РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НАЧИНАЮЩЕГО РИСОВАЛЬЩИКА Методические рекомендации молодым специалистам ДХШ и художественных отделений ДШИ.
Разработка адресована начинающим преподавателям художественных школ и художественных отделений ДШИ, а так же педагогам преподающим дисциплину «рисунок». Раскрывает возможность методического развития двигательных навыков руки обучающихся в процессе становления техники рисунка.
Ключевые слова: школа рисунка, штрих, техника рисунка, технический навык, двигательный навык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 463.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ю.А. Кудинова
МБУДО «ДШИ№8 им. Д.С. РУСИШВИЛИ»
г. Смоленск. Россия
РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НАЧИНАЮЩЕГО
РИСОВАЛЬЩИКА
Методические рекомендации молодым специалистам ДХШ
и художественных отделений ДШИ.
Разработка адресована начинающим преподавателям художественных школ и художественных отделений ДШИ, а так же педагогам преподающим дисциплину «рисунок». Раскрывает возможность методического развития двигательных навыков руки обучающихся в процессе становления техники рисунка.
Ключевые слова: школа рисунка, штрих, техника рисунка, технический навык, двигательный навык.
PROGRESS OF TECHNICAL SKILLS IN PICTURE
Methodical recommendations to young experts ДХШ
And art branches DSHI.
Article is addressed to beginning teachers of art schools and art branches DSHI, and as to teachers teaching discipline "picture". Opens a possibility of methodical progress of impellent skills of a hand trained during development of technics of picture.
Keywords: school of picture, a stroke, technics of picture, technical skill, impellent skill.
"Техника – это язык художника; развивайте её неустанно, до виртуозности.
Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания,
свои переживания, увиденную вами красоту" П.П. Чистяков.
Мы знаем, что любая «школа» начинается с развития техники, в какой бы сфере человек ни обучался, будь то игра на музыкальных инструментах, искусство хореографии или занятие спортом. Поступив учиться изобразительной грамоте в детскую школу искусств, дети, как правило, не знакомы с техникой рисунка, не знают, как правильно держать карандаш в руке, выполняя построение и работая тоном. Все необходимые художественные навыки они должны приобрести в процессе обучения. Методическая работа над постановкой руки, ознакомление с техническими приемами работы в самом начале обучения рисунку, дают возможность педагогу в дальнейшем успешно развивать способности каждого ученика.
Говоря о «навыке» как способности, необходимо разграничить два понятия: «Манера» и «Техника». Манера – это личный стиль, подчерк художника присущий ему одному, который появляется с годами работы, поиска, эксперимента. Техника – это необходимые средства выражения без которых рисовальщик не может быстро и достоверно передать форму, структуру и материальность предмета. Овладение техникой рисунка строится в основном на использовании графитного карандаша.
Обратимся к вопросу о том, на какие этапы можно разбить развитие технических навыков рисовальщика?
- Положение корпуса рисовальщика за мольбертом:
Постановка корпуса и рук при рисовании должна отвечать задаче целостного охвата изображаемого предмета зрением рисовальщика. Рисовальщик сидит за мольбертом на расстоянии вытянутой руки, ладонью касаясь плоскости мольберта. Лист крепится на мольберт таким образом, что бы уровень глаз рисовальщика при прямом положении головы находился на середине листа (фото № 1, 2).
Правильная посадка и закрепление формата обеспечивают возможность постоянного сравнения рисунка изображаемого предмета с его моделью, проверку верности избранного перспективного построения, выбранных пропорций и особенностей светотеневого решения. Педагогу необходимо следить за тем, что бы корпус обучающихся держали в неизменном положении, и приучать ребят к тому, что основные конструктивные особенности формы изображаемого предмета они должны отслеживать лишь глазами.
- Постановка руки рисовальщика при выполнении построения:
Педагогу необходимо разъяснить обучающимся, что карандаш обычно держат не так, как они привыкли держать ручку при письме, а так, как дирижер держит свою палочку: карандаш нужно держать за неотточенный конец между ногтевыми фалангами большого, указательного и среднего пальцев (фото № 3).
Для лучшего разъяснения можно попросить взять учеников карандаш в кулачек, а затем как бы «откатить» карандаш от середины ладошки к первым фалангам пальчиков руки таким образом, что бы край заточки карандаша лежал в ложбинке первой фаланги указательного пальца, а середина карандаша оказалась в ложбинке второй фаланги мизинца. После чего необходимо проверить верность исполнения «захвата» карандаша у каждого ученика. Такое положение карандаша позволяет видеть рисунок, не закрывая его рукой, избегать касания рисунка всей рукой, при этом дает рисовальщику возможность начертания не только вертикальных и горизонтальных, но и круговых линий. Необходимо пытаться не опираться рукой на поверхность листа во время работы. А если и опираться, то только мизинцем, оставляя работающей кисти свободу и достаточную подвижность. Рисунок должен быть хорошо освещен, но таким образом, чтобы тень от руки не падала на него.
- Изучение отдельных элементов движения, объединение ряда отдельных действий в цепочку целого:
Изучение отдельных элементов движения кистью руки необходимо выстраивать по принципу от простого к сложному. Первое упражнение дается на тренировку в проведении прямых вертикальных, и прямых горизонтальных линий ( упражнение можно выполнять как на Ф.А3, разделив его предварительно на две части, или на двух отдельных листах Ф. А4). При выполнении упражнения необходимо пояснить ребятам, что прямые вертикальные линии получаются только при условии, если карандаш в руке располагается четко горизонтально (то есть параллельно низа или верха формата), а при изображении горизонтальных линий, карандаш необходимо держать четко вертикально (то есть параллельно вертикали формата). Проводя линии, обучающиеся могут касаться поверхности листа бумаги второй фалангой указательного пальца, как бы скользя по бумаги (фото №4).
Обязательным условием верности исполнения является легкость и быстрота выполняемого движения. В ходе выполнения практического задания педагогу необходимо проконтролировать постановку руки и положение в ней карандаша у каждого ученика, разъяснив его ошибки. После упражнения на «захват» карандаша для построения, можно перейти к упражнению и на «постановку руки» для штриховки (предварительно обозначив обучающимся, в чем заключается разница между линией и штрихом).
При постановке руки для работы штриховкой, необходимо заострить внимание учащихся на том, как они должны держать карандаш (положение карандаша в руке идентично тому, как мы держим ручку, но с небольшими важными нюансами, указательный палец при этом работает как «рычаг», а большой и средний пальцы - держат карандаш). Обратите внимание обучающихся на то, что самую сложную работу при штриховке придется выполнять самому маленькому пальчику на их руке - мизинцу, на него приходится опора всей кисти руки (фото № 5).
Первое упражнение на штрих не стоит делать сложным, выполняя упражнение, обучающийся должен вести контроль, прежде всего над положением руки и движением пальцев. Поэтому, лучше дать несложные цепочки штриховок: вертикаль, диагональ, горизонталь, наложение двух направлений, наложение трех направлений штриха. Что бы обучающиеся не скучали, выполняя механические движения, просто накладывая штрихи на формате, последующие упражнения на штрих можно объединить с теорией изменения тональности. Поставив задачу на выполнение постепенного перехода от светлого серого тона, к контрастному черному. Как вариант можно предложить обучающимся нарисовать на Ф. А4 прямоугольник, разделив его на 8 равных секторов, каждый из полученных секторов необходимо аккуратно заштриховать таким образом, что бы последующий прямоугольник был темнее предыдущего на половину тональности или одну тональность (развитие навыка работы штриховкой, анализ тональных отношений в цепочке прямоугольников). Попутно, необходимо рассказать обучающимся, что техника карандашного рисунка предполагает дифференцированное использование карандашей различной мягкости поэтому, для более быстрого набора необходимой глубины (темноты) тона лучше использовать более мягкие карандаши. В ходе практического выполнения данного упражнения необходимо контролировать как обучающиеся держат карандаш, правильно ли выполняют движения кистью руки.
Обучая юных рисовальщиков техническим навыкам, не стоит спешить к переходу выполнения каких-то сложных заданий с выявлением объемов, где необходим более глубокий анализ натуры и применение расширенного спектра теоретических знаний законов светотени. Дайте возможность ребятам свыкнуться с новым качеством физических навыков кисти руки, которые для них на первых порах станут достаточно тяжелым испытанием. Двигательная структура большинства первоначальных движений начинающих рисовальщиков может быть объяснима работой нервной системы и координаций. За неимением нужных готовых координаций нервная система пускает вход ту цепь уже имеющихся готовых реакций (умение писать, чертить, тушевать) с помощью которых ребята пытаются выполнить поставленную задачу в рисунке. Новые физические приемы работы кисти руки, а так же технические навыки приобретаются обучающимися главным образом посредством многократных упражнений. Только в длительном процессе работы, навык формируется, закрепляется и автоматизируется. В упражнениях необходимо выявлять и устранять лишние движения и напряжение мышц руки обучающихся. Как правило, большое напряжение и скованность мышц у начинающих рисовальщиков приходится на мышцы предплечья, и сустав кисти руки, иногда у обучающихся плохо работают пальцы ладони, что говорит о слабо развитой мелкой моторики. При слабо развитой моторике руки, обучающемуся можно посоветовать разрабатывать и укреплять мышцы кисти руки, занимаясь дома специальными упражнениями. Для большей подвижности пальцев можно применить упражнение с двумя (деревянными или костяными) шариками, диаметр подбирается исходя из размера ладони обучающегося. Шарики перекатываются в ладони с помощью кругового движения пальцев от указательного к мизинцу и обратно. Для укрепления пальцев можно использовать упражнение с резиновым кольцом – эспандером.
- Закрепление двигательного навыка руки, уточнение координации движения и сознания (мышления):
Для постановки руки на штрих в своей педагогической практике я первую четверть посвящаю изображению плоских предметов, используя натурный материала и копирование рисунка с учебной таблицы. В таких работах решаются основные несложные аналитические задачи композиции листа, ведется техническая отработка движений руки при построении «рублеными» линиями, соединяющимися под разными углами, а так же отрабатывается чистота исполнения штриховок с несложными тональными разборами.
Например, к такому заданию можно отнести изображение перышка птицы с натуры, где главной задачей ставится передача легкости пера через укороченный тонкий штрих. Здесь ребята должны изучить натуру, понять, как крепится волокно пера к остову, под каким наклоном лучше накладывать штрих, что бы передать материальность и легкость пера. Для облегчения задачи первое перо лучше дать темное, с явным переходом в два-три тона. Штрих необходимо накладывать плотно от середины вверх по диагонали вправо, влево. Карандаш при этом следует держать практически у начала заточенного края, что бы штрих получался коротким и легким, движения должны быть быстрыми. Выполнив работу на изображение темного пера, дети приступают к изображению более светлого пера. Здесь задача на штрих выполнения штриховки, но и следить за нажимом на карандаш (фото №6;7;8;9)
6. 7. 8. 9.
Для разбора планов, и дальнейшей отработки штриховок можно дать задание на длительный рисунок веточки дерева с натуры. В данном упражнении обучающиеся продолжают тренировать навык работы тонким укороченным штрихом, но при этом анализируют плановость, выявляя тонально первый и второй план в наложении листьев друг на друга (фото №10;11;12)
10.11.12.
Последующее задание в работе над штриховкой должно вносить изменение в движение руки обучающихся, хорошим упражнением на различные повороты кисти руки и направления штриховок является несложный пейзаж, включающий три плана. Можно прибегнуть к методу копирования с таблицы, или предложить обучающимся составить свой пейзаж и поработать над плановостью с помощью сетчатых штриховок, положенных в определенных направлениях, что бы подчеркнуть форму изображаемых объектов в пейзаже.
Далее в работе тоном следует перейти на более увеличенную длину штриха и изменение его направления. Для этого в своей практике я использую метод рисования с таблицы, предлагая учащимся повторить рисунок бабочки изображенной на таблице. Задачи усложняются не только использованием более длинного тонкого штриха, введением сеток и наклонов, но аналитической составляющей. Построение бабочки с таблицы ведется поэтапно, рублеными линиями в процессе построения обучающиеся знакомятся с понятиями: «ось симметрии», «пропорция» «единица измерения», учатся откладывать отрезки разной длинны, под разным наклоном. Перейдя к работе тоном, обучающиеся должны уловить наклон штриховки на крыльях бабочки, выполнить симметричную штриховку (дугообразно) вниз от туловища бабочки к краю крылышка. Показать напряжение тона в самых темных местах крыльев. В данном упражнении обучающиеся закрепляют навык работы коротким, средним и более длинным штрихом в поворотах под разными углами, Главным условием выполнения работы в тоне должно быть наибольшее приближение рисунка обучающегося к изображению таблицы (фото№13)
Таким образом, постепенно привыкнув к положению руки, освоив набор первичных движений, обучающиеся подготавливаются к более сложному этапу в освоении техники и законов рисунка. Работе над объемными телами, первым из которых обычно становится цилиндр. Начинающему преподавателю необходимо знать, что совершенствование и закрепление двигательного навыка и развитие технических навыков должно проходить обязательно на уроках рисования с натуры, в аудитории, под наблюдением педагога.