Конспект занятия "Живопись. Картина - пейзаж"
На занятии "Живопись. Картина - пейзаж" дети 9-10 лет знакомятся с жанром живописи - пейзаж, произведениями художников-пейзажистов, изучают особенности построения композиции пейзажа, законы линейной и воздушной перспективы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kartina-peyzazh.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по изобразительному искусству
Тема: «Живопись. Картина – пейзаж»
Группа: 9 – 10 лет
Цель: создать условия для ознакомления с жанром живописи – пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж» (по замыслу автора)
Задачи:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
- показать особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти;
воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Обучающийся научится:
• различать основные виды и жанры произведений изобразительного искусства: пейзаж и натюрморт;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов;
• использовать художественные материалы (гуашь, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, иллюстрации к произведениям литературы и музыки;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;
картины о природе Саврасов А.К. "Грачи прилетели", Левитан И. "Март" и др.
Литературный ряд: стихи о природе
Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П. И. Чайковский " Времена года"
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой.
План Занятия
I. Организационный момент (1-2 мин)
II. Актуализация знаний (3мин)
III. Постановка цели и задач занятия (Какие задачи надо решить, чтобы достичь цели) (2 мин)
IV. Работа по теме (8 мин)
1. Жанр - пейзаж
2. Пейзажи русских художников
3. Виды пейзажей
4. План работы над пейзажем
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин)
VI. Рефлексия. Итог занятия (4-5 мин)
VII. Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)
Ход занятия.
I Организационный момент (1-2 мин)
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Педагог: Начнем мы наше занятие творчества. Творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды и беспокойство. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и пусть все это согреет ваше сердце. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной, как этот весенний день!
II Актуализация знаний (3 мин)
-Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Скажите, на какие группы их можно поделить?
(1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.)
-Правильно, а как вы думаете называются вот эти картины? (Пейзажи)
-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)
-Какое имя вы бы дали нашему занятию? (Картина-пейзаж)
- А кто мне скажет, что же такое пейзаж? (ответы детей)
- В словаре С. Ожегова есть термин: " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении".
-А сейчас ребята посмотрите ролик: (ролик: Если видишь на картине)
-Сделайте, пожалуйста, вывод, что же такое пейзаж? (дети дают ответы и в итоге формулируется термин: ПЕЙЗАЖ - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.)
IV Работа по теме (8 мин)
1. Жанр - пейзаж
- Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17 в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Кто-то может быть знает, как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)
2. Пейзажи русских художников
- Ребята, а вы можете назвать художников - пейзажистов? (Это Левитан, Шишкин, Саврасов, Куинджи)
-Верно. Художник - пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
-Только художников вдохновляет природа к творчеству? (нет) Людей каких творческих профессий вдохновляет природа? (Музыкантов, поэтов, писателей, скульпторов...)
- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.
- Расскажите, что изобразил автор.
(Саврасов А.К. "Грачи прилетели" - это ранняя весна. Березы еще голые, на их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно - голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.)
(Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами. Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все вокруг наполнено солнечным светом.)
-Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого свое видение весны) Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.
(Физкультминутка для глаз)
3. Виды пейзажей.
-Посмотрите на картины чем они похожи и чем отличаются? (Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)
-Верно. Пейзажи бывают разных видов:
- Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)
- Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
- Морской (рисуются виды моря) он ещё называется «марина», а художники – маринисты.
- Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы вспомним их (Слайд).
4.Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Какими важными законами перспективы будите пользоваться?
Линейная перспектива:
- Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами, ближе - больше, дальше - меньше.
- Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта
Воздушная перспектива:
- Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
- Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
- Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.
- Какие цвета вы будете использовать при создании весеннего пейзажа?
- А сейчас ребята прочитают стихи о природе. (Чтение стихов о природе.)
З. Александрова
На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель, в лесу у нас весна.
По лесу капельки стучат: " Подснежник, хватит спать!"
А шубки белок и зайчат с утра мокры опять.
А. С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
М. Ю. Лермонтов.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
А. С. Пушкин
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин)
-Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию своего весеннего пейзажа. Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины весеннего пейзажа разных видов пейзажа. Разделитесь на группы и выберите один из видов: сельский, городской или морской пейзажи. Попробуйте выполнить свои работы так, чтобы в конце у каждой группы получилась целая картина. А чтобы работать вам было увлекательней, а наши гости не скучали, пока вы заняты работой, я включу вам музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)
VI Итог занятия. Рефлексия. (4-5 мин).
-Итак, подведем итог нашей работы.
-Закончите фразу: Сегодня на занятии я узнал...
Сегодня я научился...
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Дети составляют коллективную картину и придумывают ей название, выступают с небольшим рассказом (презентацией) о своей нарисованной картине.
- Что общего во всех картинах? (Природа России)
- Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Что оценивать. Критерии)
Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.
- Соблюдения законов перспективы
- Цветовая гамма картины (Весенние краски)
- Целостность композиции.
- Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)
- Как, на ваш взгляд, сложнее рисовать в группе или индивидуально? А оценивать проще себя или товарищей? Почему?
- Давайте вместе определим, каким для каждого было это занятие (палитра настроения):
Полезным и интересным? (небесно-голубой)
Интересным, но бесполезным? (синий)
Полезным, но не интересным (Светло-синий)
Бесполезный и не интересный (Темно-синий)
VII Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)
- Всем спасибо за работу. Вы молодцы. У вас получилось на сегодняшнем занятии побывать в роли художников - пейзажистов.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Методы и технологии:
• Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные (загадки, вопросы к детям, чтение стихов педагогом и детьми)
- наглядные (образцы, репродукции картин, рисунки)
- практический (ответы на вопросы, дидактическая игра);
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные (рассматривание репродукций картин, беседа по содержанию)
- репродуктивный (создание рисунка)
- частично-поисковые, исследовательские методы обучения (смешивание красок на палитре, получение новых оттенков, цветовая гамма);
• Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся:
- информационно-рецептивный (рассматривание, тактильное обследование гербария, слушание музыкальных произведений)
- репродуктивный (использование различных предметов для изобразительной деятельности)
- проблемное изложение (мы – художники – пейзажисты)
- частично-поисковый (выбор материала и способа выполнения работы).
• Образовательные технологии, направленные на:
Формирующее обучение (объяснительно – иллюстративная, алгоритмическая, поэтапное формирование понятий, дифференцированное обучение);
Развивающее обучение (проблемно-поисковая и проблемно-исследовательская деятельность, критическое мышление, диалоговое обучение, дидактические, логоритмические игры);
Личностно – ориентированное обучение (творческая мастерская).