"Зимний вернисаж"
Знакомс Расширить знания учащихся о композиции и жанре пейзажа. Создание композиций деревьев разных по тону, используя контраст, нюанс тона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zimniy_vernisazh.doc | 502.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т. урока «Зимний вернисаж»
Цели и задачи:
Знакомство с жанром пейзажа.
Развитие наблюдательности, внимания, умения выбирать прекрасное в окружающей действительности.
Развитие навыков рисования отдельных деревьев.
Вопросы перспективы, художественного образа в пейзаже.
Развитие любви к родной природе.
Эстетическое воспитание.
Оборудование урока:
Видеофильм с репродукциями картин известных художников, музыкальная запись П.И. Чайковского “Времена года”. Детские рисунки. Свои собственные работы. Вода, краски, кисти, простые карандаши, гуашь белая, воск.
1 Организационный момент.
Проверить готовность детей к уроку.
Что лежит слева (альбом), справа (краски, баночка).
Здравствуйте, дети! Садитесь. Я чувствую, у вас хорошее настроение. Сегодня у нас необычное занятие. Не волнуйтесь! Работаем в обычном режиме. Гости и я желаем вам творческих успехов.
2. Сообщение темы урока
Тема урока «Зимний вернисаж»
1) – СЛАЙД №1
Учитель:- Дети! Посмотрите, как прекрасен зимний лес! Как Вы думаете, какой жанр изобразил Иван Иванович Шишкин на данной картине?
Ответ ученика: - Пейзаж. «Пейзаж - это изображение природы
Учитель: - Правильно: - пейзаж - это образ конкретной природы.
А когда впервые в живописи появился жанр пейзаж
Ответ ученика): - жанр пейзаж впервые появился в Китае, в Европе в 17 веке, в России 19 веке.
Пейзаж - это самостоятельный жанр в изобразительном искусстве. И перед вами картина, изображающая природу. Такая картина будет называться пейзажем! А художник, который рисует пейзаж, называется художником - пейзажистом.
Учитель: Скажите, пожалуйста, кого вы знаете из художников пейзажистов?
Ответ ученика: Иван Иванович Шишкин, Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Константин Юон, Илья Остроухов, Василий Поленов.
Учитель:- Скажите, пожалуйста, какие разновидности пейзажа существуют?
Ответ ученика:
Существует несколько разновидностей пейзажа:
-Городской, Сельский (деревенский), Былинно-сказочный, Фабрично-заводской,
-Фантастический и т.д.
Дать анализ картин известных художников.
2) СЛАЙД №1
Учитель:
- Посмотрите, как художник И. И. Шишкин раскрывает красоту зимнего леса! А вы знаете, «Зимних» картин у Шишкина немного. Хотя зима всегда красива и необыкновенна: она заботливая опрятная хозяйка, укрывающая всю непривлекательность неухоженной земли. Он передал в картине «Зима» зимнее оцепенение природы. В этом хвойном лесу все (и деревья, и снег) погружено в легкую тень быстро уходящего дня. Следы давнего бурелома занесены снегом. В картине царит тишина, сквозь которую с трудом пробивается слабый розоватый свет низкого солнца.
Художник не только рассказывает нам, что видел, но и показывает, как прекрасно все в природе.
3) СЛАЙД № 2
На другой картине Шишкина все деревья разные: одни стройные, другие кривые; одни толстые, другие тонкие. Снег лежит на сучках, на стволах.
Белого снега нет! Снег - серый, голубой, сиреневый… Снег - темнее белого листа бумаги.
Вот какие открытия мы сделали с вами.
У.: - Ребята, если художник изображает свои работы с помощью света, то поэты с помощью слова. Давайте послушаем стихи, которые вы приготовили к этому уроку:
4) СЛАЙД № 3
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет. М.Лермонтов
4) СЛАЙД № 5
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И речка подо льдом блестит. А.С. Пушкин
5) СЛАЙД № 6
В декабре, в декабре,
Все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес.
6) СЛАЙД № 7, 8
Пусть у зимы нет буйства красок,
Всего один лишь белый цвет,
Но для фантазий зимних сказок,
Как для мечты, предела нет…
7) СЛАЙД № 9
У.: Молодцы!
Художник, рисуя акварелью, никогда не применяет белой краски. Роль белой краски выполняет белая бумага.
Дети! Нарисовать такой пейзаж очень трудно: нужно долго учится… Поэтому, предлагаю нарисовать пару деревьев укутанных снегом.
Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
Представим эти места зимой вечером, утром и т. д.
Ребята! Художник никогда не допускает, чтобы горизонт делил лист пополам.
Обратить внимание:
Наличие горизонта.
Небо до горизонта! Сверху - темней, к горизонту- светлей.
Ствол дерева не доводят до низа листа.
Ель – сине-зеленая, темная.
Лес в дали – сиреневатый, чуть темней неба.
Лес зимой таинственный, заснеженный…
3. Практическая часть.
Показать выполнение пейзажа на листе цветной бумаги карандашом, красками.
Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой учитель помогает ребятам, советует, подсказывает в индивидуальной форме.
На протяжении урока следить, чтобы:
Дети рисовали без линейки.
Рисовали тонкими линиями.
Чем ближе дерево к зрительному ряду, тем изображение его крупней и выразительнее.
Чтобы ребята избегали черной (открытой) краски.
4. В конце урока подвести итог. Выставка детского рисунка. Анализ работ.
Учитель:
1. С каким жанром мы с вами познакомились?
2. Как называют художников, которые рисуют природу?
3. Каких художников пейзажистов вы запомнили?