Методики исследования художественно-творческого развития детей.
Методики исследования художественно-творческого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_issledovaniya_khudozhestvenno-tvorcheskogo_razvitiya_detey.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики исследования художественно-творческого развития детей.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ:
- предварительный - оценка реального уровня учащихся (связан со сменой программы, учителей;
- текущий (на каждом уроке) - рез-т выставление оценки-за выполнение классной или домашней работы,- за восприятие, понимание красоты окруж мира,- тема ,четверть, полугодие (на основании текущих оценок);
- Итоговый ( за год, за весь курс обучения)
ОЦЕНКА- оценивает качественный уровень ЗУНОВ. Строится на основе анализа. Обеспечивает мотивацию, повышает интерес к самовыражению, творчеству.
ОТМЕТКА- это количественное выражение оценки. Выставляется в сравнении со стандартом.
Отметочная система «заставляет» педагога дифференцировать творчество детей на
«3», «4» и «5», часто не позволяет сделать объективную оценку работы каждого, затрудняет фиксировать процесс развития ученика.
К детскому рисунку можно подойти с разных сторон, оценивая его с совершенно разных позиций.
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ДЕТСКОГО РИСУНКА:
- «мастерство изображения» - то есть умение иллюзорно изображать предметный мир в соответствии с профессиональными правилами обучения.
- активность авторской позиции по отношению к изображаемому.
- выразительность образного содержания и изобразительных средств, изобретательность в их поиске
- чуткость к характеру художественных материалов.
- композиционное решение.
- общее настроение.
- выбор сюжета через смысловую и эмоциональную его трактовку.
1.Представление о научной достоверности какого-либо явления связывают с возможностью его предельно формализовать, а лучше всего – ИЗМЕРИТЬ, выразить в количественной форме. Вопрос объективности критериев и их формализации постоянно возникает и в процессе оценки детских художественных работ. Поэтому оценка художественно-творческого развития ребенка, это ответственная ЭКСПЕРТИЗА и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ данных, а не безличная стандартизированная процедура. Потому, что главное в сфере ИСКУССТВА не может быть измерено или логически доказано. По тому же принципу экспертизы действует и каждый педагог художественных дисциплин, когда он пытается, в качественной или количественной форме, оценить творческие работы учеников (там где можно «измерить» эксперт не нужен).
В художественном развитии существуют и такие стороны, которые в той или иной степени поддаются измерению в широком смысле слова. Это, в первую очередь, относится к ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ. А в том, что касается процесса и результатов творческого развития как такового, господствует принцип ЭКСПЕРТИЗЫ. Поэтому важнейшая задача каждого, кто работает с детьми в данной области – СОВЕРШЕНСТВОЫВАНИЕ самого себя КАК ЭКСПЕРТА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
При проведении экспертизы нельзя опираться на «верховный», но в то же время ускользающий от всякого анализа критерий – ОБЩЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ. Потому что педагог, при попытке объяснить «ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ» на практике ищет конкретных ориентиров, и начинает опираться на ТЕХНИЧЕСКИЕ и рационально объяснимые критерии, которые без связи с «ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬЮ», не имеют ценности для развития ученика. Потому что в этом случае для ученика ТЕХНИЧЕСКИЕ СТОРОНЫ искусства начинают жить самостоятельной жизнью, а значит средства подменяют цель.
2. Что считать предметом оценивания и диагностики? Напрашивается ответ, что это – ПРОДУКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Но оценка по результату СТАТИЧНА и НЕ ПРОГНОСТИЧНА. Она обращена в прошлое, ориентирована на прежние успехи и неудачи ребенка. Поэтому главное – не достигнутый ребенком наличный уровень, а ПОТЕНЦИАЛ и ВЕКТОР его художественного развития.
Учитель попадая в область потенциального чувствует себя неуверенным и уязвимым. Сказывается и недостаток методик, исследовавших данную область.
3.Разные виды искусства очевидным образом отличаются друг от друга, поэтому создается впечатление, что живописцу нужен один «набор» способностей, а музыканту – другой. Но это верно отчасти и не в главном. При всем многообразии разные виды искусства произрастают из одного корня. Разные виды искусства объединяет общее ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ и общие СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ этого отношения в материале разных искусств.
Поскольку выдвинутые принципы оценивания и диагностики художественного развития не самоочевидны и не являются общепризнанными, мы сформулируем их еще раз:
- «Понимающая» экспертиза должна преобладать над объективным 2измерением».
- Потенциал и вектор художественного развития более значимы, чем уровень наличных достижений ребенка.
- «Общие» художественно-творческие способности имеют приоритет перед специфическими качествами, необходимыми для деятельности в конкретных видах искусства.
На указанных принципах основаны методики исследования художественной одаренности, созданные в лаборатории психологических проблем художественного развития Психологического института РАО. Эти методики направлены на выявление потенциала маленьких художников и устремлены в будущее. Они показывают, обладает ли ребенок тем отношением к жизни, которое позволяет, или даже побуждает человека преобразовывать жизненные впечатления в художественные образы. Эти методики описаны в книге А.А.Мелик-Пашаева и др. «Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей». Группой авторов были разработаны шесть методик.
Методика «Группировка картинок» - в исследовательском плане была направлена на изучение того, как развитие ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ к жизни модифицирует мыслительную деятельность человека (процессы обобщения, классификации и группировки). Это могло бы служить одним из показателей потенциала художественного развития ребенка.
Методика «Описание предмета» - направлена на изучение проявления эстетического отношения человека к миру.
Методика «Камешки» - направлена на исследование «чувства материала» как черта художественного воображения.
Методики демонстрируют возможности и принципы выявления основных показателей художественно-творческого потенциала и развития, но не претендуют на полноту охвата этой сложнейшей, по сути- духовной проблематики. Применение данных методик может послужить для педагога неким ориентиром и вспомогательным средством «для личного пользования», но не снимает с него ЭКСПЕРТНУЮ ответственность.
1.Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностиики художественно-творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ._Дубна: Феникс+, 2009
2. Неменская Л.А. Как оценивать детский рисунок http://cnho.ru/?page_id=935
3.Копцева Т.А. Передвижная выставка детского рисунка –социально значимый художественно-педагогический проект. http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2012/koptseva_18_mart.pdf