ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЬВА БАКСТА НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ МОДНОЙ ОДЕЖДЫ XX-НАЧАЛА XXI ВВ
Статья посвящена творчеству Льва Бакста, а так же влиянию созданных им костюмов и декораций к Дягилевским сезонам на модную одежду ХХ века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lev_baxt.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЬВА БАКСТА НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ МОДНОЙ ОДЕЖДЫ XX-НАЧАЛА XXI ВВ
Аннотация
Статья посвящена творчеству Льва Бакста, а так же влиянию созданных им костюмов и декораций к Дягилевским сезонам на модную одежду ХХ века.
Ключевые слова: «Русские сезоны», орнамент, сценический костюм.
THE INFLUENCE OF CREATIVITY OF A LION OF BAKST ON THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC DIRECTIONS IN THE ART OF FASHIONABLE CLOTHES OF THE XX-BEGINNING OF THE XXI CENTURIES
Abstract
The article is devoted to the influence of costumes and decorations of Lev Bakst on fashionable clothes of the twentieth century.
Keywords: "Russian Seasons", ornament, stage costume.
Лев Бакст известен всему миру как живописец, график, художник-декоратор, однако в его творчестве есть страницы, которые тесно связанны с модой.
Желание изысканно наряжаться существовало в любое время. До XIXвека существовали различные стили одежды, они менялись в зависимости от страны либо социального положения, так как мода циклична, иррациональна, носит «классовый» характер: у каждого социального слоя она своя[1]. Во Франции появляются первые модельеры, дома мод, в которых в 1900 году происходит первый триумф дизайнерских вещей. Париж становится центром мировой моды.
Одной из отличительных черт моды становится ее изменчивость, мода становится непостоянной и меняется с бешеной скоростью. Кутюрье приравнивают себя к художникам, равно как их творения – к произведениям искусства.
В 1907 году русский театральный и художественный деятель, антрепренер Сергей Дягилев стал организатором первых выступлений русских артистов оперы и балета в Париже под названием «Русские сезоны».Выступление обрело успех и стало ежегодным. С 1907 по 1922 годы Дягилев организовал 70 спектаклей от русской классики до современных авторов, из которых не менее 50 были музыкальными новинками. «Русский балет» гастролировал как по Европе, так и по США.
После первого выступления «Русских сезонов» в Париже кардинально изменились вкусы на моду: пастельные тона и бледные оттенки сменились роскошью ярких цветов и мерцающего богатства. Богатые декорации и костюмы артистов «Русских сезонов» повлияли на художественный вкус в моде всего десятилетия. «Весь Париж был захвачен этим ярким фейерверком. Как будто гениальный импресарио Сергея Дягилев определял не только оформление «Русских сезонов», но и моду, и косметику, да и весь стиль жизни декадентского парижского общества»[2].
Лев Бакст являлся ярчайшей фигурой кружка «Мир искусства», и был подвержен стремительной изменчивости моды. Он интересовался античностью, в результате чего в своих стилизациях пришел к архаике и преуспел. Преуспевания Бакста в стилизировании позволили применить свои навыки на практике в театре.
Главной персоной Дягилевских сезонов в Париже стал Бакст, художник оформил 12 спектаклей «Русских балетов». Лев Самойлович был увлечен темой античности, восточной тематикой: Индией и Персией, что отразилось в эскизах костюмов, писал сценарии, разрабатывал хореографию, а также на протяжении нескольких лет исполнял прямые обязанности художественного директора в антрепризе.
Первым важным трудом Льва Бакста для парижских постановок стало оформление спектакля «Клеопатра» в 1909году. Особенно отмечали цветовую гамму одеяний, различные аксессуары, сценическое пространство. Не меньшую популярность принесла театральная постановка «Шахерезада». Уникальность постановки заключалась в реализации собственного принципа оформления спектакля: когда сценография, танец, музыка, живопись и костюмы слиты воедино. После премьер «Шахерезады» и «Клеопатры» сценические образы спектаклей стали диктовать стиль жизни города. Появилось новое направление моды того времени - «восточная одежда»: тюрбаны, шаровары, драпировка, прозрачные и яркие ткани.
Истинным шедевром мастера стал эскиз костюма фавна к балету «Послеполуденный отдых фавна», ставший «лицом» программки для седьмого Сезона «Русского балета».
Декоративные стилизации Бакста отличают: яркие пятна, безумство цвета, феерия линий, орнаментов, драпировок. Парижане воспринимали это искусство как «варварскую, азиатскую экзотику».
После ошеломительного успеха Баксту стали поступать контракты на сотрудничество от владельцев модных домов, в одном из которых он познакомился с компанией Пакен и стал сотрудничать с Полем Пуаре. В доме Пакена Бакст сотворил серию эскизов платьев. Модельера Пуаре регулярно посещали новые идеи, которые он реализовывал не только в одежде, но и в интерьерах. Особое внимание уделялось фактуре ткани. Текстильная индустрия Франции обращала особое внимание на требования данного периода.
Лев Самойлович создавал абстрактный, растительный, тематический орнаменты, но особенной виртуозности он достиг в геометрическом, применяя разнообразные способы создания орнамента на ткани: вышивка, набивка, плетение, ткачество. Причудливость узора базировалась на комбинации простых элементов, таких как круги, полумесяцы, использовались трафаретные птицы, цветы и звезды. При помощи узоров и драпировок художник корректировал фигуру: подчеркивал особенности и скрывал недостатки.
Русские мотивы также нашли свое место в творчестве художника: узор малороссийских вышивок с рубашек, цветы с жостовских подносов, хохломские лебеди и листья рябины. Индийские ведические завитки, минотавры и Икары, а так же растительность с персидских и турецких ковров мотивами звучала в творчестве Бакста.
Разрыв между Бакстом и Дягилевым произошел, когда слава Дягилевских сезонов пошла на спад. Антрепренер пообещал Л.С. Баксту предоставить оформление балета «Волшебная лавка», однако не сдержал слово и пригласил в проект декоратора Андре Дерена. Вскоре Лев Самойлович переехал в Америку с целью чтения лекций и проведения выставок. В начале 1923 года художник прочитал свою первую успешную лекцию о моде в отеле Плаза (Нью-Йорк), после которой его представили шелковому королю Америки - Селигу. Селиг предложил Льву Баксту разрабатывать орнаменты для тканей, используя американские народные мотивы, ставшие очень популярными. Дав согласие на сотрудничество, Л.С.Бакст отправился в путешествие по Западному побережью США изучать искусство индейцев в резервациях Калифорнии и Великих равнин.
Менее чем за год, художником было создано 96 эскизов, 12 из которых пошли в производство. Ткани Селига продавали в универмагах Lord&Taylor, и журнал Vogue посвятил Льву Самойловичу Баксту статью, сопроводив ее иллюстрациями того, как могли бы выглядеть платья, сшитые из этой ткани.
В декабре 1924 года, в Париже художник скончался, но и после смерти его эскизы продолжали выставляться.
В современном обществе считается, что все идеалы красоты сформировались, и они сосуществуют в моде синхронно, без социальных различий, а акцент в искусстве модной одежды в настоящий момент и в ближайшем будущем основан на понятии удобства и направлен на неповторимость. Мода уже не властна над человеком, все больше и больше ценится индивидуальность.
Приобретя немыслимую известность в стиле одежды после премьеры «Шахерезады» Лев Самойлович Бакст уже более века оказывает воздействие на модную индустрию: его ориентальному стилю неосознанно придерживались хиппи 1960-х годов, коллекция Ив Сен-Лорана 1976 года так и называлась: «Русские сезоны». Воздействие Бакста также можно проследить в Египетской коллекции Кристиана Диора 2004 года, в византийской теме «Дольче энд Габбана» 2013 года. Над костюмами балетных артистов стали работать такие модельеры как Пьер Карден, Кристиан Лакруа и Карл Лагерфельд.
Балетная тема стала главным направлением весны-лета 2016: воздушные юбки, яркие жакеты. Эта тенденция прослеживается в коллекциях МиуМиу, Ланвин, Шанель и многих других ведущих марок.
В сети «Л'Этуаль» в 2016 году появилась коллекция косметики, бижутерии и аксессуаров «Кураж A laRusse», посвященная Сергею Дягилеву, в которой прослеживается аналогия с жостовской росписью и русской вышивкой. Дизайнер Андрей Артемов, подчерпнув вдохновение в работах Льва Бакста, создал коллекцию «Волк оф Шейм» весна-лето 2019.
Неподражаемый Лев Самойлович Бакст известен своими грандиозными проектами для Русских сезонов С.Дягилева в Париже. Его костюмы, сочетающие в себе буйство красок, интересный крой, но в то же время чувство меры открыли новую эпоху развития мировой моды. В наши дни имя Бакста сохраняет свою известность: о нем пишут книги, открываются выставки посвященные художнику, а дизайнеры используют его принты в своих коллекциях.
Список литературы:
- Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова.Сущность и влияние моды // Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1966.
- Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров. 1900-1999 [Текст] / пер. Ю. Бушуева, Г. Яшина. - М. : Изд-во KONEMANN, 2000. - 457 с.
- Счастный В.Г. Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы. Минск: Четыре четверти, 2016. стр. 119
Mylitta.ru - Мода осень-зима 2018-2019 //[электронный ресурс] https://mylitta.ru/3188-bakst.html // Лев Самойлович Бакст – биография и картины (Дата обращения: 04.11.2018)
- Porusski.me //[электронный ресурс] https://porusski.me/2016/05/27/04-bakst// Лев Бакст - художник, изменивший моду (Дата обращения: 10.11.2018)