сегодня изучили? (учащиеся отвечают на вопросы) -Спасибо вам за отличную работу на занятии. До свидания! | Рефлексия, обсуждение и просмотр работ | 6 мин |
Приложение:
Создания пейзажа в программе Paint.
1. Открыть схему в программе Paint:
2. Выбрать инструмент «Кривая линия» и соединить овалы (внешняя линия вазы). Получается ваза. Выбираем цвет и закрашиваем инструментом «Заливка». Цвет выбрать самостоятельно.
3. Далее опять выбрать инструмент «Кривая линия» и соединить овалы для получения внешней линии стакана. Выбрать цвет и закрасить инструментом «Заливка».
4. Закрасить фон.
5. Добавить предметы в натюрморт, например, апельсин и яблоко. Использовать форму «Овал». Закрасить фрукты «Заливкой». Для передачи фактуры можно использовать кист «Распылитель».
6. Добавить в натюрморт ягоды, например, вишню. Нанести декор на стакан или вазочку по желанию. Нарисовать стебли цветов «Кривой линией».
7. Нарисовать цветы в вазе. По желания добавить ещё предметы или декор.
Натюрморт в программе Paint готов!
Работы учащихся