Принцип рисования обрубовочной головы
Обрубовка — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений. Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gipsovaya_golova.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Обрубовка, в контексте изобразительного искусства — рисунок или скульптура, показывающая основные плоскости, иначе называемые планы (боковые, передний и др.) изображения или скульптуры. Чаще всего используется при обучении рисунку или скульптуре. Целью является изучение формы и конструкции объекта с помощью упрощенных и обобщенных форм.
Метод обрубовки был разработан в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером и прочно введен в процесс обучение молодых художников XIX века французом Александром Дюппюи. Без тщательной тренировки на изображении гипсовых слепков, ученики Дюппюи не переходили к написанию портретов реальных людей. Обрубовка – это рисунок или гипсовая фигура человеческой головы, разбитая на множество плоскостей
Отдельно выделяют обрубовку лица, обрубовку носа и других его частей. Начинающие художники рисуют ее для понимания особенностей и закономерностей строения головы человека. Анализ конструкции, каркаса предмета важный шаг
Не понимая внутреннего строения чего-либо, сложно изобразить его внешние данные.
Академический рисунок обрубовки головы должен запомнится художнику на всю жизнь. Это поможет в дальнейшей его работе с реальными людьми. Живописцу легко будут вспоминаться расположение плоскостей и соединительных точек, формы и планы, пропорции головы. Несмотря на то, что по природе каждый человек индивидуален, общие черты присуще любому.
Обрубовка — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений. Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.
Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.
Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа — начальной стадии построения изображения.
Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.
1) Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части.
2) Наметим общий объём обрубовочной головы.
3) Определим ракурс головы.
4) Найдём лицевые части в нашем ракурсе.
5) Поделим лицо на пропорциональные части лица. Наметим профильную линию.
Рисунок обрубовки головы – это схема для облегчения работы мастера. Метод нередко называют «зодческим». В процессе его применения, художник запоминает, что голова имеет форму яйца, нос – это призма, а глаз – шар. И в будущем, смотря на живого человека перед собой, он сможет выделить в его лице эти части, а затем объединить их в целое, создавая акцент на индивидуальных чертах и особенностях.
Последовательность построения обрубовочной головы:
— Наметить общий силуэт головы с шеей.
— Провести ось шеи и головы, они как правило, проходят в разном направлении. Наклон оси головы называют лицевым углом, который бывает положительным и отрицательным.
Положительный лицевой угол — это когда голова запрокинута.
Отрицательный – так называемый «взгляд из подо лба», лоб выходит в перед, подбородок внутрь
— Отделить лицевую часть от боковой. Желательно проверить данные своего глазомера измерив карандашом отношение одной части к другой.
— Отделить лицевую часть от волосеной.
— Лицевую часть разделить на три равные части. Классические греческие пропорции – это когда расстояние от конца подбородка до корня носа равняется расстоянию от корня носа до переносицы, и они же равняются расстоянию от переносицы до линии роста волос. У обрубовочной головы делаем расстояние от конца подбородка до корня носа больше верхних двух, так как рот у нее приоткрыт (Иоанн креститель приподнял руку и произносит проповедь)
— Измеряем ось носа, и намечаем её на работе.
— Строим ухо: оно располагается под углом к голове, и находится на против носа, имеет подобный уху размер, если голова запрокинута, ухо опускается ниже, если подбородок опущен, то ухо поднимается выше носа.
— Теперь можно наметить глазницы и углубиться в детали.
В тоне начинаем раньше, чем заканчиваем построение.