"Блокада Ленинграда"

Белёва Наталья Геннадьевна

Воспитательное занятие для младших школьников в системе дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Ростовская область  слобода Родионово - Несветайская

Конспект воспитательного мероприятия

в системе дополнительного образования

для младших школьников

«Блокада Ленинграда»

Разработал педагог

дополнительного образования

Белёва Наталья Геннадьевна

2022 год.

Цель: расширять представления детей о блокаде Ленинграда.

Задачи: развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;  воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, чувства гордости и эмоционального сопереживания;  воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам.

Материалы и оборудование: песня «Ленинградцы» муз. И. Шварца, сл. В. Коростылева4 презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, записи метронома, воздушной тревоги

Ход занятия:

(Звучит песня «Ленинградцы» муз .И. Шварца, сл. В. Коростылева)

Педагог:  Скажите, ребята, какое сегодня число? (27 января)

Педагог:  Ребята, а какой праздник отмечают 27 января? (День полного снятия Блокады Ленинграда).  Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на нашу страну. Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград. В сентябре 1941года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900 (почти 2.5 года) дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.

- Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада?

Для жителей Ленинграда блокада стала – жестоким испытанием, но все ленинградцы встали на защиту города.  Враги  хотели его завоевать, но город превратился в крепость. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Улицы были перегорожены противотанковыми «ежами», оплетены колючей проволокой.

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). . Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью . А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, Говоривший людям, что жизнь продолжается. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.  

Дети читают стихи:

1.Зима сорок первого года,

В блокадном кольце Ленинград.

Обстрелы, бомбёжки и голод,

Суровые лица солдат.

2. Мы вспомним те годы, блокадные годы,

Тяжёлые ночи и трудные дни,

Людей, что погибли во имя народа,

Ведь подвиг большой совершили они.

Зимой в городе был не только голод, но и холод. Не было угля, поэтому не действовало паровое отопление, не было дров, чтобы топить печи. Люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили.  Не было электричества, в комнатах темно было даже днем, потому что стекол в окнах нет и окна заделаны фанерой. На окна ещё вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, долбили лёд, чтобы набрать хоть немного воды.

Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.

Чтение стихотворения  Ника Ефимова «Я вспоминаю хлеб блокадных дней»

"Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.        

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали". (Л. Хямелянина)

Педагог: Когда в город перестало поступать продовольствие,  норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда – 125 грамм. Хлеб получали по карточкам, это была еда на целый день. И всё, только вода. Блокадная карточка с суровой надписью«При утере не возобновляется» Она была дороже всего. … Дети пробуют хлеб  и читают стихи:

Цену хлеба знает каждый ленинградец,

Маленький кусочек-125грамм.

Не сдаётся Ленинград. Город выживает,

Урок отваги, мужества преподносит нам.

Педагог: Однако всю блокаду в городе работали детские сады, но находились они при больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы. Взрослые в детских садах и больницах все делали, чтобы дети выжили, даже устраивали им праздники - Новый год, спортивные праздники. Дети постарше вместе со взрослыми встали на защиту любимого города . Они дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, разгребали завалы после бомбежек, встали к станкам на военных заводах. Многие были настолько малы, что не доставали до станков и для них были изготовлены маленькие скамеечки.

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Работало 39 ленинградских школ. Они работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Педагог:

Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по озеру Ладога назвали «Дорогой жизни». По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей,  дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни».

Дети читают стихи:

1.Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

                           2.Дорогой жизни шёл к ним хлеб

Дорогой жизни многих к многим

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

3.На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

Педагог: Ленинградцы не сдавались, они выстояли. Ярким примером отваги ленинградцев было спасение зоопарка. Он проработал всю блокаду, был закрыт только несколько месяцев. Нечеловеческими усилиями сотрудниками зоосада были спасены многие животные. Не прекращалась и культурная жизнь:  продолжали работать часть театров, композиторы сочиняли музыку, художники создавали агитационные плакаты, поэты писали стихи.

А в это время солдаты делали все возможное, чтобы освободить город.

В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!»

1.Но слышите родные Ленинградцы

Уже разорвано проклятое кольцо,

В слезах от радости и счастья

Сегодня каждое лицо.

2.Застыло холодное утро

Над скованной горем Невой.

Ты выдержал всё,

город мой победитель,  город – герой.

Чтение Стихотворение «Такого дня не видел Ленинград»

Такого дня не видел Ленинград!                    

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди (В. Рождественский)

Педагог: Отшумели тяжелые бои. Многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать то, что разбомбил враг.

Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших -  в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». Священное место, для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей. На Пискаревском кладбище горит вечный огонь.

Дети читают чтихи:

1.В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд!

2.Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Давайте почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой молчания. (Минута молчания)

Педагог: Наше занятие закончилось. Мы говорим спасибо всем, кто отстоял чудесный город Ленинград. За наше мирное небо, за наше счастливое детство. Память о них мы сохраним в наших сердцах навсегда!