Урок изобразительного искусства в 5 классе «Русский художник-пейзажист И. И. Шишкин»

Попов Роман Борисович

Цель: Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И.И. Шишкина.

Задачи: Учить детей анализировать произведения искусства. Развивать воображение, фантазию. Формировать у детей интерес к пейзажной живописи, желание рассматривать картины о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _izo_5_klass_shishkin.docx22.45 КБ
Файл _izo_5_klass_shishkin_ii.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе  «Русский художник-пейзажист И. И. Шишкин»

Цель: Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И.И. Шишкина.

Задачи: Учить детей анализировать произведения искусства. Развивать воображение, фантазию. Формировать у детей интерес к пейзажной живописи, желание рассматривать картины о природе.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация по картинам И. И Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Среди равнины ровныя…»

Ход урока:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем  урок. Сосредоточьтесь, слушайте внимательно, отвечайте на вопросы обстоятельно.

II. Сообщение темы урока:

Сегодня мы не будем рисовать. Ребята, сегодня я вам хочу предложить небольшую экскурсию на выставку картин. На выставке мы с вами познакомимся с картинами великого русского художника – пейзажиста, И.И. Шишкина.

III. Работа по теме урока.

Иван Иванович Шишкин писал картины природы (лес, реку, поле, деревья и т. д.). Картины, на которых нарисована природа, называются пейзажами. Послушайте стихотворение о пейзаже.

Я угадаю неба цвет,

Рисуя на мольберте старом.

Там незатейливый сюжет

Как облака бегут устало,

Как вереницей лебедей

Они плывут за солнцем белым,

Нарисовал я без затей

Не краской, четким белым мелом.

Слайд 2

Давайте с вами посмотрим на портрет художника. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.

Слайд 3

Есть у И. И Шишкина картина, которую знают многие. Она называется «Утро в сосновом лесу» Пейзаж завораживает таинственной жизнью лесных обитателей. Раннее утро. Стволы деревьев окутаны холодным туманом. Сквозь стройные гигантские сосны с трудом пробиваются первые лучи солнца. Поваленная ветром старая сосна раскололась посередине, высунув из земли свои мощные корявые корни. В этой суровой лощине идет своя лесная жизнь: весело резвятся медвежата, взбираясь на вырванную с корнем старую сосну.

-Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья, которые нарисовал художник (сосны)

-А как называется лес, в котором растут только сосны (сосновый бор)

-Верно, сосновый бор.

Посмотрите на деревья, какие они (высокие, могучие, стройные, толстые и. т. д)

-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу (зеленый)

-Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес? Правильно нет. Он использует оттенки, чтобы показать старые и молодые сосенки, показать, где солнце, где тень.

-Почему художник изобразил утро? (Утро, т. к. солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)

-Какое настроение эта картина вызывает у вас?

-Ребята, а вам понравилась эта картина?

-Кого вы видите в центре картины (медведицу с медвежатами)

-Посмотрите и скажите, что делают медвежата (дети рассказывают о том, что делают медвежата)

Вы знаете, мне она тоже очень понравилась.

-Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса (кистью, красками)

-Так с каким художником мы с вами познакомились (И. И Шишкиным)

-А как называется картина, которую мы рассмотрели («Утро в сосновом лесу»)

-Как можно назвать одним словом то, что изображено на картине (пейзаж)

-Да ребята, теперь мы знаем, что картина, на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.

Слайд 4

А вот еще одна картина И. И. Шишкина. Эта картина называется «Рожь». На ней показана широта и красота русской земли.

До самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи.

Послушайте стихотворение А. Фета.

Здесь рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Словно море в жаркий день, легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Ребята, посмотрите внимательно на пейзаж и скажите мне.

-Можно ли сказать, что это поле большое?

-Какие деревья стоят среди поля?

-Да, ребята, среди поля возвышаются огромные сосны – великаны. Через поля тянется дорога и теряется во ржи.

-Какой день показан художником? Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный?

- Дети, а яркая зелень подчеркивает золотистые тона ржи. Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной земле.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем

Крылья сложили назад.

Слайд 5

Это картина называется «Среди долины ровныя…». Сама работа полна тоски, одиночества и печали. Мощный дуб царит над бескрайней долиной, обреченный на полное одиночество и бессмысленное существование. Тропинка, которая теряется в глубине долины, слишком узкая и неухоженная. Лопухи чертополох, которые в изобилии растут по краям тропинки, подчеркивают, что она позабыта, её одиночество.

Зачитываю строки из баллады А. Мерзлякова:

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте.

- Давайте посмотрим на могучий дуб, раскинувший во все стороны кудрявые густые ветви.

-Что мы сможем там увидеть?

-Дубу одиноко?

- Тропинка, которая теряется в глубине долины какая?

Ребята вам понравилось на выставке?

IV. Итог урока.

В заключение нашего путешествия давайте подведем итог.

Картины какого художника мы рассматривали на уроке?

Назовите наиболее понравившийся пейзаж И.И. Шишкина и объясните свой выбор.

Попросите родителей сходить с вами в музей, там собраны картины великих художников. А потом поделитесь с нами своими впечатлениями.

Урок окончен. Спасибо.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русский художник-пейзажист И.И. Шишкин»

Слайд 2

Иван Иванович Шишкин Давайте с вами посмотрим на портрет художника. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.

Слайд 3

Утро в сосновом лесу Пейзаж завораживает таинственной жизнью лесных обитателей. Раннее утро. Стволы деревьев окутаны холодным туманом. Сквозь стройные гигантские сосны с трудом пробиваются первые лучи солнца. Поваленная ветром старая сосна раскололась посередине, высунув из земли свои мощные корявые корни. В этой суровой лощине идет своя лесная жизнь: весело резвятся медвежата, взбираясь на вырванную с корнем старую сосну.

Слайд 4

Рожь До самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи .

Слайд 5

Среди долины ровныя … Сама работа полна тоски, одиночества и печали. Мощный дуб царит над бескрайней долиной, обреченный на полное одиночество и бессмысленное существование. Тропинка, которая теряется в глубине долины, слишком узкая и неухоженная. Лопухи чертополох, которые в изобилии растут по краям тропинки, подчеркивают, что она позабыта , её одиночество .

Слайд 6

Источники http:// img-fotki.yandex.ru/get/6422/157047226.14d/0_a5177_93107f0e_XL - набор художника http:// img-fotki.yandex.ru/get/6214/160878850.2a0/0_7f554_820fd884_XL - кисти http:// wallzone.ru/im/15/cvetnye_karandashi_1920x1200.jpg - цветные карандаши http:// ametxgazteria.net/wp-content/uploads/2011/05/amorebieta-etxanoko-kartel-lehiaketa.jpg - палитра Автор шаблона: Гусева Наталья Андреевна, зам . директора по ВР Школа – лицей №4 г.Рудный