Методическая разработка занятия по программе"Изобразительное искусство", тема "Применение светотени в изображении дерева"

Титекли Елена Николаевна

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования,

педагогам-организаторам, которые проводят обучающие занятия художественной направленности.

Представленные материал поможет в доступной форме объяснить ученикам начальной школы

понятие светотени и ее применение в их практической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титекли Елена Николаевна.

Педагог дополнительного образования, педагог-организатор.

Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство».

Тема: «ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОТЕНИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДЕРЕВА»

Практическая работа:

Тип занятия: комбинированное.

Вид занятия: рассказ, беседа, практическая работа.

Цели занятия:

-закрепить опорные знания о форме деревьев и  светотени,

-получить изображение дерева с применением светотени.

Обучающие:

-обучить вычленению геометрических форм в изображаемом предмете,

-обучить умению работать «тычком»,

-обучить умению изображения дерева с применением светотени.

Воспитательные:

-создать условия для развития наблюдательности,

-умение четко и грамотно работать по инструкции,

-умение поддерживать порядок на рабочем месте.

Оснащение урока:

персональный компьютер, проектор. Доска и мел. Для демонстрации в эл.виде фотография белого предмета на белом фоне, фотографии 3-4 деревьев, произрастающих в нашей местности (с характерной кроной). Картины знаменитых пуантилистов с изображением деревьев. Образцы готовых работ учащихся по заданной теме.

  1. рабочий стол,
  2. стул,
  3. бумага А4 голубого цвета,
  4. простой карандаш,
  5. стирательная резинка,
  6. емкость с чистой водой,
  7. краски гуашевые,
  8. кисти №3 – 5,
  9. чистые салфетки,
  10. раковина,
  11. урна.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Получение опорных знаний.
  3. Анализ изображений.
  4. Составление плана работы.
  5. Практическая деятельность.
  6. Рефлексия.

Здравствуйте ребята!

Давайте проведем перекличку ….

Подготовим рабочее место. Перед вами должен лежать вертикально расположенный лист бумаги голубого цвета. Над ним располагаются краски. Рядом с красками справа находится непроливайка с водой и чистая салфетка. Справа от листа лежит карандаш, кисть. Слева от листа лежит резинка.

Тема нашего занятия: «ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОТЕНИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДЕРЕВА».

Вас заинтересовало новое слово? … (ответы учеников)

Посмотрите на это изображение белого предмета на белом фоне. Почему мы его видим? ….(ответы учеников)

Как бы вы его изобразили?... (ответы учеников)

 А в жизни у нас предметы обведены контуром? … (ответы учеников)

Ребята, для того, чтобы мы различали одноцветные предметы существует светотень – распределение света и тени на поверхности  предметов.

Посмотрите на эти прекрасные работы с пейзажами. Что вы видите на первом плане картин? …(ответы учеников). Вы можете определить, что это за деревья?... (ответы учеников). Как вы догадались, что это дуб, береза, тополь пирамидальный? … (ответы учеников) Молодцы, вы заметили, что кроны и стволы деревьев имеют разную форму. Помогите мне заполнить таблицу геометрических форм деревьев. Подсказывайте мне, и я заполню таблицу на доске. Да, крона дуба имеет форму круга, березы – овала, тополя – треугольника. А какая форма у стволов? … (ответы учеников) У дуба – это квадрат или крепкий  прямоугольник, у березы – треугольник или худенький прямоугольник, у тополя – совсем худенький и короткий прямоугольник. Вот и готова наша таблица.

А теперь скажите, что необычно для вас в картинах? … (ответы учеников) Да, эти картины нарисованы точками. Нам сегодня тоже пригодится этот прием. Крона деревьев состоит из множества листочков. Чтобы не рисовать каждый в отдельности, мы будем рисовать «тычком» - набирать на кисть краску и вертикально тыкать ею в лист бумаги в нужных местах.

Чтобы дерево стало объемным, применим светотень. Напомните мне, в какие объемные фигуры превратятся круг, овал и треугольник? … (ответы учеников) Правильно, они превратятся в шар, эллипсоид и конус (показать на картинах художников-пейзажистов).

Мы сегодня изображаем одно дерево в солнечный день. Чтобы крона  дерева стала объемной, действуем следующим образом:

-закрасим всю крону  тычком в основной цвет,

-потом наверху, в более освещенной части делаем более светлые листочки,

-в нижней части кроны делаем более темные листочки.

Примерно вот так у вас получится изобразить дерево (показать ученические работы).

Напоминаю порядок работы:

-карандашом наметить контуры дерева (не слишком надавливая на карандаш),

-раскрасить ствол дерева вертикальными мазками,

-закрасить тычком крону дерева в основной цвет,

-высветлить тычком крону дерева сверху,

-затемнить тычком крону дерева снизу.

Берем в руки карандаш и приступаем к работе.

…….

Отлично! Работа окончена.

Подпишите ваши работы в уголке – укажите фамилию, имя, класс.

Закрепите работы на доске в ряд.

Теперь приведем в порядок рабочие места:

-закрываем краски,

-промываем кисти и промакиваем салфеткой,

-выливаем воду в раковину, споласкиваем непроливайку,

-протираем стол салфеткой,

-кладем кисть, карандаш и резинку рядом с красками.

………..

Ребята, напомните мне, что такое светотень? Можно своими словами … (ответы учеников)

Молодцы, запомнили!

А теперь посмотрите на работы и скажите, кто сегодня лучше справился с задачей?

Что особенно понравилось в этих работах?

Что вам надо исправить в своей работе? Дома вы сможете нарисовать несколько деревьев и придать им объем с помощью светотени.

До скорых встреч!