"Зимний вернисаж"

Березина Римма Анатольевна

Знакомс Расширить знания учащихся о композиции и жанре пейзажа. Создание композиций  деревьев разных по тону, используя контраст, нюанс тона.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zimniy_vernisazh.doc502.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т. урока «Зимний вернисаж»

Цели и задачи:

Знакомство с жанром пейзажа.

Развитие наблюдательности, внимания, умения выбирать прекрасное в окружающей действительности.

Развитие навыков рисования отдельных деревьев.

Вопросы перспективы, художественного образа в пейзаже.

Развитие любви к родной природе.

Эстетическое воспитание.

Оборудование урока:

Видеофильм с репродукциями  картин известных художников, музыкальная запись П.И. Чайковского “Времена года”. Детские рисунки. Свои собственные работы. Вода, краски, кисти, простые карандаши, гуашь белая, воск.

1 Организационный момент. 

Проверить готовность детей к уроку.

 Что лежит слева (альбом), справа (краски, баночка).

Здравствуйте, дети! Садитесь. Я чувствую, у вас хорошее настроение. Сегодня у нас необычное занятие. Не волнуйтесь! Работаем в обычном режиме. Гости и я желаем вам творческих успехов.

2. Сообщение темы урока 

Тема урока «Зимний вернисаж»

1) – СЛАЙД №1

Учитель:- Дети! Посмотрите, как прекрасен зимний лес! Как Вы думаете, какой жанр изобразил Иван Иванович Шишкин на данной картине?

Ответ ученика:  - Пейзаж. «Пейзаж - это изображение  природы

Учитель: - Правильно: - пейзаж - это образ конкретной природы.

А когда впервые в живописи появился жанр пейзаж

Ответ ученика): - жанр пейзаж впервые появился в Китае, в Европе в 17 веке, в России 19 веке.

 Пейзаж - это самостоятельный жанр в изобразительном искусстве. И перед вами картина, изображающая природу. Такая картина будет называться пейзажем! А художник, который рисует пейзаж, называется художником - пейзажистом.

Учитель: Скажите, пожалуйста, кого вы знаете из художников пейзажистов?

Ответ ученика: Иван Иванович Шишкин, Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Константин Юон, Илья Остроухов, Василий Поленов.

Учитель:- Скажите, пожалуйста, какие разновидности пейзажа существуют?

Ответ ученика:

Существует несколько разновидностей пейзажа:

-Городской,  Сельский (деревенский),  Былинно-сказочный,  Фабрично-заводской,  

-Фантастический и т.д.

Дать анализ картин известных художников.

2) СЛАЙД  №1

Учитель:

- Посмотрите, как художник И. И. Шишкин раскрывает красоту зимнего леса! А вы знаете, «Зимних» картин у Шишкина немного. Хотя зима всегда красива и необыкновенна: она заботливая опрятная хозяйка, укрывающая всю непривлекательность неухоженной земли. Он передал в картине «Зима» зимнее оцепенение природы. В этом хвойном лесу все  (и деревья, и снег)  погружено в легкую тень быстро уходящего дня. Следы давнего бурелома занесены снегом.  В  картине царит тишина, сквозь которую с трудом пробивается слабый розоватый свет низкого солнца.

Художник не только рассказывает нам, что видел, но и показывает, как прекрасно все в природе.

3) СЛАЙД № 2

На другой картине Шишкина все деревья разные: одни стройные, другие кривые; одни толстые, другие тонкие. Снег лежит на сучках, на стволах.

Белого снега нет! Снег - серый, голубой, сиреневый… Снег - темнее белого листа бумаги.

Вот какие открытия мы сделали с вами.

У.: - Ребята, если художник изображает свои работы с помощью света, то поэты с помощью слова. Давайте послушаем стихи, которые вы приготовили к этому уроку:

4) СЛАЙД № 3

                                    На севере диком стоит одиноко  

                                    На голой вершине сосна

                                    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                                    Одета,  как ризой, она.

                                    И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

                                    В том крае, где солнца восход,

                                    Одна и грустна на утесе горючем

                                    Прекрасная пальма растет.        М.Лермонтов

4) СЛАЙД  №  5

                                     Под голубыми небесами

                                     Великолепными коврами,

                                     Блестя на солнце, снег лежит,

                                     Прозрачный лес один чернеет,

                                     И речка подо льдом блестит.     А.С. Пушкин

5) СЛАЙД  № 6

                                      В декабре, в декабре,

                                      Все деревья в серебре

                                      Нашу речку, словно в сказке,

                                      За ночь вымостил мороз.

                                      Обновил коньки, салазки,

                                      Елку из лесу принес.

6) СЛАЙД  № 7, 8

                                      Пусть у зимы нет буйства красок,

                                      Всего один лишь белый цвет,

                                      Но для фантазий зимних сказок,

                                      Как для мечты, предела нет…

7) СЛАЙД  № 9

 У.: Молодцы!

Художник, рисуя акварелью, никогда не применяет белой краски. Роль белой краски выполняет белая бумага.

Дети! Нарисовать такой пейзаж очень трудно: нужно долго учится… Поэтому, предлагаю нарисовать пару деревьев укутанных снегом.

Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.

Представим эти места зимой вечером, утром и т. д.

Ребята! Художник никогда не допускает, чтобы горизонт делил лист пополам.

Обратить внимание:

Наличие горизонта.

Небо до горизонта! Сверху - темней, к горизонту- светлей.

Ствол дерева не доводят до низа листа.

Ель – сине-зеленая, темная.

Лес в дали – сиреневатый, чуть темней неба.

Лес зимой таинственный, заснеженный…

3. Практическая часть.

Показать выполнение пейзажа на листе цветной бумаги карандашом, красками.

Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой учитель помогает ребятам, советует, подсказывает в индивидуальной форме.

На протяжении урока следить, чтобы:

Дети рисовали без линейки.

Рисовали тонкими линиями.

Чем ближе дерево к зрительному ряду, тем изображение его крупней и выразительнее.

Чтобы ребята избегали черной (открытой) краски.

4. В конце урока подвести итог. Выставка детского рисунка. Анализ работ.

Учитель: 

1.  С каким жанром мы с вами познакомились?

2. Как называют художников, которые рисуют природу?

3. Каких художников пейзажистов вы запомнили?