ОРКСЭ "Знакомство с иудаизмом"

Гордина Жанна Константиновна

Урок из модуля "Основы мировых религий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 «А»  класса по теме: «Евреи, как один из народов нашего города, его культурные, этнические и религиозные особенности»  учителя  Гординой Жанны Константиновны. ГБОУ школа № 492 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

1) ФИО учителя: Гордина Жанна Константиновна

2) Класс: 4 «А» класс

3)  Дата: 08.02.2021 г.

4) Предмет: ОРКСЭ

5) Тема урока: «Евреи, как один из народов нашего города, его культурные, этнические и религиозные особенности»

 6) Место и роль урока в изучаемой теме:  Основной целью данного урока и курса в целом  ,является толерантное и заинтересованное отношение к другим отличным от твоего народам и культурам, проживающим рядом с тобой в одном городе или находящимся в другой части планеты. Евреи один из древнейших народов Земли. И они сохранили свои особенности и религию ,несмотря на ассимиляцию с другими народами и культурами. Это первый народ  ,который начал исповедовать монотеизм, то есть веру в единого Бога. В крупных городах России и Европы, в частности в Санкт-Петеррбурге живет многочисленная еврейско-иудейская диаспора, они исповедуют иудаизм, хасидскую ветвь иудаизма. В Санкт-Петербурге на Лермонтовском проспекте находятся рядом Большая и Малая хоральные синагоги, а на еврейском кладбище на проспекте Александровской фермы расположен «Дом омовений». Я сама являюсь представителем еврейского народа, у меня есть друзья в религиозной диаспоре, и знакомя учащихся с религиозными и культурными особенностями еврейского (своего) народа я сама испытываю чувство сопричастности  и передаю его ученикам. Для них рассказ звучит не отстранённо, как о чем –то древнем и несуществующим или существующим в каком-то отдельном мире, несопричастным с их миром, а реальной частью жизни , в том числе жизни своего учителя, с которым они знакомы и общаются уже не первый год.

7) Цель урока: Узнать религиозные и культурные особенности еврейского народа на примере Санкт-Петербургской диаспоры.

8) Задачи

Обучающая: Изучить и освоить следующие понятия:

Евреи-один из народов мира, нашей страны и нашего города, это люди , которые живут среди нас.  

Монотеизм, от слово «моно» один, вера в единого Бога.

Иудаизм национальная религия еврейского народа

Еврейским храмом , является синагога.

Главной книгой еврейского народа является Тора.

Иудаизм более древняя религия, чем христианство.

Развивающая: испытывать интерес и уважения к людям других национальностей и культур, в частности к еврейскому народу и еврейской культуре.

Воспитательная:  терпимо относиться к любым национальностям и культурам, испытывать гордость за свой народ свою культуру и происхождение, не стесняться него и интерес и уважение к другим культурам и народам.

9) Тип урока: урок изучения нового материала

10) Структура урока:

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

 учеников

Задания для

учащихся, выполнение

которых приведет

к достижению

 планируемых

результатов

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

(5-7 мин)

Приветствие учителя.  Демонстрируя слайд из мультипликационного фильма «Маугли» по произведению Р. Киплинга, учитель, через ключевую фразу, которой обучают Маугли его друзья и учителя, для общения в джунглях с различными животными и созданиями: «Мы с тобой одной крови, ты и я !» подводит учащихся к мысли, что человечество едино, это все люди, но в тоже время они делятся на расы, народы, национальности и живут в разных странах. Подводя их тем самым к теме урока

Приветствуют учителя. рассматривают слайды .высказывают свое мнение по поводу увиденного, стоят гипотезы и предположения по теме беседы.

Создание проблемной темы для дискуссии, путем предложения слайда к уроку.

Грамотное изложение своей гипотезы или концепции, своего сложившегося мнения по данному вопросу. Закрепление знаний о делении человечества на расы по цвету кожи и распространению по континентам, народы и национальности.

Личностные: подготовка к самоопределению, находит ли у меня отклик данный слайд, относиться ли он ко мне лично, могу ли я считать себя «одной крови» с любым человеком на планете?

Познавательные:

Подготовка к поиску цели урока и формулировке проблемы.

Коммуникативные: подготовка к коллективной дискуссии.

Регулятивные:

Мобилизации сил энергии, воли для продуктивной работы на уроке.

Совместная постановка цели и задач урока

(10 мин)

Учитель предлагает тему урока, говорит о своей национальности и предлагает поделится религиозными и культурными особенностями жизни данной национальности

Включаются в коллективную дискуссию , принимают и поддерживают тему урока. Начинают мыслить и высказываться по данной теме

Наводящие вопросы, уточнения и дополнения по теме дискуссии.

Знания о еврейской национальности и культуре.

Личностные:

Могу ли я вслух озвучить свою национальность? Горжусь ли я этим или стесняюсь этого? Какие  мысли и чувства вызывает у меня еврейская национальность? Что я слышал о ней? То что я чувствую по отношению к евреям, это мое собственное мнение или он пришло из вне, я перенял(а) его у друзей, родителей, знакомых или незнакомых мне людей, почерпнул из СМИ?

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений. Формулировка проблемы и способов ее решения. Анализ, классификация на основе существующей информации.

Коммуникативные: Умение вести дискуссию. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

Целеполагание, планирование, прогнозирование.

Изучение  и закрепление нового материала

(28 мин.)

Учитель предлагает вспомнить религии с пантеоном Богов Далее учитель поясняет, что еврейская религия Иудаизм более древняя, чем Христианства и это была первая религия монотеистического типа, то есть с верой в единого Бога. Раскрывает совместно с учащимися понятие аббревиатуры и произносит аббревиатуру, условное имя Бога в иудаизме «Яхве»  Далее учитель рассказывает о названии церквей (храмов)в иудаизме на примере родного города учителя и учащихся Санкт-Петербурга, показывает на слайдах, как они выглядят и где находятся. Проводит условные параллели и сравнения с христианскими храмами и церквями во внешнем облике, интерьерах, предметах религиозного культа. Так как школа расположена в конце улицы Димитрова, недалеко от Еврейского кладбища,  многие учащиеся видели дом омовений, узнают его на фотоизображе

нии. Учитель дает понять, что сведения о еврейском народе, культуре и религии уже есть у учащихся, только они отрывочные и разрозненные и не осознавались ими , но в процессе урока становятся частью общих представлений о религии и особенностях еврейского народа .Объясняет понятие «Торы» и «свитка Торы», как основной религиозной книги и главного культового и почитаемого предмета в иудаизме, рассказывает, что Торы можно только читать демонстрирует на слайдах указки для чтения Торы. Показывает какое место свиток Торы занимает в синагоге и как его украшают, демонстрирует на фотографиях короны для Торы. Рассказывает об особенностях еврейского языка иврита. Об особенностях летоисчисления еврейского народа , не от рождества христова, как это принято в современном мире в большинстве стран, а от сотворения мира. Подводит учащихся к осознанию, что Тора, является по сути первой частью Библии, Ветхим заветом. Рассказывает и показывает на слайдах, как одеваются иудеи во время молитвы и в обычной повседневной жизни. Рассказывает, что в Музее Этнографии народов России можно познакомиться с экспозицией евреи. А также, что можно самостоятельно посетить синагогу, и что в ней проводятся даже специальные дни открытых дверей. Урок заканчивается показом фрагмента мультипликационного фильма студии Уолта Диснея «Моисей – принц Египта» Одной из самых ярких страниц еврейской религиозной истории Моисея, который вывел евреев из египетского рабства, дал скрижали (законы) и привел в землю обетованную, в землю Израиля.

Учащиеся вспоминают верования Египтян и Древних славян, как религии, где люди верят в множество Богов в целый пантеон Богов. Совместно с учителем осваивают  понятия «иудаизм», «синагога», «дом омовений» Узнают, где подобные здания находятся в нашем городе, как выглядят в экстерьере и в интерьере. Сравнивают с уже знакомыми христианскими храмами, находят соответствия и отличия. Так как «Дом омовений» находится на еврейском кладбище, недалеко от школы, то многие учащиеся узнают его на фотографии, рассказывают, как можно от школы доехать или дойти до этого здания, воспринимают, его как знакомое, близкое и понятное. Они гордятся этим, и осознают, что часть представлении о религии и культуре еврейского народа уже присутствует у них, а остальное им еще предстоит узнать. Узнают, почему в синагогах в отличии от христианских храмов нет икон или других изображений Бога, какие нормы  и правила, это регламентируют. Узнают о «Свитке Торы», как о главной книге и основном предмете культа, как ее хранят, украшают(короны торы), читают с помощью специальных  указок во время богослужений и даже хоронят особым образом. Узнают об особенностях еврейского языка –иврита( пишут и читают его справа на лево, гласные буквы не записываются, только ставятся огласовки) Узнают о летоисчислении от сотворения мира. Осознают, что текст Торы уже частично знаком и является, по сути Ветхим заветом, первой частью Библии. Узнают, как выглядят верующие евреи – иудеи во время молитвы и в повседневной жизни, как мужчины, так и женщины.  Узнают , что с культурой еврейского народа можно познакомиться не только в синагоге, но и в Этнографическом музее есть экспозиция , посвященная еврейскому народу.Начинают смотреть фрагмент мультипликационного фильма студии Уолта Диснея «Моисей – принц Египта» Одной из самых ярких страниц еврейской религиозной истории Моисея, который вывел евреев из египетского рабства, дал скрижали (законы) и привел в землю обетованную, в землю Израиля.

Показ слайдов, наводящие вопросы, параллели с христианством. Логические цепочки

Закрепление  и актуализация знаний о политеизме (Египет, Язычество» и монотеизме (Иудаизм, Христианство)

Объяснение и закрепление понятий  «Иудаизм»,«Тора», «Синагога». Расширение и углубление знаний о еврейской религии , истории и культуре. Актуализация уже имеющихся знаний и опыта. Источники  самостоятельной или семейной добычи информации по данному вопросу.

Личностные: осознанный интерес к культуре другого народа

Познавательные: Построение логической цепи рассуждений.  

Коммуникативные: Умение вести дискуссию. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самодисциплина.

Рефлексия

(3 мин)

Учитель спрашивает учащихся интересно ли прошел урок? Много ли нового они узнали? Дает анонс будущих уроков. Прощается с учащимися.

Делятся новыми знаниями. Благодарят за урок, прощаются с учителем.

Наводящие вопросы

Закрепление и обобщение знаний.

Личностные:  Размышления о своей национальности и других национальностях

Познавательные:  

Построение логической цепи рассуждений.  

Коммуникативные: Умение вести дискуссию. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самодисциплина.