Творчество как ракурс развития личности.
Дополнительное образование в школе способно решать целый комплекс задач на развитие личности ребенка. Предлагаю статью о духно-нравственном воспитании школьников на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tvorchestvo_kak_rakurs_razvitiya_lichnosti.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья (Крылова А.А.)
«Творчество как ракурс развития личности»
.
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного
Научиться жить на Земле как люди.
Б.Шоу
Детство - важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в школьные годы, что вошло в его разум и сердце, каким человеком он станет, в решающей степени зависит от учителя. И очень важно, чтобы педагог понимал, как велика и ответственна его роль в становлении личности сегодняшнего ученика. Ведь уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой – «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен мыслить, прогнозировать, делать выводы, видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому. Он гармоничный и успешный. А педагог пусть будет стимулятором, координатором, советчиком, помощником в становлении и развитии этой личности. Ведь профессия «учителя», «наставника» направлена на обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения.
Сегодня в воспитании школьников всё больше внимания уделяется духовно- нравственному аспекту.
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство, взаимовыручка, сострадание, желание прийти на помощь.
Поэтому важнейшие задачи возложены сегодня на современного педагога - помимо прямой задачи обучения: передача и закрепление знаний стоит ещё, если можно так сказать, «сверхзадача» - пробудить духовный потенциал личности школьника.
Педагоги России пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на духовном понимании смысла жизни. Духовность-это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть России.
Источники Добра и Красоты всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве закладывается нравственный фундамент личности.
Вся деятельность педагога подчинена воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. Развитие толерантности у учащихся - один из важнейших проблем воспитания, ведь исторически наша страна складывается как сообщество разных этносов, культур и религий.
Сегодня возникло слово ксенофобия – страх перед чужим. Возникает раздражение против чужого непонятного языка, обычаев. Диалог культура и терпимость - цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют по-научному, толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценность. Терпимость - одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Цивилизацию спасет только единая семья народов.
Первостепенная задача педагога научить детей договариваться, понимать и принимать друг друга, проявлять терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека. На занятиях дети знакомятся с культурой не только своей страны, но и с элементами истории искусства других стран, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.
В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно - творческой деятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность должна носить яркий, эмоциональный, творческий характер. А значит, педагог должен создавать для этого все условия.
Сегодня организация обучения в кружках- это важная часть образовательного процесса современной школы. Включение неурочных форм в образовательный процесс способствует и обеспечивает полноценное обучение школьника. Следует отметить, что такие занятия в полной мере дают возможность ребёнку оценить, показать, раскрыть свой творческий потенциал. Ребёнок повышает свои адаптивные возможности, происходит успешная его социализация. И он готов реализовать свои творческие возможности, достигнуть определённых высот и поставить перед собой новые задачи.
В своей работе использую разные методики и приёмы, направленные на развитие духовно- нравственной и толерантной личности:
Занятия о «важном» проходят «красной нитью»: Главные и Вечные темы в искусстве. Воспитание любви и уважение к Отечеству, к малой Родине. Воспитание гражданственности и патриотизма. Гражданственность, как известно, предполагает не только любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, но и активную жизненную позицию человека неравнодушного, ответственного, сопереживающего тому ,что происходит вокруг, пытающего изменить ситуацию к лучшему, уверенного в этом. Именно в школе создаётся модель Гражданина своей страны.
Занятия - игра .Показ самых лучших качеств: знатока, артиста, эрудита, умение «вести честный бой» и приобретать желание побеждать! Игра помогает стать уверенной личностью, стремящейся чего-то достигнуть, не бояться себя показать, проявить.
Занятия – праздники, путешествия, «творческие мастерские». На таких занятиях ребёнок знакомится с культурным наследием своей страны, края; формируется уважение к духовному наследию предков, осознание и принятие своих корней; дети могут проявить себя в роли знатоков, народных мастеров, артистов,экспертов.
Коллективные и групповые работы, творческие мини-проекты, мероприятия помогают детям научиться работать в команде, уметь организовать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, освоить навыки общения, готовности вести диалог, создать творческую атмосферу, научиться высказывать свою точку зрения и слушать и слышать других.
Считаю, что обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, участие детей в конкурсах. Ребёнок повышает свою самооценку, появляется уверенность в себе, в своей значимости и т.п. Очень важно, если ребята могут увидеть свои работы « со стороны», рассмотреть, проанализировать, высказать собственное суждение как о своей творческой работе, так и работе других детей. Участие в тематических конкурсах формирует у ребёнка такие качества как милосердие, сострадание, великодушие, желание прийти на помощь.
Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, милосердии и культурной полноценности в восприятии мира.
Для осуществления этих целей необходимо выполнить следующие задачи:
- воспитание нравственных и патриотических качеств школьников, бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, восстановление традиционной российской духовности и нравственности; распространение среди детей гражданских ценностей.
- воспитание толерантности, уважение к другим народам и их культурам, и умению плодотворно взаимодействовать с ними; формирование традиционного миропонимания и мировоззрения.
- ценностное отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях, формирование независимого творческого мышления.
- ценностное отношение к природе, окружающей среде, восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и всего живого на планете.
- ценностное отношение к здоровью и осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека; воспитание гуманности и человечности
Свои занятия пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками всего творческого процесса и формировали свою точку зрения на любое событие и явление. Год за годом отрабатываю педагогические, воспитательные технологии, формы и методы работы. Личная педагогическая позиция: «Хочу научить своих ребят духовно взрослеть добрыми делами, приобретать в душе совесть и любовь, а через своё творчество нести в мир радость и позитив.
Суть работы педагога состоит в создании всех условий для полноценного развития личности школьника. Педагог даёт установку на правильный образ жизни, формирует устойчивые привычки в поведении, в отношении к людям, делу, к построению модели собственной жизнедеятельности. Ответственность педагога перед обществом всегда была высокой, сегодня - особенно.
В последние годы Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания нового поколения пристальное внимание. В послании к Федеральному Собранию, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» Президент требует: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность».
Педагог - это тот проводник, от которого зависит, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие нового поколения, полнота и красота личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. И в наших силах подготовить достойное молодое поколение – будущее духовного государства.