Конспект занятия "Городецкая роспись"

На занятии "Городецкая роспись" дети 7 - 9 лет познакомятся с историей возникновения городецкой росписи, научатся рисовать цветочные орнаменты, элементы росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gorodetskaya_rospis.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Городецкая роспись»

Группа 7 – 9 лет

Цель:  

           - познакомить с типами цветочного орнамента;

   - познакомить с историей возникновения Городецкого                  

   промысла;

  - научить писать элементы росписи: цветок (розан, купавка)  листок.

Задачи: 

           - развивать интерес и любовь к народному искусству;

   - закреплять умение строить композицию рисунка;

   - учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки,

     чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью;

   - развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Материалы: листы ФА 4, карандаш, гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, шаблоны посуды.

                     

Ход занятия      (слайд 1)

  1. Организационный момент.

- Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Это городецкая роспись.

Городецкая роспись, как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

  1. Основная часть.

Изложение новой темы.

- На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город - крепость.      (слайд 2 )

Здесь давным-давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

 -  Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)

- Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

 Был промысел прялок    (слайд 5) 

- Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

- Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

- Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

- В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).

В то же время была создана фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

- детские стулья, столы (слайд 7), конь – качалка (слайд 8)           

- шкатулки, чашки  (слайд 9)             

- разделочные доски, блюда, хлебницы  (слайд 10 )  

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.  (Слайд 11,12) 

- Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.

- Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.    

- Эти  2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

- Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей: (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

               Существует несколько видов композиций

1.Цветочная роспись.                      

2.Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица.    

(слайд  13,14).       

- Давайте рассмотрим  этапы росписи розана    (слайд 15).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

  1. Практическая работа.

- Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На экране вы видите образцы написания элементов росписи, их поэтапное выполнение:

Цветок - «Купавка»       (слайд 16).   

Варианты выполнения мотива «купавка»   (слайд 17).                                                                         

«Листок» и варианты его выполнения.        (слайд 18).

- У вас на столе лежат шаблоны посуды городецкого промысла, заранее покрашенные в жёлтый цвет.

- Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.

- Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана  а так же зелёные листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи   - нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка».

      (слайд 16)

      Детские работы (слайд 19, 20).

                                     

  1. Итог.

Дети читают стихи выученные заранее.

Городецкие узоры -                                 Рисовали мы цветы

 Сколько радости для глаз.                        Небывалой красоты.

Подрастают мастерицы,                        Красоте той нет конца,

Может быть и среди нас.                        Это всё для Городца.

Кто рисует Городец?

         Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Экспресс-выставка детских работ.