Урок изобразительного искусства в 5 классе «Русский художник-пейзажист И. И. Шишкин»
Цель: Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И.И. Шишкина.
Задачи: Учить детей анализировать произведения искусства. Развивать воображение, фантазию. Формировать у детей интерес к пейзажной живописи, желание рассматривать картины о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_izo_5_klass_shishkin.docx | 22.45 КБ |
_izo_5_klass_shishkin_ii.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе «Русский художник-пейзажист И. И. Шишкин»
Цель: Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И.И. Шишкина.
Задачи: Учить детей анализировать произведения искусства. Развивать воображение, фантазию. Формировать у детей интерес к пейзажной живописи, желание рассматривать картины о природе.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация по картинам И. И Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Среди равнины ровныя…»
Ход урока:
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок. Сосредоточьтесь, слушайте внимательно, отвечайте на вопросы обстоятельно.
II. Сообщение темы урока:
Сегодня мы не будем рисовать. Ребята, сегодня я вам хочу предложить небольшую экскурсию на выставку картин. На выставке мы с вами познакомимся с картинами великого русского художника – пейзажиста, И.И. Шишкина.
III. Работа по теме урока.
Иван Иванович Шишкин писал картины природы (лес, реку, поле, деревья и т. д.). Картины, на которых нарисована природа, называются пейзажами. Послушайте стихотворение о пейзаже.
Я угадаю неба цвет,
Рисуя на мольберте старом.
Там незатейливый сюжет
Как облака бегут устало,
Как вереницей лебедей
Они плывут за солнцем белым,
Нарисовал я без затей
Не краской, четким белым мелом.
Слайд 2
Давайте с вами посмотрим на портрет художника. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.
Слайд 3
Есть у И. И Шишкина картина, которую знают многие. Она называется «Утро в сосновом лесу» Пейзаж завораживает таинственной жизнью лесных обитателей. Раннее утро. Стволы деревьев окутаны холодным туманом. Сквозь стройные гигантские сосны с трудом пробиваются первые лучи солнца. Поваленная ветром старая сосна раскололась посередине, высунув из земли свои мощные корявые корни. В этой суровой лощине идет своя лесная жизнь: весело резвятся медвежата, взбираясь на вырванную с корнем старую сосну.
-Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья, которые нарисовал художник (сосны)
-А как называется лес, в котором растут только сосны (сосновый бор)
-Верно, сосновый бор.
Посмотрите на деревья, какие они (высокие, могучие, стройные, толстые и. т. д)
-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу (зеленый)
-Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес? Правильно нет. Он использует оттенки, чтобы показать старые и молодые сосенки, показать, где солнце, где тень.
-Почему художник изобразил утро? (Утро, т. к. солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)
-Какое настроение эта картина вызывает у вас?
-Ребята, а вам понравилась эта картина?
-Кого вы видите в центре картины (медведицу с медвежатами)
-Посмотрите и скажите, что делают медвежата (дети рассказывают о том, что делают медвежата)
Вы знаете, мне она тоже очень понравилась.
-Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса (кистью, красками)
-Так с каким художником мы с вами познакомились (И. И Шишкиным)
-А как называется картина, которую мы рассмотрели («Утро в сосновом лесу»)
-Как можно назвать одним словом то, что изображено на картине (пейзаж)
-Да ребята, теперь мы знаем, что картина, на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.
Слайд 4
А вот еще одна картина И. И. Шишкина. Эта картина называется «Рожь». На ней показана широта и красота русской земли.
До самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи.
Послушайте стихотворение А. Фета.
Здесь рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Словно море в жаркий день, легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Ребята, посмотрите внимательно на пейзаж и скажите мне.
-Можно ли сказать, что это поле большое?
-Какие деревья стоят среди поля?
-Да, ребята, среди поля возвышаются огромные сосны – великаны. Через поля тянется дорога и теряется во ржи.
-Какой день показан художником? Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный?
- Дети, а яркая зелень подчеркивает золотистые тона ржи. Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной земле.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем
Крылья сложили назад.
Слайд 5
Это картина называется «Среди долины ровныя…». Сама работа полна тоски, одиночества и печали. Мощный дуб царит над бескрайней долиной, обреченный на полное одиночество и бессмысленное существование. Тропинка, которая теряется в глубине долины, слишком узкая и неухоженная. Лопухи чертополох, которые в изобилии растут по краям тропинки, подчеркивают, что она позабыта, её одиночество.
Зачитываю строки из баллады А. Мерзлякова:
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
- Давайте посмотрим на могучий дуб, раскинувший во все стороны кудрявые густые ветви.
-Что мы сможем там увидеть?
-Дубу одиноко?
- Тропинка, которая теряется в глубине долины какая?
Ребята вам понравилось на выставке?
IV. Итог урока.
В заключение нашего путешествия давайте подведем итог.
Картины какого художника мы рассматривали на уроке?
Назовите наиболее понравившийся пейзаж И.И. Шишкина и объясните свой выбор.
Попросите родителей сходить с вами в музей, там собраны картины великих художников. А потом поделитесь с нами своими впечатлениями.
Урок окончен. Спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Иванович Шишкин Давайте с вами посмотрим на портрет художника. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.
Утро в сосновом лесу Пейзаж завораживает таинственной жизнью лесных обитателей. Раннее утро. Стволы деревьев окутаны холодным туманом. Сквозь стройные гигантские сосны с трудом пробиваются первые лучи солнца. Поваленная ветром старая сосна раскололась посередине, высунув из земли свои мощные корявые корни. В этой суровой лощине идет своя лесная жизнь: весело резвятся медвежата, взбираясь на вырванную с корнем старую сосну.
Рожь До самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи .
Среди долины ровныя … Сама работа полна тоски, одиночества и печали. Мощный дуб царит над бескрайней долиной, обреченный на полное одиночество и бессмысленное существование. Тропинка, которая теряется в глубине долины, слишком узкая и неухоженная. Лопухи чертополох, которые в изобилии растут по краям тропинки, подчеркивают, что она позабыта , её одиночество .
Источники http:// img-fotki.yandex.ru/get/6422/157047226.14d/0_a5177_93107f0e_XL - набор художника http:// img-fotki.yandex.ru/get/6214/160878850.2a0/0_7f554_820fd884_XL - кисти http:// wallzone.ru/im/15/cvetnye_karandashi_1920x1200.jpg - цветные карандаши http:// ametxgazteria.net/wp-content/uploads/2011/05/amorebieta-etxanoko-kartel-lehiaketa.jpg - палитра Автор шаблона: Гусева Наталья Андреевна, зам . директора по ВР Школа – лицей №4 г.Рудный