Методическое описание «Развитие информационных компетенций учащихся изостудии в процессе работы над тематической композицией»
Работа над композицией, как ресурс развития информационных компетенций учащихся изостудии младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_opisanie2.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Выборгского района Санкт- Петербурга Дом детского творчества «Союз»
Методическое описание
«Развитие информационных компетенций учащихся изостудии в процессе работы над тематической композицией»
Автор:
педагог дополнительного образования
Осипова Оксана Владимировна
Санкт-Петербург
2019г.
Введение
«Тщетно художник или поэт будет стараться изобретать, если у него не будет материала, над которым может работать его мысль и из которого должен исходить замысел. Ничто не может родиться из ничего».
Джошуа Рейнольдс.
Сюжетное рисование является одним из интереснейших видов изобразительной деятельности детей и в то же время одним из наиболее сложных. Процесс работы над композицией - это поступательное движение от замысла к результату. Одним из важнейших его этапов является поиск и отбор визуальной информации на заданную тему. Таким материалом могут быть наброски и зарисовки, выполненные самим учащимся, иллюстрации, репродукции произведений искусства.
Как правило, детям младшего школьного возраста, занимающимся в изостудии, сложно самостоятельно определить, какой именно материал поможет им в создании композиции. Даже если информация тщательно отбирается и предоставляется педагогом, дети не всегда грамотно и осмысленно её используют, что приводит к неудачам в творческой работе и ослаблению мотивации учащихся к рисованию. Таким образом, формирование умений находить, отбирать, анализировать и преобразовывать информацию в процессе работы над тематической композицией играет важную роль в обучении изобразительному искусству. Также стоит отметить, что данные умения лежат в основе информационной компетенции и могут пригодиться учащимся не только в рисовании, но и в других видах деятельности.
Работа над тематической композицией, как правило, содержит следующие этапы:
- Замысел.Сбор подготовительного материала
( наблюдения в виде набросков и зарисовок, фантазии, литературный и музыкальный материал, подбор иллюстраций).
- Варианты линейных и цветовых эскизов. Выбор эскиза для дальнейшей работы.
- Выполнение работы в формате, в материале.
Каждый этап даёт возможности для включения заданий, способствующих формированию навыков работы с информацией. Рассмотрим этапы работы над композицией с этой точки зрения на примере работы на тему «Рождество в Петербурге» в группе второго года обучения .
Замысел. Сбор подготовительного материала.
На начальном этапе работы над тематической композицией, юным художникам необходимо решить, что они будут изображать, придумать сюжет. Погружение в тему «Рождество в Петербурге» начинается с показа видеофрагмента, демонстрирующего новогоднее убранство главных улиц Санкт-Петербурга в вечернее время.
Далее педагог предлагает юным художникам зафиксировать свои ассоциации с темой «Рождество в Петербурге».Это возможно сделать в виде списка всех возможных слов по теме или небольших разрозненных зарисовок. Для последующей работы удобнее зарисовывать или записывать ассоциации на отдельных стикерах или небольших листах бумаги. Таким образом, у каждого из учащихся складывается начальный блок информации, которая может стать основой их творческого замысла. Далее педагог предлагает объединить полученные слова или изображения в группы по какому-либо признаку, например в группы «Предметы», «Действующие лица», «Природа и погода» и так далее. Учащиеся могут взять за основу группы предложенные педагогом или придумать свои. Разделив на группы все ассоциации по теме, учащиеся должны выбрать в каждой из групп то, что они взяли бы конкретно для своей картины. В итоге получается набор основных элементов будущей композиции.
После того, как замысел учащегося оформился в общих чертах, происходит уточнение тех объектов, предметов и персонажей, которые будут изображены. Для этого педагог предлагает задать вопрос «Какой?» к каждому из элементов получившегося набора и подобрать прилагательные. Например у учащегося получился набор слов: ёлка, Дворцовая площадь, вечер, прохожие. В результате работы у него получается уточнённый список: ёлка- высокая, нарядная, сияющая; Дворцовая площадь- занесённая снегом, украшенная; вечер- синий; прохожие - нарядные, весёлые, с покупками и подарками. Затем педагог предлагает отметить те элементы, которые учащийся нарисует сам по представлению и те, для которых нужен зрительный ряд, например фотографии, иллюстрации. При необходимости в дополнительном зрительном ряде, педагог разрешает учащимся воспользоваться источниками информации и самостоятельно найти необходимые изображения в тематической папке с распечатанными фотографиями памятников архитектуры Петербурга, книгах или интернете.
Варианты линейных и цветовых эскизов. Выбор эскиза для дальнейшей работы.
На этапе работы над эскизами происходит преобразование собранной информации в зрительный образ. Из разрозненных частей будущей композиции составляется единое целое. Педагог обращает внимание детей на то, что эскизы должны соответствовать основным критериям:
-Подчинение элементов общему замыслу
-Заполнение всего формата
-Выделение главного
В процессе работы ребята совместно с педагогом анализируют свои эскизы в соответствии с указанными критериями, выбирают подходящий для выполнения композиции в формате.
Выполнение работы в формате, в материале.
Начиная работать на большом формате, большинство детей сталкивается с необходимостью добавления недостающих элементов, более тщательного изучения деталей. На данном этапе происходит сбор недостающей визуальной информации. Педагог даёт детям возможность самостоятельно воспользоваться источниками в виде тематических папок, книг и интернет сайтов и найти недостающие элементы композиции. При этом он подчеркивает, что дополнительные элементы изображения не должны быть случайными предметами для заполнения места на листе. Основными критериями поиска и отбора недостающей информации являются:
-Соответствие раскрываемой теме
-Уместность с точки зрения сюжета, выбранного учащимся.
Заключение.
Таким образом, на каждом этапе работы над тематической композицией происходит формирование умений , являющихся основой информационной компетенции учащихся . В таблице ниже соотнесены этапы работы и формируемые умения.
Этап работы над тематической композицией | Формируемые умения |
Замысел. Сбор подготовительного материала. | Умение находить, группировать и анализировать информацию по критериям |
Варианты линейных и цветовых эскизов. Выбор эскиза для дальнейшей работы. | Умение преобразовывать информацию, умение анализировать информацию по критериям |
Выбор техники исполнения и выполнение работы в формате, в материале. | умение анализировать информацию по критериям |