Рабочая программа адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Изо-студия «Веселый карандаш» ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района Санкт-Петербурга

Визиряко Александр Васильевич

Рабочая программа составлена для работы с умственно-отсталыми детьми, живущими в Доме детей-инвалидов.

Максимальная группа для занятий 4-6 человек..

Содержит основные задачи, содержание занятий; календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_veselyy_karandash_s_oop_viziryako_2020-2021.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Зеленогорский дом детского творчества

Курортного района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Директор ГБУ ДО ЗДДТ

«____»___________20___г.

 Курортного района СПб

Протокол № _____________

_____________А.Е. Пантелеева

«____»_______________20___г.

Рабочая программа

адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Изо-студия «Веселый карандаш»

(для детей с ООП)

на 2020–2021 учебный год

для групп первого года обучения

Разработчик:

Визиряко Александр Васильевич,

педагог дополнительного образования


Изобразительная деятельность является одним из важнейших коррекционных средств в психологии и педагогике ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что, в свою очередь, влияет на умственное развитие.

Задачи:

Обучающие:

  • Овладение элементарной художественной грамотой
  • Овладение образным языком изобразительного искусства
  • Формирование представления о предметах и явлениях окружающего мира
  • Создание оригинальных произведений

Развивающие:

  • Совершенствование мыслительных операций
  • Развитие зрительной и двигательной памяти
  • Развитие мелкой моторики рук
  • Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности
  • Увеличение способности детей к концентрации внимания
  • Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества
  • Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
  • Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству
  • Обогащение нравственного опыта
  • Формирование представлений о добре и зле
  • Развитие нравственных чувств
  • Помощь детям в преодолении барьеров в общении 
  • Получение эмоционально-ценностного опыта, и опыта художественно-творческой деятельности.
  • Развитие личности обучающихся средствами искусства.

Содержание:

Тема № 1. Знакомство. Вводное занятие

Теория

Знакомство с детьми и воспитателями. Знакомство с программой ИЗО. Инструктаж по технике безопасности.

Тема № 2. Рисование с использованием трафарета, шаблона

Теория 

Обследование предмета перед рисованием, понимание контура, границы.

Практика

Рисование контура предмета по трафарету, по шаблону. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Дорисовывание. Упражнения: «Круг – солнце», «Рыбки в аквариуме», «Новогодняя елка», «Лошадки», «Зоопарк».

Тема № 3. Рисование красками

Теория

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды.

Практика

Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Рисование кистью прерывистых и волнистых линий. Упражнения: «Полосатый коврик», «Радуга-дуга», «Дед Мороз», «Снег идет», «Наш дом»

Тема № 4. Рисование карандашом, фломастером, мелком

Теория Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: мелки, карандаши, фломастеры.

Практика

Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Рисовать карандашами, фломастерами, мелками прямые и прерывистые линии, горизонтальные и вертикальные. Упражнения: «Солнечные лучики», «Шапка и варежка», «Домик и дорожка», «Травка на лужайке», «Море волнуется».

Тема № 5. Коллективная работа в группе

Практика

Занятия в технике «Рисуем круги». Способствуют развитию спонтанности, рефлексии; позволяют прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляют межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеют потенциал для формирования групповой сплоченности.

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола, вокруг которых расставлены стулья.

Материалы:

Два ватмана или можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы

1 Индивидуальная работа.

• Занять место за одним из столов. Свое местоположение можно изменить. Учащийся вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

• Нарисовать кружок желаемого размера понравившимся цветом.

•Нарисовать на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Отойти от стола и посмотреть на полученные изображения со стороны.

• Обвести контуры рисунков.

• Соединить линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

• Заполните пространство каждого из своих кругов знаками, символами, т. е. придать им индивидуальность.

2. Коллективная работа.

• Походить вокруг листа-картины, внимательно рассмотреть рисунки. Дорисовать что-либо в кругах других участников, попробовать с ними об этом договориться.

• Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Согласовать с другими участниками создание фона для коллективного рисунка.

3. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Тема № 6. Техники изобразительной деятельности

Теория

1.Техника «Рисование пальцами, ладошками». Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Именно для детей с ОВЗ игры с красками служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышц рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность.

2.Техника «кляксография» это отличный способ весело и с пользой поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Средство выразительности: пятно. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение, творческие фантазии, индивидуальность. Любое цветовое решение позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.

3.Техника «монотипия» заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность с последующим оттиском. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Развивается мелкая моторика, тактильное восприятие, пространственное ориентировка на листе бумаги, зрительное восприятие, глазомер, усидчивость, наблюдательность. Использование данной техники позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

4.Техника «марание». В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей. Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов. Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения

5.Техника «Рисование по мокрому листу» помогает детям расслабиться и обрести внутреннее равновесие. Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

Практика

Упражнения: Марание. «Разноцветный мир»;Кляксография. Дорисовывание из пятна; Монотипия. «Снежинки»; Рисование по мокрому .«Поле – небо - солнце»; Пальчиковое рисование. «Цветущий луг».

Тема № 7. Рисование нетрадиционными методами и материалами

Теория Тампонирование - необычная техника рисования. Идёт большая работа с цветом. Развивается мелкая моторика, тактильное восприятие. Подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Практика

Рисование тампоном «Букет»

Рисование фруктами, овощами «Яблочный компот»

Рисование мятой бумагой. «Одуванчики»

Рисование ватными палочками. «Рябиновая ветка»

Рисование с помощью изоленты. «Березовая роща»

Рисование ладошками. «Петушок»

Рисование втулками. «Фейерверк»

Тема № 8. Рисование в стиле Арт-брют.

Теория

Арт-брют (франц. Art brut – грубое, сырое искусство) – направление в европейском искусстве середины ХХ века, основателем и лидером которого был французский художник Жан Дюбюффе, разработавший концепцию чистого искусства, искусства, отвергающего красоту и гармонию. Это творчество в наиболее чистом его проявлении: спонтанный психический выплеск из глубин разума и сознания, запечатленный на бумаге или воплощенный в материале.

Практика

Спонтанное рисование различными материалами.

Тема № 9. Контрольное занятие

Практика.

Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • Проявление интереса к изобразительной деятельности
  • Развитие самостоятельной изобразительной деятельности
  • Умение правильно сидеть за столом при рисовании

Предметные:

  • Умение ориентироваться на листе бумаги
  • Навык использовать разнообразные цвета и цветовые оттенки
  • Умение пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями — карандашами, красками, фломастерами, мелом, губкой и т.д.

Метапредметные:

  • Участие в выполнении коллективных изображений
  • Способность эмоционально реагировать на сочетания цветов, подбор предметов в композициях
  • Положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.
  • Проявление эмоций в процессе работы
  • Формирование определенной нравственной культуры

Календарно-тематическое планирование

Группа № 6, первый год обучения

(вторник, пятница)

№ п/п

Дата

темы

Тема, содержание занятий

Количество часов

Примечание

Все

го

Тео

рия

Прак

тика

1

01.09.2020

1

Вводное занятие.

Знакомство с детьми и воспитателями. Знакомство с программой ИЗО. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

0

2

04.09.2020

08.09.2020

2

Рисование с использованием трафарета, шаблона. «Круг – солнце».

4

2

2

3

11.09.2020

15.09.2020

3

Рисование красками. Приемы работы с гуашью: точка, пальчиковый отпечаток, мазок, смешивание красок.

4

2

2

4

18.09.2020

22.09.2020

3

Рисование красками. «Полосатый коврик».

4

0

4

5

25.09.2020

29.09.2020

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

4

2

2

Итого часов в сентябре

18

8

10

6

02.10.2020

06.10.2020

4

Рисование карандашом, фломастером, мелком. Графические приемы работы карандашами, фломастерами, мелками. «Солнечные лучики»

4

2

2

7

09.10.2020

13.10.2020

4

Рисование карандашом, фломастером, мелком. «Море волнуется»

4

0

4

8

16.10.2020

20.10.2020

6

Техники изобразительной деятельности. Марание. «Разноцветный мир»

4

2

2

9

23.10.2020

27.10.2020

7

Рисование нетрадиционными методами и материалами. Тампонирование. «Букет»

4

2

2

10

30.10.2020

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

2

0

2

Итого часов в октябре

18

6

12

11

03.11.2020

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

2

0

2

12

06.11.2020

10.11.2020

2

Рисование с использованием трафарета, шаблона. «Рыбки в аквариуме».

4

0

4

13

13.11.2020

17.11.2020

7

Рисование нетрадиционными методами и материалами. Рисование ватными палочками. «Рябиновая ветка»

4

0

4

14

20.11.2020

24.11.2020

5

Коллективная работа в группе. «Рисуем круги».

4

0

4

15

27.11.2020

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

2

0

2

Итого часов в ноябре

16

0

16

16

01.12.2020

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

2

0

2

17

04.12.2020

08.12.2020

6

Техники изобразительной деятельности. Кляксография. Дорисовывание из пятна.

4

0

4

18

11.12.2020

15.12.2020

7

Рисование нетрадиционными методами и материалами. Рисование фруктами, овощами. «Яблочный компот»

4

0

4

19

18.12.2020

22.12.2020

6

Техники изобразительной деятельности. Монотипия. «Снежинки»

4

0

4

20

25.12.2020

29.12.2020

4

Рисование карандашом, фломастером, мелком. «Травка на лужайке»

4

0

4

Итого часов в декабре

18

0

18

21

12.01.2021

15.01.2021

7

Рисование нетрадиционными методами и материалами. Рисование ладошками. «Петушок»

4

0

4

22

19.01.2021

22.01.2021

2

Рисование с использованием трафарета, шаблона. «Новогодняя елка»

4

0

4

23

26.01.2021

29.01.2021

3

Рисование красками. «Дед Мороз»: портрет, знакомство с частями лица, элементарное изображение, работа гуашевыми красками.

4

0

4

Итого часов в январе

12

0

12

24

02.02.2021

05.02.2021

7

Рисование нетрадиционными методами и материалами. Рисование мятой бумагой. «Одуванчики»

4

0

4

25

09.02.2021

12.02.2021

4

Рисование карандашом, фломастером, мелком. «Шапка и варежка» с использованием шаблона.

4

0

4

26

16.02.2021

19.02.2021

3

Рисование красками. «Снег идет»

4

0

4

27

26.02.2021

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

2

0

2

Итого часов в феврале

14

0

14

28

02.03.2021

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

2

0

2

29

05.03.2021

09.03.2021

7

Рисование нетрадиционными методами и материалами. Рисование с помощью изоленты. «Березовая роща»

4

0

4

30

12.03.2021

16.03.2021

6

Техники изобразительной деятельности. Пальчиковое рисование. «Цветущий луг»

4

0

4

31

19.03.2021

23.03.2021

2

Рисование с использованием трафарета, шаблона. «Лошадки»

4

0

4

32

26.03.2021

30.03.2021

7

Рисование нетрадиционными методами и материалами. Рисование втулками. «Фейерверк»

4

0

4

Итого часов в марте

18

0

18

33

02.04.2021

06.04.2021

6

Техники изобразительной деятельности. Рисование по мокрому «Верба в вазе»

4

0

4

34

09.04.2021

13.04.2021

3

Рисование красками. «Радуга – дуга»

4

0

4

35

16.04.2021

20.04.2021

4

Рисование карандашом, фломастером, мелком. «Домик и дорожка»

4

0

4

36

27.04.2021

30.04.2021

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

4

0

4

Итого часов в апреле

16

0

16

37

04.05.2021

07.05.2021

5

Коллективная работа в группе. «Рисуем круги».

4

0

4

38

11.05.2021

14.05.2021

2

Рисование с использованием трафарета, шаблона. «Зоопарк»

4

0

4

39

18.05.2021

21.05.2021

8

Рисование в стиле Арт-брют. Спонтанное рисование

4

0

4

40

25.05.2021

9

Контрольное занятие. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

2

0

2

Итого часов в мае

14

0

14

Итого часов за год

144

12

132