Методическая разработка "Метод упражнений в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях в изостудии"
Методическая разработка для занятий в изостудии с младшими школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.opisanie1.docx | 61.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Выборгского района Санкт- Петербурга Дом детского творчества «Союз»
Методическое описание
«Метод упражнений в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях в изостудии»
Автор:
педагог дополнительного образования
Осипова Оксана Владимировна
Санкт-Петербург
2019г.
Введение
Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения является одной из важнейших и наиболее обсуждаемых в отечественной и зарубежной педагогике. По определению О. Л. Некрасовой-Каратеевой «эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование у детей и молодёжи художественного творческого интереса к миру, развитие чувств, фантазии, способности воспринимать красоту и творить её».
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Одним из основных средств эстетического воспитания является искусство.
Существуют различные классификации методов эстетического воспитания. Среди многообразия методов многие исследователи выделяют метод упражнения как один из наиболее важных в эстетическом воспитании младших школьников.
Цель использования упражнения, в качестве метода эстетического воспитания, заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.
На занятиях в изостудии возможно использование метода упражнения как для освоения приёмов практической художественной деятельности, так и для развития способности учащихся к оценке произведения искусства и словесному выражению этой оценки. В силу возрастных особенностей, младшим школьникам довольно трудно выразить своё отношения к произведениям искусства словами, их оценка произведения сводится к критериям – красиво - некрасиво. Упражняясь в выявлении различных качеств произведения искусства, посредством ответов на вопросы педагога, ребенок овладевает умениями анализировать, сравнивать и выявлять для себя новые качества произведения, что способствует развитию эмоционального интеллекта и формированию компетенции осознанности.
Пример упражнения:
Рассмотрим пример выполнения подобного упражнения группой детей 2-го года обучения в процессе работы над темой «Отражение музыки».
Цель упражнения – подвести детей к более глубокому осмыслению произведения изобразительного искусства и собственной творческой работы
Задачи упражнения:
- Формировать умение высказывать своё мнение о произведении живописи
- Показать учащимся взаимосвязь средств художественной выразительности и эмоций, вызываемых произведением живописи.
Ход выполнения упражнения:
Педагог знакомит учащихся с темой музыки в произведениях живописи и демонстрирует репродукции. Перед началом работы над эскизами каждому учащемуся раздаются карточки с изображением одного из тех произведений, которые только что демонстрировались, и списком вопросов, на которые необходимо ответить.
Ребятам даётся 5-7 минут на выполнение задания. После выполнения упражнения педагог предлагает обсудить ответы. Многие дети, получившие одинаковые карточки ответили по-разному. В процессе обсуждения ребята обмениваются мнениями о представленных произведениях, по просьбе педагога высказывают свои представления о том как бы они изобразили музыку.
После обсуждения педагог предлагает детям создать эскизы своих творческих работ на музыкальную тему. В качестве домашнего задания педагог предлагает найти музыкальные фрагменты, которые соответствуют композициям, придуманным детьми.
Пример карточки:
Рассмотри картинку и ответь на вопросы:
- Что ты видишь на картине?
2.Нравится тебе эта картина или нет , почему?
3.Какое у этой картины настроение?
4.Что помогает тебе понять настроение картины?
Выбери и подчеркни ответ или напиши свой:
-Цвет
- Лица персонажей
-То, что делают герои картины
-Свой ответ (напиши )
5. Как ты думаешь, что хотел сказать (передать, показать) художник, который написал эту картину