Открытый урок в 1 классе Тема -Изготовление рельефа "Животные"

Выдрина Анна Ивановна

 

Тип урока: формирования новых знаний и применения их на практике.

Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения, посредством последовательного выполнения стилизованного рисунка животного.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- ознакомление с принципами стилизации изображения животных;

- формирование умений самостоятельно анализировать формы изображения животных;

- формирование навыков последовательного выполнения стилизованных рисунков животных.

Развивающие задачи:

- развитие творческого воображения и образного мышления при анализе форм животного мира

-  развитие мелкой моторики, точности движения рук, аккуратности  при выполнении практического задания.

Воспитывающие задачи:

- воспитание интереса к искусству стилизации природных форм.

- воспитание эстетического вкуса.

 Методы обучения:

- словесные (формирование теоретических знаний);

- практические (освоение новой техники);

- наглядные (для понимания и усвоения нового материала);

- проблемно - поисковые (самостоятельная работа);

Средства обучения:

наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, образцы работ детей из фонда керамической мастерской, иллюстрации, доска.

Инструменты и материалы: бумага белая формат А-4,альбомы, карандаш, ластик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_relefa_zhivotnye_word.docx197.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изготовление рельефа «Животные»

 Урок 1.Выполнение эскизов.

2 занятия по 80 минут.

1часть выполнение эскиза.

Тип урока: формирования новых знаний и применения их на практике.

Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения, посредством последовательного выполнения стилизованного рисунка животного.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- ознакомление с принципами стилизации изображения животных;

- формирование умений самостоятельно анализировать формы изображения животных;

- формирование навыков последовательного выполнения стилизованных рисунков животных.

Развивающие задачи:

- развитие творческого воображения и образного мышления при анализе форм животного мира

-  развитие мелкой моторики, точности движения рук, аккуратности  при выполнении практического задания.

Воспитывающие задачи:

- воспитание интереса к искусству стилизации природных форм.

- воспитание эстетического вкуса.

 Методы обучения:

- словесные (формирование теоретических знаний);

- практические (освоение новой техники);

- наглядные (для понимания и усвоения нового материала);

- проблемно - поисковые (самостоятельная работа);

Средства обучения:

наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, образцы работ детей из фонда керамической мастерской, иллюстрации, доска.

Инструменты и материалы: бумага белая формат А-4,альбомы, карандаш, ластик.

ХОД УРОКА

Организационная часть

Преподаватель: Здравствуйте, ребята!

Давайте проверим готовность к уроку: У каждого учащегося на столе должны быть белые листочки  формат А- 4 или альбомы, карандаш и ластик. Сегодня мы с вами научимся стилизовать фигура животных, рассмотрим этот принцип на примере кошки. Перед  нами несколько изображений кошки. ( Приложение к уроку № 1,2, 3,4,5)

C:\Users\users1\Desktop\Категория\1844_black.png 107502.jpgC:\Users\users1\Desktop\Категория\ba2e739df18bc4cebba8b8515fe045b4.jpg  2200_0.jpg

Давайте рассмотрим  всех кошек вместе (показать 5 разных изображений стилизованных кошек). Скажите, по каким признакам вы понимаете, что это кошки?

Учащиеся могут ответить, что их характерные признаки-уши, лапки и хвост...

Преподаватель: то есть у каждого рисунка кошки остается какой-то характерный признак для нее, правильно я вас понимаю? Все верно, ребята! Итак, мы подошли к теме нашего урока настолько близко, что вы сами смогли эту тему угадать! И это «Стилизация изображения животных».

Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения и с последовательным выполнением стилизованного рисунка животного. Подготовка эскиза в формате к следующему уроку.

 Итак, СТИЛИЗАЦИЯ (преобразование) - это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы. Стилизация делает объект искусства более понятным. Стилизация животных - это процесс декоративного оформления, который из обычных животных, например, может сделать ярких, красочных и сказочных персонажей. Здесь опять на помощь приходит фантазия, воображение и импровизация. Декоративная стилизация животных имеет определенные границы. Если необходимо изобразить лису, волка или рыбу, то все эти объекты должны быть узнаваемыми. А вы знаете, что первые стилизованные рисунки - это древние наскальные изображения? Древние люди рисовали все, что их окружало, а через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире.

Обычно стилизация применяется в иллюстрировании сказок, в картинах художников. Стилизацию изображения животных мы можем встретить в различных логотипах, эмблемах, фирменных знаках, гербах, в декоративно-прикладном искусстве, часто стилизованные изображения используют в орнаментах различных стран и народов для украшения бытовой утвари, в архитектуре, и даже в мультипликации и многом другом!  

 Итак, СТИЛИЗАЦИЯ-это упрощенный четкий, контрастный рисунок, в основе которого лежит силуэт, форма, линия, пятно, цвет и стиль. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать рисунок, нужно видеть его силуэт, отобрать основные, характерные черты и признаки. Далее упростить визуальное изображение формы объекта. Когда это найдено, начинается работа над стилизацией. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт «составляется» картинка. Принципы: упрощение формы, ее усложнение, применение цвета, фактуры, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

Итак, ребята, настало время для творческого задания! Нам необходимо стилизовать, упростить такое замечательное животное, как кошка, для того чтобы в дальнейшем это эскиз перевести на материал. Наши листочки расчерчиваем, так чтобы получилось четыре квадрата, в каждом квадратике рисуем, свой  вариант кошки. Затем я выбираю лучший вариант, и его отрисовываем так чтобы готовая работа получилась примерно 15см. на 15см.

Заключительная часть урок

Преподаватель: Ребята! Время выполнения задания подошло к концу мы все справились с поставленной задачей, у всех  готовы эскизы в формате для того чтобы приступить непосредственно к выполнению рельефа, а этим мы займемся на следующем уроке.

Всем спасибо за внимание, благодарю вас за урок! Можете приступать к уборке своего рабочего места! До свидания.

                             

Урок 2: Изготовление рельефа «Животные»

Изготовление плинта нанесение рисунка. Завершение работы.

 Тема: Плоскостная лепка из глины тема - «Животные»

Цель: формировать коммуникативные способности, отрабатывать практические приемы работы с глиной.

Задачи: 

- научить стилизации природных форм;

- закрепить приемы работы с глиной;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

- развивать творческое воображение;

- проводить рефлексию деятельности;

- развитие творческих способностей;
- воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
- развитие коммуникативных качеств: умение трудиться в коллективе;
- формирование целеустремлённости, настойчивости, трудолюбия;
- воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;
- формирование понятий о безопасности жизнедеятельности.

Инструменты и материалы:

1.Глина;

2.Стеки;

3.Подставки для лепки фигурок;

4.Мокрые тряпочки и сухие полотенца.

Ход урока:

I Организационный момент

 Добрый день  ребята!  Сегодня тема урока  - Рельеф «животные». Мы с вами будем выполнять эскизы выбранных нами животных.

Проверка готовности учащихся к уроку:

- Подготовьте  на рабочем месте клеёнку, глину, баночку для воды стеки.

Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

- А теперь отгадайте загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – 

Она понадобится сразу. 

Ответ: Глина

II Теоретическая часть.

Слово скульптура пришло от латинского слова «высекать».

Древние славяне называли это искусство ваянием. Ваяние – способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала  (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее.

Рельеф - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.

Основные виды - барельеф, горельеф, контррельеф.

Барельеф - это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.

Горельеф - это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.

Контррельеф - это рельеф углубляется в поверхность, он представляет собой как бы «негатив» барельеф.

Сграффи́то (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito) - техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость. Простейший случай двухцветного сграффито - нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах соскрести штукатурку, то получится двухцветный рисунок.

Таким образом, мы узнали с вами, что рельеф – это скульптурное изваяние.

Тема урока «Лепка рельефа».

Скажите, можно ли назвать скульптурой изображение из пластилина, глины? (да, они выполнены в реальном объеме, только из мягких, пластичных материалов).

Итак, чтобы выполнить рельеф, что сначала нужно заготовить? (пластину - плоскость, на которую опирается рельеф).

Как вылепить пластину? (вспомнить способы лепки).

Чтобы создать выпуклый объем на плоскости, какие приемы лепки можно использовать? (Налеп).

А если делать углубленный рельеф? (процарапывание стекой).

Правильно! Но есть еще прием – это выбирание, выскабливание материала стекой.

- Давайте рассмотрим способы лепки рельефной пластины.

Работа над рельефом проводится в несколько этапов: сначала из  пластилина изготавливается пластина толщиной не менее 3-4 мм, затем на нее стекой наносят рисунок, затем по рисунку накладывается лепной орнамент. Края прочно примазываются к основе. Рельеф можно выполнить и другим способом: на пластину наносится узор, а лишний пластилин вокруг него осторожно удаляется стекой, как бы выскабливается. В результате фон опускается, а рельеф остается приподнятым над плоскостью пластины.

 

-Как вы думаете? Можно ли привнести в изготовление рельефа еще что-то, о чем мы говорили вначале?  (Сграффито)

-Что вы можете предложить, чтобы получилось изображение в технике сграффито? (два слоя пластилина разных цветов).

-Как это сделать? (вылепить две одинаковые по размеру, но разные по цвету пластины).

Правильно, при помощи стеки можно будет обнажить часть нижнего слоя. Посмотрим, как может выглядеть вариант сграффито в пластилине. (слайд)

-Как вы считаете, можно ли объединить два способа изготовления рельефа (выпуклый и углубленный) с техникой сграффито? (да).

-Тогда я предлагаю вам выполнить рельеф с их применением.

Тему для изображения вы выберите сами. Главное, что следует помнить – это грамотная композиция. Выделение главного элемента и дополнение его мелкими деталями с учетом формы пластины (она может быть прямоугольной, овальной и др.).

План работы:

Изготовление пластины (учет цветосочетания)

Нанесение на пластину рисунка.

Выскабливание изображения.

Дополнение налепом и др.

Демонстрируют понимание содержания материала. Проявляют интерес к решению предложенной творческой задачи на основе полученных знаний.

Определяют алгоритм работы

Познавательные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания;

предметные - моделирование способов творческой деятельности;

Коммуникативные: : взаимодействие с педагогом, одногруппниками – контроль, коррекция, оценка высказываний студентов.

III Практическая часть. Творческая работа.

И так ребята, сегодня мы приступим к выполнению рельефа животные. Для этого нам понадобится кусочек глины примерно пол килограмма, мы его руками разминаем в «блин». Затем берем ткань для раскатки глины, на неё кладем нашу глин, сверху закрываем свободным краем ткани, так чтобы глина была и сверху и снизу прикрыта тканью и не прилипла ни к клеёнке, на которой работаем, ни к скалке. Еще раз проминаем руками, предварительно расправив на ткани все складки, а иначе вся фактура ткани если она в складках отпечатается на нашей заготовки для работы. Только после этого, раскатываем глину, не снимая ткань, до толщины пласта примерно около 1-1,5 см. Затем снимает ткань с верхней часть глины и накладываем на пласт эскиз таким образом, чтобы он полностью поместился. Аккуратно с помощью деревянной палочки продавливаем- переносим эскиз на глину. Листочек с эскизом снимаем с пласта, но не выкидываем, так как нам еще понадобится уточнить детали.  С помощью стека вырезаем нашу работу, но для этого нужно быть аккуратным стек нужно держать максимально перпендикулярно столу, а иначе получится срез пласта с наклоном, это повлияет на качество бедующей работы. После того как закончили, выравниваем края работы с помощью влажной губки. В зависимости от эскиза наносим на работу - оттиски, налепные узоры или раскрашиваем ангобам. После того как работа готова, её необходимо перенести и положить на полочку, где она будет сохнуть предварительно необходимо слегка прижать работы к ровной поверхности и убедиться, что они лежат ровно и не деформируются после сушки.

Заключительная часть урока.

-Ребята! Вы все молодцы работа закончена. Теперь можно приступить к уборке своего рабочего места. Всем спасибо. До свидания!