МХК (Искусство). Архитектура барокко. Барокко и рококо

Петрова Ирина Алексеевна

Архитектура барокко: стилевые особенности; идейные истоки барокко; образцы стиля барокко в итальянской архитектуре. Стилевые особенности стиля барокко и рококо в искусстве.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Барокко Архитектура Италии

Слайд 2

Барокко Архитектурный стиль зародился в Италии Конец 16 – середина 18 века Название от итальянского barocco – странный, причудливый, дословный перевод – жемчужина неправильной формы Философские основы. Разочарование в ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Барокко зарождается в период Контрреформации.

Слайд 3

Воздействие Контрреформации Католическая церковь укрепляет свои устои не только судами инквизиции, но и создавая новую систему духовного воспитания человека: Орден иезуитов Игнатия Лойолы влияет на политику в интересах Церкви Открываются иезуитские школы, воспитывающие верных сторонников католицизма Искусство – архитектура, скульптура - должны эмоционально воздействовать на религиозные чувства людей. Показывать величие Бога и Церкви.

Слайд 4

Архитектурные особенности стиля Стремление к величию и пышности Сложные криволинейные формы: Криволинейные волюты, овалы, выпуклые фасады Обилие деталей (боязнь пустоты) – Динамизм. Многократное повторение одних и тех же деталей – парные колонны, 2 фронтона и другие – создают ощущение движения Гигантизм – огромные окна, двери, порталы не соразмерные человеческому телу (подчеркивают, как мал человек перед Богом)

Слайд 6

Церковь Иль - Джезу . Рим. 1575 Архитекторы Джакоммо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта Первый образец стиля барокко Построен для монашеского ордена иезуитов

Слайд 7

Церковь Иль - Джезу . Рим. 1575 Фасад Джакомо делла Порта 2 яруса Ордерная система Колонны и двойные пилястры Верхний ярус оформлен волютами (завиток). Впоследствии стал типичным для барочных соборов – «иезуитский стиль». Фасад церкви Иль Джезу стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

Слайд 8

Церковь Иль - Джезу . Рим. 1575 Интерьер

Слайд 9

Церковь Сан Карло алле Куатро фонтане Франческо Борромини 1635-1667 Рим, Италия

Слайд 10

Церковь Сан Карло алле Куатро фонтане Франческо Борромини Для церкви Сан Карло был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, Борромини построил храм небольшим, что для построек барокко необычно. По углам расположены 4 скульптурные группы с фонтанами, отсюда название церкви. Овальное в плане здание. 2 яруса. Верхний ярус то прогибается, то выступает вперед. Движение, мотив преображения материи

Слайд 11

Собор Св. Петра. Рим. Западный фасад Карло Мадерна добавил притвор

Слайд 12

Площадь собора св. Петра в Риме Лоренцо Бернини Стиль, отличайвшийся вычурностью и сложностью линий и форм.

Слайд 13

Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнего строительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656—1667). Сооруженные но его проекту два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются тесное, то раздвигаются, и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Мастерски включены в оформление площади декоративные элементы: зыбкие струн воды двух фонтанов и стройный египетский обелиск между ними, которые акцентируют середину площади. Но выражению самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям», захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора Сочетание в декоре разных стилей – библейских и античных

Слайд 14

Лоренцо Бернини Интерьер собора Св. Петра Шатер-киворий высота 29 м Бронза -сняты листы с крыши древнеримского Пантеона Высота создает ощущение человеческой незначительности

Слайд 15

Лоренцо Бернини Фонтан «Четыре реки» Рим. Пьяцца Навона «Остановленное мгновенье в камне»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Барокко и рококо

Слайд 2

Что такое барокко и рококо Барокко – стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках. Рококо – стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.

Слайд 3

В чем же разница между барокко и рококо?

Слайд 4

Барокко Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco , что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности. Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Слайд 5

Барокко. Черты Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показной пышности и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета.

Слайд 6

Барокко. Прославлял могущество церкви

Слайд 7

Гений барокко – Лоренцо Бернини Рим. Пьяцца Навона (Площадь Навонна ). Застраивалась в 17 веке в стиле барокко. Фонтан 4 рек (фрагмент - Ганг). Лоренцо Бернини. В центре площади — Фонтан четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi ) работы Бернини , 1647—1651 года: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.

Слайд 8

Николо Сальви (по рисункам Бернини 17 века). Фонтан де Треви.Рим.1762

Слайд 9

Деталь фонтана де Треви . Бернини

Слайд 10

Барокко в искусстве Динамичность композиций броскость и цветистость, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов.

Слайд 11

Барокко в живописи: «Благая весть» 1644 . Филипп де Шампень

Слайд 12

Барокко в архитектуре торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Строгая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие одна в другую. Эффект движения за счет использования света и тени.

Слайд 13

Барокко в моде Пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значительности и зрелости. Вычурность и неестественность внешнего вида

Слайд 14

Мода барокко. 17 век

Слайд 16

РОКОКО Галантность, стремление скрыться от реальности в пасторальной идиллии. Изящество, легкость, игривость, затейливость, изысканность. Празднично-ликующий стиль. Светлые тона

Слайд 17

Рококо в искусстве Изысканная декоративность, камерность, прихотливость и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности – пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастушеских мотивов и обнаженной натуры. Игривые, кокетливые образы.

Слайд 18

Фрагонар. Счастливые возможности качелей

Слайд 19

Рококо в моде Утонченность, женственность и даже жеманность, изящество, хрупкость, стройность, рафинированность, намеренное искажение естественных линий тела человека. Стремление подчеркнуть юность, молодость.

Слайд 20

Рококо в моде. Галантный век

Слайд 21

Архитектура рококо Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, витиеватость. Более мягкие и сглаженные формы. Асимметричность. Изобилие фигурной отделки и изогнутых, ломаных линий

Слайд 22

Стиль рококо Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.

Слайд 23

Задание Сравнить и описать интерьеры барокко и рококо Каким целям служит оформление интерьера (парадность, пышность, личный комфорт, уединенность, камерность) Обратите внимание на размеры, высоту помещения Цветовое решение (темные тона – светлые тона, позолота) Как украшаются стены, потолок, пол Элементы декоративной отделки (лепнина, картины, гобелены, скульптура, люстра, окна) Стилевые особенности мебели (какая мебель, чем украшается, размеры)

Слайд 24

Барокко. Люксембургский дворец. Франция

Слайд 25

Барокко.

Слайд 26

Барокко. Гобелены

Слайд 27

Барокко

Слайд 28

Барокко

Слайд 29

Рококо

Слайд 30

Рококо

Слайд 31

Рококо мебель

Слайд 32

Рококо