Выставка-экскурсия «Если бы я пошёл в армию, то стал бы генералом. Но я пошёл в художники и стал Пикассо»

Никифорова Светлана Астафиевна

О нем слышали, наверно, даже в самых отдаленных уголках земного шара. Творчество этого своеобразного гения ХХ века нравится не всем, однако талант не скроешь, и даже противники Пикассо не могут его не уважать.

Пабло Пикассо (1881-1973), испанский художник, который повсеместно признан самым востребованным художником прошлого столетия. Будучи долгожителем и очень плодовитым художником, он экспериментировал с широким спектром стилей и тем на протяжении всей своей карьеры. Среди многочисленных вкладов Пикассо в историю искусства наиболее важными являются его новаторство в современном художественном движении под названием кубизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наиболее известные работы Пабло Пикассо, написанные им в ранний период (до 1900)

Portret materi (1896)

«Портрет матери» 1896

znanie i miloserdie 1897

«Знание и милосердие» 1897

Pervoe prichastie (1896)

«Первое причастие» 1896

"Автопортрет" 1896

«Автопортрет» 1896

"Испанская пара перед гостиницей" 1900

«Испанская пара перед гостиницей» 1900



Предварительный просмотр:

Работы «голубого» периода (1901-1904)

"Мать и дитя" 1903

«Мать и дитя» 1903

"Любительница абсента" 1901

Любительница абсента» 1901

"Гладильщица" 1904

«Гладильщица» 1904

"Жизнь" 1903

«Жизнь» 1903

"Две сестры (Свидание)" 1902

«Две сестры (Свидание)» 1902

"Голубая комната (Ванна)" 1901

«Голубая комната (Ванна)» 1901



Предварительный просмотр:

Работы «розового» периода (1904 — 1906)

"Акрабат и арлекин" 1905

«Акробат и арлекин» 1905

"Семейство комедиантов" 1905

«Семейство комедиантов» 1905

"Девочка на шаре" 1905

«Девочка на шаре» 1905


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

Сценарий беседы у выставки

«Если бы я пошёл в армию, то стал бы генералом. Но я пошёл в художники и стал Пикассо»

(к 140-летию со дня рождения П. Пикассо)

Автор: педагог-библиотекарь

С.А. Никифорова

2021

Цель: формирование представления обучающихся о творчестве Пабло Пикассо

Задачи: 

  • развитие интереса к современному искусству;
  • эмоциональное развитие

Материалы:

  • подборка книг и иллюстраций

Родился Пабло Пикассо 25 октября 1881 г. в Испании в г. Малага в семье художника Хосе Руиса Бласко. Талант будущий художник начал демонстрировать рано. Первые рисунки Пикассо — это… лапки голубей

Отец Пикассо дон Хосе был художником, специализировавшимся на росписи столовых комнат. Его излюбленные мотивы — перья, листья, попугаи, сирень, а главное — голуби. Площадь Мерсед, где жила семья, обрамляли платаны, на которых гнездись тысячи этих птиц. Дон Хосе без устали рисовал их, заполнял ими картины, гармонично включал в свои композиции.

Уже с 7 лет мальчик дописывал некоторые детали на картинах отца (первой такой работой были лапки голубей). В 8 лет была написана первая серьезная картина маслом под названием «Пикадор».

Спустя несколько лет, когда дон Хосе, очарованный талантами Пабло, постепенно передавал ему свои кисти, он первым делом уступил сыну… лапки своих голубей. Однажды вечером дон Хосе ушел, оставив сына заканчивать натюрморт. Вернувшись, он увидел завершенную работу. И птичьи лапки выглядели так живо, что взволнованный отец отдал Пабло свою палитру, кисти и краски. Решил: сын талантливее, поэтому сам он больше не будет рисовать.

В 13 лет Пабло Пикассо стал студентом Академии художеств в Барселоне — на вступительных экзаменах Пабло настолько хорошо себя показал, что комиссия приняла его в академию не смотря на юный возраст.

В 1897 г. Пикассо уехал в Мадрид для поступления в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Но проучился там Пабло не больше года — слишком скучно и тесно было юному таланту в академии с ее классическими традициями. В Мадриде юношу больше увлекала бурная жизнь мегаполиса. Так же много времени Пабло посвящал изучению работ таких художников, как Диего Виласкес, Франциско Гойя и Эль Греко, которые произвели на художника большое впечатление.

В те годы художник впервые посетил Париж, считавшейся тогда столицей искусств. Он месяцами жил в этом городе, посещая различные музеи, с целью изучения работ мастеров живописи: Ван Гога, Гогена, Делакруа и многих других. Пикассо будет часто посещать Париж в дальнейшем, а позже этот город увлечет его настолько, что Пикассо решит окончательно переехать туда (1904г.).

«Голубой» период

В 1901 — 1904 гг. в палитре Пикассо преобладали холодные цвета — в основном голубой и его оттенки. В это время Пикассо поднимал темы старости, бедности, нищеты, характерным настроением картин этого периода были меланхолия и печаль. Художник отображал человеческие страдания, рисуя слепых, нищих, алкоголиков и проституток и т.п. — именно они были главными персонажами «голубого» периода.

«Розовый» период

В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Она же была музой художника на протяжении всего периода.

Кубизм

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта, с одной стороны.

Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.

Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.

В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов. В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной, выполненной в «африканском» стиле, считается «Авиньонские девицы» 1907 г.

Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью.

Матисс, великий художник, был в ярости! Сам Жорж Брак, с недавних пор друг Пабло, говорил: «Это, как если бы ты хотел накормить нас паклей или напоить керосином!»

 Даже Аполлинер, обычно безоговорочно принимавший сторону друга, осудил его. В этом хоре порицателей нашлось одно исключение — молодой немецкий коллекционер Даниэль-Анри Канвейлер. Ему картина понравилась с первого взгляда, и он сразу подружился с Пикассо. Эта дружба продлилась всю жизнь.

Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.

Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.

«Герника» — величайшая картина ХХ века

1 мая 1937 года до Парижа дошла жуткая весть: немецкие бомбардировщики, наемники Франко, атаковали маленький баскский городок Герника. Они сбросили на него бомбы в тот час, когда на улицах было полно народа.

Спустя месяц, 4 июня 1937 года, появилась картина: в лицо публике брошена «Герника». На ужасное побоище Пикассо ответил самой беспощадной и шокирующей из когда‑либо написанных картин. Кровавым бомбардировщикам, ослепленным ужасом и глупостью, Пикассо, широко раскрыв глаза, ответил бомбой ненависти. «Герника» — величайшая трагическая картина ХХ века.

Пикассо умер 8 апреля 1973 года, и весь мир потрясла эта новость. Кажется, люди уже поверили, что в нем живет какой‑то свет, который никогда не угаснет.