Внеклассное мероприятие-Информина- "В.В.Верещагин-выдающийся русский художник баталист- пацифист"
Расширение кругозора детей о художниках-живописцах.Познакомить детей с биографией и творчеством великого русского художника В.В.Верещагина.Рассказать о его роли в искусстве. Воспитывать духовно-нравственную культуру обучающихся, любовь к истокам русской культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
- ИНФОРМИНА-
«ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН -
ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК БАТАЛИСТ – ПАЦИФИСТ»
Разработала:
Педагог-библиотекарь: Козьмина Т.Л.
Ответственные: Преподаватели художественного отделения:
С.А. Полетаева, Н.М. Титова
Форма организации- информация, презентация
Виды деятельности- познавательная
Цель: ознакомление детей с биографией и творчеством художника
В.В. Верещагина
Задачи:
Образовательная- расширить кругозор детей о художниках- живописцах
- рассказать о В.В. Верещагине о его роли в искусстве
Воспитательная- воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся
-воспитание любви к истокам русской культуры
- знать историю своей страны
Развивающая - развивать интерес к творчеству выдающегося художника
Методы и приёмы: рассказ, показ работ художника (презентация)
Слайд №1,2
Ребята !
В этом году исполняется 180 лет со дня рождения русского художника Василия Васильевича Верещагина. И сегодня я расскажу вам о жизни и творчестве этого выдающегося русского художника баталиста – пацифиста.
Слайд № 3,4
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года, в Череповце Новгородской губернии, ныне Вологодской области. В 1850 году вместе с братом Николаем он был определён в Александровский кадетский корпус для малолетних. Затем учился в Морском кадетском корпусе. Еще во время учебы у мальчика проявилась способность к живописи. Он посещал рисовальную школу, знакомился с художниками. После окончания кадетского корпуса Верещагин на морскую службу не пошел. В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию художеств.В1864году Верещагин уехал в Париж и год учился, и работал у Авторитетного живописца-академиста. Верещагин вернулся весной 1866 года и официально завершил обучение.
Слайд №5,6,7,8
В1867году он поступил на службу к Туркестанскому генерал-губернатору — штатным художником. В Самарканде крепость оказалась в осаде. Верещагин участвовал в битве с бухарцами. Живопись и графику, привезенные из Туркестана, художник представил в1869году в столице. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями.
Слайд № 9,10
Затем он посетил Киргизию. На своих рисунках изобразил ее интерьер, в точности передал плетения свода, сложные завитки на коврах. Верещагин создавал портреты простых жителей, изображал сцены из их жизни. Он собрал множество местных орнаментов, зарисовал узоры, которые украшали оружие местных воинов. В поисках колоритных пейзажей он уезжал в горы близ Иссык-Куля, в Боомском ущелье и на перевалы горного хребта Алатау. В работах художник использовал тонкий мазок и яркие, насыщенные оттенки, которые лучше передавали зной азиатских пейзажей.
Слайд № 11,12,13
В Западном Китае в то время войска императора усмиряли восстания дунган и уйгуров. И после посещения дунганских земель Верещагин задумал написать картину «Апофеоз войны» с пирамидой черепов и летающими над ней воронами. Восточные картины Верещагина — «Богатый киргизский охотник с соколом», «Двери Тамерлана», серию батальных сцен «Варвары» и другие работы. Всего в Туркестанскую серию вошли 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка. В1873году Верещагин выставил весь цикл в Хрустальном дворце в Лондоне. А первая масштабная выставка художника Верещагина прошла в Петербурге в1874году. От желающих увидеть картины не было отбоя. Но высшие государственные чины не одобрили работ Верещагина: незадолго до выставки император подписал указ о всеобщей воинской повинности, и от художника ожидали триумфальных полотен с победными атаками, портретов военачальников с орденами. А Верещагин изображал обратную сторону батальных сцен: нечеловеческий труд, уставших, раненых, погибших людей. Он щедро использовал яркие краски, а это было нетипично для академической живописи тех лет. Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Однако Иван Крамской-русский живописец и критик, назвал серию успехом русской школы, а Павел Третьяков-меценат, коллекционер и основатель Третьяковской галереи, приобрел весь туркестанский цикл за большие деньги— 97 000рублей.
Слайд № 14,15,16,17
Посетив Индию, Верещагин пишет сцены религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов. Индийская серия увидела свет только спустя четыре года— на выставке в Петербурге, где за 40 дней экспозицию посетили около 200 тысяч человек. Художник представил 139 картин и этюдов,75 из которых купил Третьяков.
Слайд №18,19
Затем Верещагин отправился в новый поход на Балканы, где началась война с турками. Он оставил работу над индийскими полотнами и добровольно отправился на Балканы— в составе действующего подразделения русской армии. Поле брани с сотнями погибших Верещагин изобразил на полотне с провокационным названием «Царские именины». Острой оказалась и другая работа живописца — триптих «На Шипке все спокойно». Измученные и в тонких шинелях воины, замерзали на Шипкинском перевале на Балканах. Герой триптиха— часовой, который гибнет от холода на посту. На первой картине он стоит по колено в снегу, на второй— почти по грудь и согнулся от ветра, а на третьей — на его месте изображен сугроб, из которого выглядывает угол шинели и штык. В декабре 1879 года выставка с балканскими работами Верещагина прошла в Париже. На полотнах не было парадных триумфальных сцен. Была изображена реальная правда о войне.
Слайд №20,21
Он говорил: «Передо мною, как художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; я бью с размаху и без пощады». Им были написаны такие картины как «Турецкий госпиталь в Плевне», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» и «Перед атакой». В1882году Василий Верещагин писал критику Владимиру Стасову: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Василий Васильевич Верещагин один из наиболее известных художников-баталистов. Он отрицает любую агрессию и не считает, что она может быть оправдана.
Слайд № 22,23
Затем он отправляется путешествовать по Палестине и Сирии. И там пишет полотна на библейские сюжеты и создает картины «Стена Соломона», «В Иерусалиме. Царские гробницы», «Святое семейство». Герои его евангельских картин живут обычной жизнью— едят, стирают вещи, мастерят утварь.
Слайд № 24,25
В 1903-м Верещагин, несмотря на «нехорошее чувство», предпринял путешествие в Японию. Чутье не подвело старого солдата – через год началась русско-японская война. Разумеется, Верещагин снова не сумел остаться в стороне, в конце февраля 1904-го он отбыл на фронт. Адмирал И.Макаров, старый приятель по кадетскому корпусу, позвал его с собой в поход. 13 апреля 1904 года они вышли в море из Порт -Артура на броненосце «Петропавловск», куда на капитанский мостик В.В.Верещагин поднялся с походным мольбертом в руках- своим главным и единственным оружием. Броненосец через 2 часа подорвался на мине, поставленной японцами.
Слайд № 26
Величайший баталист и пацифист -эти две несовместимых ипостаси удивительно гармонично сосуществовали в одном человеке. Василий Васильевич Верещагин, один из величайших художников, первым сумевший показать войну глазами рядового солдата, побывав на трех войнах по службе, показал на своих полотнах бесчеловечность войны. Но он также написал массу экзотических пейзажей и жанровых работ во время своих многочисленных путешествий, как художник -пацифист, который следовал принципам ненасилия и был за то, чтобы конфликты решались мирным путём.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:
https://artchive.ru/vasilyvasilyevichvereshchagin/biography
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://biographe.ru/uchenie/vasilij-vereshhagin/
https://topwar.ru/43342-hudozhnik-skitalec-i-voin-vasiliy-vasilevich-vereschagin.html
А.К. Лебедев, А.В. Солодовников Книга-Альбом изд-во «Художник РСФСР» Ленинград 1987г. Серия -Русские живописцы ХIХ века
Картины:
https://europeanmuseumforum.ru/museums_of_the_world/samarkand-vasilij-vasilevic-veresagin-opisanie-kartiny.html
https://ucrazy.ru/foto/1646350432-vasiliy-vereschagin.html
https://moiarussia.ru/vereshhagin/
https://smallbay.ru/vereshchagin_pictures.html
https://bglife.ru/news/111/
https://gai.anumis.ru/auc163/id528802/
https://bm.tretyakovgallery.ru/article/367512380055248980/torzhestvuyut-kartina-v-detalyah
https://zen.yandex.ru/media/id/5e1deb60a1bb8700b26a71ee/sredniaia-aziia-v-kartinah-hudojnika-vv-verescagin-bogatyi-kirgizskii-ohotnik-s-sokolom-kartina-1871-g-60b713dae8a8c866ff880106