Открытый урок по теме: "Графические изобразительные средства. Мягкие материалы."

Трубаева Татьяна Валерьевна

Цель: продолжить формирование графических умений и навыков, расширить представление о натюрморте, развивать наблюдательность, эстетическую восприимчивость, дать знания о мягких графических материалах, навыки работы с ними, научить техническим приемам рисования мягким материалом.

Время: три урока по 40 минут

 

Задачи:
Личностные

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • развитие доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные

  • Умение выстраивать композицию;
  • Выбор положения листа;
  • Определение пространства;
  • Соблюдение формы и пропорций предметов;
  • Умение работать мягкими графическими материалами: углём, сепией  и пастелью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskie_izobrazitelnye_sredstva._myagkie_materialy.docx152.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Графические изобразительные средства. Мягкие материалы.

Тип урока: комбинированный.

Цель: продолжить формирование графических умений и навыков, расширить представление о натюрморте, развивать наблюдательность, эстетическую восприимчивость, дать знания о мягких графических материалах, навыки работы с ними, научить техническим приемам рисования мягким материалом.

Время: три урока по 40 минут

Задачи:
Личностные

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • развитие доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные

  • Умение выстраивать композицию;
  • Выбор положения листа;
  • Определение пространства;
  • Соблюдение формы и пропорций предметов;
  • Умение работать мягкими графическими материалами: углём, сепией  и пастелью.

Оборудование:

Зрительный ряд:

  • напечатанные термины «уголь», «сангина», «сепия», «пастель», «графитный карандаш», «цветные карандаши», «фломастеры», «гелеевая ручка», «маркеры»;
  • рисунки детей из фонда, выполненные различными графическими материалами;
  • уголь, сепия и пастель
  • медали «Знатоку ИЗО», жетоны
  • Мягкая игрушка «Медведь»

Для учащихся: 

мольберты, планшеты, стулья, уголь, пастель, лист А-3, влажные салфетки.

План.

I. Организационный момент -2 минуты.

II. Сообщение темы и задач урока – 3 минуты

III . Основная часть -100 минут

1-ый конкурс «Знаток графических материалов» - 5 минут

2-ой конкурс «Определи технику рисунка» - 5 минут

3-ий конкурс «Дорисуй образ» - 10 минут

4-ый конкурс «Лучший художник» – 80 минут

IV. Подведение итогов конкурсов – 5 минуты

V. Итог урока. Выставление оценок – 5 минуты

VI. Домашнее задание - 5 минут

Ход урока: 

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

I. Организационный момент

Проверяем готовность к уроку

Проверяем наличие всех материалов к уроку.

II. Сообщение темы и задач урока

Урок сегодня необычный:

Проводим конкурс знатоков графики.

Вспомним о том, что мы уже знаем.  И научимся чему-то новому

Покажите сегодня свои знания о мягких графических материалах. Задача ваша нелегка… Выявим среди вас лучшего знатока. Но помимо знания нужно показать умения и навыки рисования.

III. Основная часть

  • За каждый правильный ответ или рисунок вы получаете Жетон. В конце урока выявим победителей по количеству жетонов.
  • Конкурс «Знаток графических материалов»

Перечислите графические материалы, которыми мы рисовали в течение учебного года и те, с какими познакомились

  • Конкурс «Определи технику рисунка»

Задание: из множества предложенных рисунков выбрать один и прикрепить его на доску под тем названием художественного материала, которым он выполнен 

  • Конкурс «Дорисуй образ»

Постараемся в стиле Матисса выполнить свой рисунок, используя мягкий графический материал «уголь». 

На выданном вам листке бумаги видна тонкая линия.

Ваша задача с помощью угля дорисовать образ. А использовать в рисунке можно только линии. Не пятно, не штрих, не точку, а разные виды линии!

  • Конкурс «Лучший художник»

Это итоговый и решающий конкурс на выявление умений и навыков работы с мягким материалом. Вам предлагается натюрморт.

Ваша задача: изобразить натюрморт с натуры в выбранном вами ракурсе. Вам предлагается нарисовать углём или сепией, или пастелью мягкую игрушку, используя все приёмы работы с мягкими графическими материалами.

У меня живет на полке
Плюшевый медведь
.
Не умеет он нисколько
Злиться и реветь.
Мишка ласковый и нежный. 
В мягкой шубке он.
Мы в кроватке безмятежно
Вместе видим сон.

- У вас есть любимая игрушка? Опишите ее. Почему именно она любимая и дорогая для вас?

- Предположите, чему будет посвящен сегодняшний урок? Чем мы будем заниматься?

- Да, верно. Как называется данный вид рисунка: пейзаж, натюрморт, портрет?

- Какую цель мы поставим перед собой?

 Положение листа.

-Как удобнее будет расположить лист? (вертикально или горизонтально)

-В какую геометрическую фигуру мы можем поместить игрушку? Обоснуйте свою точку зрения.

-Почему?

Обозначение плоскости

-На чем стоит мишка?

- Место, где сидит мишка будет совпадать с линией горизонта? Обоснуйте свой ответ.

- Обозначим линию стола (линию горизонта).

Определение пропорций.

- Рассмотрим внимательно игрушку. Сравните голову и туловище. Они разных размеров?

- У нас отмечена линия стола, на которой расположен игрушка. Далее мы поставим штрих чуть выше середины листа. Получается, что мы обозначили рост мишки. Нарисуем квадрат

- Обозначим голову и туловище мишки.

- Что нужно обозначить штрихами, кроме роста игрушки?

-Выполняем обозначение.

-Тонкой линией нарисуйте квадрат, в который поместим мишку.

Прорисовка геометрических фигур.

- Представьте игрушку как рисунок, составленный из геометрических фигур.

Какие фигуры вы видите?

- С чего начинаем рисовать мишку?

- Что следует далее?

- Теперь представьте, что голова - это квадрат, помечаем уши на уголках, воображаемого квадрата.

- Мордочка расположена по середине головы?

- Сколько лап у медведя?

- Они одинаковые?

- Обозначьте лапы.

Прорисовка деталей.

- Что необходимо сделать дальше?

- Да верно, мы должны предать геометрическим фигурам живой вид. Ненужные линии нужно будет удалить ластиком. Не забудьте, что необходимо прорисовать мелкие детали: нос, глаза, подушечки лап и заплатку на голове.

Выбирайте материал : уголь, сепия или пастель и соответственно тон бумаги.

 Выполняют задание самостоятельно. На данном этапе учащиеся могут пофантазировать и сделать игрушку креативной и более яркой.

Дети перечисляют известные им графические материалы, прикрепляя их на доску.

Используются рисунки из фонда, выполненные различными графическими материалами

Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свою точку зрения. (Если учащиеся затрудняются, указывая вид, то предложить дать определения трем понятиям и выбрать подходящий)

Ученики выполняют одну зарисовку.

Обследуют натуру. Повторяют с помощью указки.

IV. Выставка Подведение итогов

Ну что ж, подходит к концу урок, Пора жетоны посчитать и лидеров определять.

Проводим анализ рисунков, оцениваем жетонами.   Работы размещаются на доске, анализируются, оцениваются жетонами.

Выполняют самооценку и самоанализ.

V. Итог урока. Выставление оценок

После выявления победителей: 1, 2 и 3 места, награждаются все участники конкурса.

Выставление оценок.

«отлично» - получают те, кто набрал более 5 жетонов жетонов

«хорошо» - получают те, кто набрал менее 5 жетонов.

VI. Д/З

Принести пастель, фиксатив и бумагу А-3