Презентация "Маньеризм"
Маньеризм - новое направление в западноевропейском искусстве 16 века. Работы маньеристов характеризуются усложненностью, напряженностью образов. Маньеристы следуют традициям Взрождения, но подчеркивают неустойчивость и сложность мира 16 века. Обучающиеся средней школы смогут познакомиться с этим направлением в архитектуре, скульптуре, живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация об искусстве маньеристов 16 века | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
маньеризм МАНЬЕРИЗМ ( итал . maniera — манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья ) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках
маньеризм В скульптуре (Б. Амманати , Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре ( Джулио Романо, Вазари, Амманати ) маньеризм проявлялся главным образом тяготением к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой выразительности декора. С 1540-х гг. этот стиль стал господствующим в Италии, мастера этого направления приглашаются во Францию ( Приматиччо , Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино ). Искусство маньеристов нередко называли придворным. В некоторых своих чертах оно было рассчитано на узкий круг знатоков, понимавших сложные аллегории и аллюзии. К концу 16 — началу 17 в. маньеризм уступает влиянию болонской школы и караваджизма .
Скульптура маньеризма В ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья , в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини .
ДЖАМБОЛОНЬЯ ДЖАМБОЛОНЬЯ (наст. имя Жан де Булонь, (1529-1608), итальянский скульптор, представитель маньеризма. Богато декорированные фонтаны, статуи, памятники отличаются динамической свободой пространственной композиции («Аллегория Апеннин», «Похищение сабинянок», 1583). «Меркурий». Скульптура Джамболоньи. Бронза. 1564. Городской музей. Болонья .
Джамболонья . Похищение сабинянок . 1574 — 1582 . Флоренция , Лоджия деи Ланци
Бенвенуто Челлини. Солонка с аллегорическим изображением Земли и Моря. Около 1540. Бенвенуто Челлини.
Бенвену́то Челли́ни ( итал. Benvenuto Cellini ; 3 ноября 1500 , — 13 февраля 1571 , Флоренция— выдающийся итальянский скульптор , ювелир, живописец , воин и музыкант эпохи Ренессан са .
Бенвенуто Челлини. Бенвенуто Челлини. Персей. 1545-1554. Статуя расположена на Лоджии дей Ланци , построенной в 1376-1382 предположительно по рисунку Андреи Орканьи . Бронзовая скульптура, единственный подлинник, выставленный на улицах Флоренции.
Живописцы К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино , Якопо Понтормо , Джованни Баттиста Нальдини , Джорджо Вазари , Джулио Романо , Джузеппе Арчимбольдо , Бронзино , Россо Фьорентино , Франческо Сальвиати , Доменико Беккафуми , Алессандро Аллори , Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело , у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана . За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции и Эль Греко в Испании . Маньеризм интенсивно развивался в Праге , при дворе императора Рудольфа II ( Б. Шпрангер , Ханс фон Аахен и др.).
Франческо Пармиджанино. Франческо Пармиджанино. «Женский портрет» (так называемая «Антея»). 1535-37. Национальный музей и галерея Каподимонте . Неаполь.
Франческо Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1534-1540. Галерея Питти , Флоренция. Характерными особенностями маньеризма в живописи являются орнаментальность и декоративность, изысканность и утонченность, максимальная оригинальность образов. Мадонна с длинной шеей Пармиджанино — образец искусства маньеристов. Намеренно вытянутые пропорции фигуры Марии — «лебединая шея», рука с длинными пальцами; изысканно холодный колорит, утонченный рисунок выражают субъективный, отрешенный от жизни идеал загадочной красоты. Франческо Пармиджанино.
Анджело Бронзино. Анджело Бронзино. Портрет Лукреции Пачиатичи . 1540. Галерея Уффици, Флоренция.
Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма». Национальная галерея в Лондоне. ЭЛЬ ГРЕКО (Теотокопули) Доменико (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения.
Эль Греко. «Троица». 1577-1579. Прадо, Мадрид.
Арчимбольдо Джузеппе АРЧИМБОЛЬДО Джузеппе (1527, Милан — 11 июля 1593, там же), итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии».
Джузеппе Арчимбольдо Зима. 1573 год.
Джузеппе Арчимбольдо. Лето. Около 1573 года. Лувр. Париж.
Джузеппе Арчимбольдо. Весна. Около 1573 года. Собрание Неже . Париж.
Джузеппе Арчимбольдо. «Портрет Рудольфа II». Около 1591. Замок Скоклостер , Швеция. В знаменитом портрете Рудольфа II художник изобразил своего покровителя в облике божества садов Вертумна .
«Вертумн» « Вертумн » был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Архитектура маньеризма Джакомо делла Порта Церковь Иль Джезу . 1575. Рим. Главными отличительными чертами архитектуры маньеризма стали неожиданная интерпретация классической ордерной системы, перенасыщение декором, использование витых колонн, контраст гладких и рустованных колонн, игра света и тени, сопоставление больших и малых масштабов. Возведенная в 1575 в Риме церковь Иль Джезу поразила современников необычностью своей архитектуры. В фасаде здания угадывались элементы классической архитектуры, однако сильно измененные. Особую парадность церкви придавали сдвоенные колонны, пилястры и ассиметричные завитки волюты.
ВАЗАРИ Джорджо ВАЗАРИ Джорджо (1511-74), итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо , 1555-71); архитектурный ансамбль Уффици (ныне музей, с 1560). Прославился своим сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Джорджо Вазари. Уффици. 1560. Флоренция. Здание галереи Уффици расположено между Палаццо Веккио и рекой Арно . Дворец был построен в форме двух длинных зданий в 1560-1570 по приказу Козимо I и предназначался для канцелярии.
Спасибо за внимание