Программа по лепке во 2 классе подготовительного отделения ДХШ
Программа используется на занятиях в нашей школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obnovlennaya_programma_po_lepke.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно глина? Глина – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Глина в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из глины - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Глина– материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
В основе данной программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
Цели:
1) образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
- информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
- регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование представлений о народных промыслах
- ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
- овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
- обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины.
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ
- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
- активное участие в выставках
- стремление к поиску, самостоятельности
- понимание необходимости качественного выполнения образа
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
- приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.
Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности,
Установленное количество учебных часов: 33.
Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Расписание работы: один час в неделю.
Тематическое планирование на год
№ | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | |||
1 | «Яблоки». | Исследовать глину как материал, лепить базовую форму «шар», | 1 |
2 | «Лесные грибочки». | лепить базовую форму «лепешка» (пласт) | 1 |
3 | «Цветной лужок». | лепить базовую форму «колбаски» (жгуты), делать оттиски природных форм в глиняном пласте, составлять простейшую композицию | 1 |
4 | «Красивая тарелочка» | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, уметь вырезать из пласта круг по шаблону, уметь создать правильный орнамент с помощью «штампиков» | 1 |
Октябрь | |||
5 | «Солнышко». | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, использование шаблона и «штампиков» Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию. | 1 |
6 | «Осенняя корзинка» | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и фактурных тряпочек, | 1 |
7 | «Осенняя корзинка» | лепить морковку, огурец и помидор, закрепить умение различать овощи | 1 |
8 | «Запасливый Ёжик» | лепить объемные фигуры. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. | 1 |
Ноябрь | |||
9 | Краски для глины | Расписывать с помощью глазури глиняные изделия: работу «Осенняя корзинка» или «Запасливый Ёжик» | 1 |
10 | «Аквариум» | Создать рельеф лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, вырезать из пласта форму аквариума, создавать различные по форме водоросли с помощью оттисков. | 1 |
11 | «Аквариум» | Научатся проявлять фантазию при лепке камешков, лепить улиток из глиняных жгутов. | 1 |
12 | «Аквариум» | Лепить из глины рыбку, использовать штампики для декора | 1 |
Декабрь | |||
13 | «Снеговик». | лепить снеговика из базовой формы «шар». | 1 |
14 | «Шарики-фонарики». | лепить украшения с орнаментальными узорами для елки. | 1 |
15 | «Елочка» | Лепить колокольчик в виде ёлочки с использованием «болванки» | 1 |
16 | «Новогодние чудеса» | Расписывать работы месяца с помощью темперы и глазури | 1 |
Январь | |||
17 | «Зайкина избушка» | лепить базовую форму из пласта с помощью скалки и тряпочек в виде прямоугольника, использовать «колбаски» для создания фактуры бревенчатой избы | 1 |
18 | «Зайчишка» | Лепить зайчика из базовой формы шар | 1 |
19 | «Лисичка-сестричка» | Лепить лисичку из сказки в сарафане из базовой формы конус | 1 |
Февраль | |||
20 | «Михаил Потапыч» | Лепить фигурку сидящего медведя | 1 |
21 | «Петя-петушок» | лепить петушка из базовых конусов и жгутов | 1 |
22 | «Русский богатырь» | Лепить фигурку богатыря из конуса и шара | 1 |
23 | Цветы для мамы. | Лепить шкатулку из базовой формы шар. | 1 |
Март | |||
24 | Цветы для мамы. | Украсить шкатулку листочками и цветами | 1 |
25 | «Волчек- серый бочок» | Лепить фигурку волка из пласта (или собачку) | 1 |
26 | «В космос» | Лепить объемную композицию. «Ракета на Луне». Лепить из базовой формы конус ракету и полушар - поверхность Луны. | 1 |
27 | «В космос» | Добавить к композиции фигуру Космонавта. | 1 |
Апрель | |||
28 | «Красивая посуда. Ажурная тарелочка» | Лепить из жгутов на болванке блюдце. | 1 |
29 | «Красивая посуда. Кружечка». | Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета. Лепить форму на «болванке», украсить налепами. | 1 |
30 | «Красивая посуда. Солонка» | Лепить из базовой формы шар с использованием бумажной болванки полой формы в виде цыпленка | 1 |
31 | «Марш победителей» | Декоративная плитка с рельефным изображением военной техники. | 1 |
Май | |||
32 | Глиняная картина «Майский лужок» | Подготовка плинта для рельефа. Выполнение рамы с орнаментом. | 1 |
33 | «Майский лужок» | Лепить на плинте различные цветы, насекомых, передавая характерные особенности их строения. Роспись картины ангобами | 1 |
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В КОНЦЕ ГОДА:
- отделять от большого куска небольшие комочки
- раскатывать комок глины прямыми движениями;
- раскатывать комок глины круговыми движениями;
- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- соединять концы;
- сплющивать между ладонями комок глины;
- соединять 2-3 знакомые формы;
- защипывание краев формы кончиками пальцев. оттягивание части от основной формы;
- использовать приёмы: присоединение части; прижимание; примазывание; сглаживание поверхности формы;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки
- использовать для украшения изделия мелкие налепы;
- придание устойчивости изделию;
- понимать, что такое рельеф;
- выполнять роспись кистью;
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Обучение проводится по подгруппам.
Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
- столы и стулья
- подготовленная глина
- подкладные доски
- стеки и «штампики»
- тряпочки 40\40см
- полотенца для вытирания рук
- фартуки
- оборудование для демонстрации (компьютер и камера)
ЛИТЕРАТУРА.
Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.,
Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г.
И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г