Мастер-класс "Технология лэпбук на уроках искусства"
Я работаю в «Школе искусств». Одна из проблем существующих сегодня в школе – отсутствие учеников. Конечно, есть библиотека, есть книжки, которые я покупаю, есть журналы, но где-то густо, где-то пусто. Много книг по композиции, по академическому рисунку - меньше, есть темы с огромными пробелами. Но есть сеть интернет, можете вы мне возразить – там есть все! Это действительно так, но не каждый ученик может правильно использовать этот информационный ресурс.
В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выделять главное привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. В результате использования этой технологии получается прекрасный дидактический наглядный материал, способный заменить учебник – учебник своими рук
Лепбук это технология визуализации информации, естественно она очень органично сочетается с предметами изобразительного искусства. В своем мастер-классе я рассказываю как создать лэпбук по искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_lepbuk_i_ee_primenenie_na_urokah_iskusstva.docx | 183.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный единый методический день
для преподавателей муниципальных ОУ
дополнительного образования детей
в сфере культуры.
Мастер – класс
«Технология лепбук
и ее применение на уроках изобразительного искусства»
Преподаватель Чистякова О.Б
ДШИ г. Облучье.
2020 год
План :
- Приветствие, знакомство -2 мин
- Цель и задачи выступления. Актуализация методики и задачи современного обучения искусству.- 2 мин.
- Технология «ЛЕПБУК»- технология визуализации информации; история создания технологии, возможности применения. – 5 мин
- Демонстрация и готовых папок «Народные росписи», «Портрет», «Лепбук» - 5 мин.
- Как создать лепбук: этапы создания лепбука; зонирование информации; Формы карманов; проверка готовности лепбука – 5 мин
- Практическая часть – выполнение разверток. 5-6 разверток – 20 мин.
Цель мастер - класса:
Познакомить педагогов с технологией ЛПБУК, как с эффективной технологией визуализации и систематизации информации на уроках изобразительного искусства.
1. Приветствие. Работаю учителем более 25 лет. Всегда стараюсь найти интересные приемы обучения, новые технологии.
Цель моего выступления - я хочу вдохновить вас на поиск творческих форм взаимодействия с детьми, так, чтобы обучение было с увлечением.
Хочу познакомить с очень эффективной технологией «Лепбук», надеюсь, это будет интересно и полезно.
2. Актуализация методики.
Я работаю в «Школе искусств». Одна из проблем существующих сегодня в школе – отсутствие учеников. Конечно, есть библиотека, есть книжки, которые я покупаю, есть журналы, но где-то густо, где-то пусто. Много книг по композиции, по академическому рисунку - меньше, есть темы с огромными пробелами.
Но есть сеть интернет, можете вы мне возразить – там есть все! Это действительно так, но не каждый ученик может правильно использовать этот информационный ресурс.
В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выделять главное привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. В результате использования этой технологии получается прекрасный дидактический наглядный материал, способный заменить учебник – учебник своими руками!
3. Технология ЛЕПБУК.
Лепбук это технология визуализации информации, естественно она очень органично сочетается с предметами изобразительного искусства.
Термин Lap- книга впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая помещается в коленях ребенка. Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Содержание папки может быть в виде информационного блока , наглядного блока, игрового блока , литературного блока, выполнение практических заданий.
Хочется отметить, что подобный способ организации учебного материала, возможно, и не является принципиально новым. Педагоги всегда мастерили кнжки-раскладушки, но в них не было достаточного уровня интерактивности, т.е. просто иллюстрации без заданий. Достоинство лэпбука не только в том, что он позволяет определённым образом визуализировать теоретический материал, но и организовать интерактивное взаимодействие.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ученик будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия..
Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ученик просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лепбук может быть выполнен на любую тему, по любому предмету или во внеклассной работе. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.
Лэпбук обеспечивает:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
- возможность структурировать сложную информацию;
- компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
- вариативность использования заданий;
- возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
4. Знакомство с готовыми папками.
Я хочу показать вам два готовых лепбука, разнохарактерных, и на их примере объяснить, какие художественные задачи были решены, и какую форму приобрела информация.
Рассказ о лепбуке «Народные росписи». Этот лепбук – коллективный проект учащихся среднего возраста, у большинства из которых есть возможность выхода в интернет. Поэтому большинство информации и заданий распечатки. Выполняла группа из 5 человек.
Блоки : информационная справка в форме сундуков; основные темы, сюжеты, характерные композиции в виде веера – шары; стихи – гармошкой; пазлы на скорость – конверты; дополни рисунок – карман; расставь по полочкам – открытые полочки; составь матрешку – разрезная книжка; четвертый лишний – карточки на прищепке; лото- двойные карманы; основные элементы – большой карман; нарисуй по образцу – файл.
Рассказ о лепбуке «Портрет». Индивидуальный проект ученицы профильного класса, как следствие больше индивидуальности и рисованных элементов.
Блоки: виды портрета по характеру, компзиции, виду искусства, форме, размеру, персонажу, стилю; пропорции лица; анатомия лица. Задания: собери портрет по элементам; собери портрет – пазлы; назови автора портрета; сделай анализ портрета; наряди персонажа; выполни поэтапные зарисовки элементов лица;
Рассказ о лепбуке «Лепбук схемы». Выполнила я, в качестве наглядного примера расположения информации. Самые простые схемы – книжки, конверты, карманы, дверцы, окошки, гармошки, раскладушки, веера и вращалки.
5. Этапы работы по изготовлению лепбука.
Для лепбука понадобятся следующие материалы:
- картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3, пластикова папка с резиночкой);
- бумага (белая, цветная различными расцветками и текстурой);
- принтер (желательно цветной)
- ручки, карандаши, фломастеры, краски;
- обычные и фигурные ножницы;
- клей и/или скотч;
- степлер;
- декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Работа проходит в несколько этапов:
- выбор темы;
- обсуждение плана;
- создание макета;
- создание шаблона лэпбука;
Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Планирование лэпбука
Класс _____________Предмет ___________________________________________
Тема лепбука__________________________________________________________
№ п/п | Какую информацию (содержание) хотите отобразить в лэпбуке? | Форма отображения информации (название или зарисовка форм ) | Источник информации (ссылка на интернет-источник, страница книги и др.) | Ответственный |
При проверке готового лепбука нужно обратить внимание
1. Указаны ли на обложке лэпбука предмет, тема и авторы?
2. Содержит ли лэпбук не менее 5 разделов?
3. Нет ли дублирования материалов внутри лэпбука?
4. Нет ли в материалах лэпбука недостоверной информации (непроверенных фактов)?
4. Насколько материалы, представленные в лэпбуке, могут быть интересны учащимся данного класса? (теория, практика, игры)
5. Действительно ли материалы, представленные в лэпбуке, созданы членами команды (написаны своими словами)?
6. Есть ли логика в размещении материалов внутри лэпбука?
7. Продумано ли авторами лэпбука его оформление?
8. Содержатся ли задания разной сложности (дифференциация)
9. Выдержан ли единый стиль оформления?
10. Уверенность в защите – представлении готового лепбука, его авторами.
6.Практическая часть.
А теперь мы переходим к практической части мастер-класса и я хочу показать вам, как можно выполнить красивые карманы , раскладушки для лепбука - 10 схем
Литература
- Лэпбук как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html (дата обращения 20.03.2016)
- Лэпбук как часть предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetno-prostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html (дата обращения 03.04.2016)
- Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук?". [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk(дата обращения 20.03.2016)
- Фото: infourok.ru
- http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
- http://stranamasterov.ru/node/581310
- http://nitforyou.com/lepbuk/
- https://practicalpages.wordpress.com/free-pages/free-lapbook/
- http://www.homeschoolshare.com/Lapbooks_at_HSS.php.
- http://www.babyblog.ru/community/post/weeks/159859.
- https://ru.pinterest.com/Antavika/lapbook/.
- http://www.tavika.ru/2013/06/lapbook-crow.html.