Образ Пушкина в картинах художниках XIX в. и XX века.
- Познакомиться с творчеством художников – портретистов XIX и XX веков посвященных образу А.С.Пушкину и жанром портрет.
- Научить детей отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам А.С.Пушкина и изобразить осеннее состояние природы в акварельной технике.
- Развивать интерес и любовь к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_pushkina_v_kartinah_hudozhnikah.docx | 585.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ Пушкина в картинах художниках
XIX в. и XX века.
Провела: Р.А.Березина
учитель изо I категории
Урок в 5 б классе на тему: «Образ Пушкина в картинах художниках XIX в. и XX век».
Цели урока:
- Познакомиться с творчеством художников – портретистов XIX и XX веков посвященных образу А.С.Пушкину и жанром портрет.
- Научить детей отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам А.С.Пушкина и изобразить осеннее состояние природы в акварельной технике.
- Развивать интерес и любовь к природе родного края.
Просмотр презентации «Образ Пушкина в картинах художниках XIX в. XX в».
Оборудование урока:
Для учителя: репродукции О. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина, П.П Кончаловский. Портрет А.С.Пушкина, И.Левитан. Золотая осень, стихи А.С Пушкина, рисунки детей.
Для учащихся:
альбомы для рисования, акварель, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, палитра, тряпочка, репродукции с картин И. Левитана “Золотая осень”, И. Остроухова “Золотая осень”, И. Шишкина “Осень”, Аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского, стихи об осени: А.С. Пушкина.
План урока.
Организационный момент.
- Вводная беседа по картинам художников портретистов через презентацию
- Литературные (поэтические) строки детей.
- Самостоятельная работа учащихся. Изображение осеннего пейзажа, согласно настроению, переданному в литературном произведении.
- На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
- Подведение итогов урока. Выставка, коллективное обсуждение детских работ.
Ход урока
Организационный момент (приветствие учителя детей).
Проверить готовность детей к уроку. Что лежит слева (альбом), справа (краски, баночка, салфетка).
Здравствуйте, дети! Садитесь. Я чувствую, у вас хорошее настроение. Сегодня у нас небычное занятие. Не волнуйтесь! Работаем в обычном режиме. Гости и я желаем вам творческих успехов. Тема урока «Пушкин в портретах художниках 19-х и 20 –х веках»
2. Беседа о художниках портретистах изображавших А.С. Пушкина
Ребята, давайте подумаем: «Что такое портрет?»
Ответы детей.
Портрет это изображение человека. Сегодня познакомимся с художниками портретистами, которые изображали поэта, А.С. Пушкина, в разный период жизни и на его стихи дорисуем свою работу, начатую на прошлом уроке.
Слайд № 2
Мы с первого дня начинаем жить в окружении образов пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик.
Самый первый, где был впервые изображен Пушкин - миниатюрная работа неизвестного художника. В детском портрете видны характерные черты Пушкина, менее определенные, чем в портретах зрелого возраста; выпуклые губы, чуть прижатый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбородка. Видно, что мальчика причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих гла
Портрет, изображающий Пушкина ребенком трех, трех с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрого, лечившего Пушкиных, когда они были в Москве. Этот портрет, сделанный крепостным художником, по семейному преданию, был подарен матерью поэта Н.О. Пушкиной единственной дочери Мудрова - Софье.
Слайд № 3
Следующий портрет А.С.Пушкин.Гравюра И.Е.Гейтмана. 1822.
Тайна гейтмановской гравюры не разгадана и поныне. Спорят о возрасте изображенного на ней поэта. 12-13 лет мальчик или юноша, уже окончивший лицей? Но главный вопрос, кто нарисовал портрет?
Доказано - не сам гравер: он обычно работал по чужим рисункам. Называли лицейского учителя рисования Чирикова; поэт и драматург Кухольнин, К.Б. На гравюре мы видим кудрявого мечтательного юношу, устремившего вдаль отрешенно задумчивый взор. Мягкие, округлые черты лица совсем еще детские, выражение вдохновенного лица - все свидетельствовало, что перед зрителем поэт.
Слайд № 4
Среди реликвий Музея-квартиры А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге есть портрет поэта, написанный художником И.Л. Линевым. Портрет отличается глубокой реалистичностью. Поражают грустные, усталые глаза, печальное выражение изможденного заботами лица. Пушкиноведы относят написание этого портрета к 1836 году, портрет признается последним, написанным при жизни Пушкина. Автор портрета, видимо, знал и сумел показать тяжелое душевное состояние поэта в последний, самый трудный период его жизни. В портрете ощущается не только понимание духовной драмы Пушкина, но и глубокое сочувствие поэту. Это наводит на мысль, что художник должен был принадлежать к кругу людей, окружавших Пушкина. В портрете ощущается некоторая торопливость исполнения, напряженное стремление передать главное, иногда в ущерб детали - черта, характерная для работы художника, строго ограниченного временем позирования модели. Боязнь упустить главное, очевидно, заставила художника отказаться от поисков более совершенной внешней формы.
Кто же этот художник, не только понявший драму Пушкина, но и совершенно очевидно сочувствовавший ему, сумевший донести трагедию поэта до потомков? Фамилии "Линев" не удается обнаружить не в списках художников, ни среди перечня окончивших Академию Художеств. Можно предположит, что это был художник-любитель, но в имеющихся материалах о художниках-любителях фамилия Линева отсутствует. Очевидно, что портрет Пушкина был написан художником-любителем, дворянином, человеком одного круга с Пушкиным, почитателем таланта великого русского поэта. Именно таким художником, человеком большой культуры, самозабвенно любившим искусство, был современник Пушкина.
Слайд № 5, 6
На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге в 1836 встретились два художника - художник пера Александр Сергеевич Пушкин и художник кисти Иван Константинович Айвазовский. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.
Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже в 1880-х годах целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Самой знаменитой из этих картиной цикла стало, пожалуй, «Прощание Пушкина с морем», над которой Айвазовский работал в содружестве с Репиным. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон.
Картина Прощание А.С.Пушкина с Черным морем была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина.
Слайд № 7
Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.
Слайд № 8 Пушкин на берегу Черного моря
Слайд № 9 Пушкин на берегу Черного моря
Слайд № 10 Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина. 1827Следующим, кто изобразил Пушкина, был Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина является самым известным его творением. И мы относимся к нему с особым, обостренным чувством: его заказал сам Пушкин, он позировал художнику, портрет написан в период расцвета творческих сил их обоих.
Бытует версия о том, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Соболевский, который “был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина “нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки”.
Слайд № 10 Орест Кипренский. Портрет Пушкина. 1827
Задачей другого крупнейшего живописца эпохи – Ореста Кипренского было показать в Пушкине, прежде всего, “гения поэзии”. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…
1 сентября 1827 года в Петербурге, в залах Академии Художеств, открылась выставка, на которой публика увидела портрет А.С. Пушкина. Портрет был заказан лицейским товарищем Пушкина Антоном Дельвигом. После кончины Дельвига в 1831 г. поэт купил его для себя, в семье Пушкиных он и находился, переходя по наследству от старшего сына Александра. Во второй половине 1879-х годов Третьяков неоднократно делал попытки заполучить эту работу для своей коллекции. Но Александр Александрович при жизни не хотел расставаться с портретом отца. И только в 1916 году холст был приобретен галереей у внука поэта Григория Александровича Пушкина.
Пушкин изображен в сюртуке, с клетчатым пледом, накинутом на плечо. Руки покоятся на груди. Взгляд обращен вдаль. Лицо задумчиво, вдохновенно, полно затаенной грусти. Современники писали: “Гений поэта как бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум”. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера приписать бронзовую фигуру музы с лирой в руках.
О портрете Ореста Кипренского
". Газета "Северная пчела" писала: "...портрет первого современного русского поэта А.С. Пушкина. Благодарим художника от имени всех ценителей дарований Пушкина за то, что он сохранил драгоценные для потомства черты любимца Муз, это живой Пушкин".
Юзефович М.В., знакомый поэта, отметил:"...его портрет работы Кипренского похож безукоризненно".
И наконец, мнение отца поэта:"Лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским". И сам Пушкин дорожил именно этим портретом, только его из всех других захотел приобрести.
Слайд № 11,12
Николай Павлович Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу. 1936
Слайд № 13,14
Попков Виктор Васильевич. Осенние дожди.Пушкин. 1974
Дети читают стихи Пушкина
( «Осень» А.С.Пушкин) читает Витя
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото одетые леса…
Слайд № 15 А.Грицай. Летний сад
Дети читают стихи Пушкина
Уж небо осенью дышало» А.С.Пушкин читает Диана
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Слайд № 16 Петр Петрович Кончаловский
Дважды рисовал Пушкина знаменитый русский художник Петр Петрович Кончаловский (1876 -- 1956). За 50 лет творческой деятельности он создал свыше пяти тысяч произведений. Уже в первом, раннем, рисунке Пушкина молодому художнику удалось создать образ поэта, соответствующий времени.
На рубеже XIX -- XX веков художники уже не стремились к точному копированию внешности Пушкина, они создавали образ поэта, каждый в своем понимании: то гонимый, то настороженный, то просветленный, то подавая раскованный образ поэта, не в привычных академических традициях. Кончаловский работал очень быстро, но Пушкина писал восемь лет (1932 -- 1941). В 1932 году картина «Пушкин» (первый вариант) была показана на выставке в Москве. «Петр Петрович изобразил Пушкина зимой, в Михайловском. Поэт проснулся поутру на своем диване, где ночью работал, да так и уснул там. Он сидит скрестив ноги по-турецки под стеганым одеялом золотистого шелка. На нем длинная ночная рубаха с распахнутым воротом, гусиным пером в правой руке он касается уголка рта, в левой руке, со знаменитым перстнем на большом пальце, зажат листок с рукописью. Перед ним маленький круглый столик красного дерева, на нем листки, заполненные строчками стихов, графин и граненый стаканчик, подсыхающие корочки апельсина, а на фоне желтого стеганого одеяла лежит толстая черная тетрадь. И лицо поэта: одухотворенное, обрамленный темными кудрями лоб, еще не выбритый с ночи подбородок, твердый рот, твердый взгляд, устремленный в зимнее окно, взгляд, полный вдохновенной настороженности, глубокого созерцания и в то же время -- энергии творческого вдохновения». Художник много раз возвращался к картине, он вновь дописывал ее вплоть до выставки 1951 года в залах Академии художеств.
Дети читают стихи Пушкина
(« Зимний вечер» А.С.Пушкин) читает Сережа
Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Слайд 17. Н.Овчинников.
Березки в лесу.1949
Гонимы вешними лучами». А.С.Пушкин) читает Солне
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбко ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Учитель: Молодцы!
3.Самостоятельная работа учащихся.
Далее учащиеся получают задание изобразить осеннее состояние природы на стихи А.С Пушкина «Унылая пора, очей очарованье!» на ранее приготовленных подмалевках.
Демонстрируется таблица “Цветовой круг”, обсуждаются возможные цветовые сочетания.
К уроку подготовлена выставка работ учащихся прежних лет.
Напоминаю учащимся, что в изображении должно присутствовать цветовое богатство. Не одним локальным цветом передается настроение, а цветовыми сочетаниями. Насыщенными цветовыми мазками.
Учащиеся приступают к работе красками теплых цветов. На переднем плане изображают четкие листья, а на дальнем плане расплывчато.
Вся самостоятельная работа проходит под музыку П. И. Чайковского.
4. подведение итогов
Вопрос детям
Учитель:
1. С каким жанром мы с вами познакомились?
2. Как называют художников, которые рисуют ппортреты?
3. Каких художников портретистов вы запомнили?
Завершает урок выставка детских работ.
Открытый урок в 5 б классе.