Мастер-класс МБУ ДО ЦВР «Гармония» г. Тихорецка тема: « Пленэр »

Прокофьева Ольга Анатольевна

                                              Мастер-класс

  МБУ ДО ЦВР «Гармония» г. Тихорецка

 тема: « Пленэр »

 творческое объединение «Радуга»

педагог д/о Прокофьева Ольга Анатольевна

                                                                       Дата проведения: 11.06.2021

Цели урока:                                                                           

·         Изучить и закрепить явления линейной и воздушной перспективы.

·        Научить анализировать окружающую действительность.

·        Развитие наблюдательности и внимания.

Задачи урока:

·         При помощи графических и живописных средств изображения научиться передавать явления воздушной и линейной перспективы.

·        Средствами художественной выразительности – линией, цветом, композицией освоить изображение на плоскости (по представлению) в технике рисования пастелью.

·        Воспитание сознательного отношения к процессу изображения, воспитание аккуратности, стремления довести работу до конца.

·        Развитие чувства прекрасного.

Возраст обучающихся: 7 -12 лет.

Тип урока: комбинированный.

·        Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

·        Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

·        Оборудование урока:

Для педагога:

репродукции пейзажей русских художников: Поленова, Васнецова, Шишкина, Куинджи, современных художников.

Музыкальный ряд:  легкая инструментальная  музыка (во время практического задания).

Для обучающихся: формат А - 4, пастель, кисти, карандаш, ластик, влажные салфетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mast-klass_plener11.06.2021.docx493.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Мастер-класс

  МБУ ДО ЦВР «Гармония» г. Тихорецка

 тема: « Пленэр »

 творческое объединение «Радуга»

педагог д/о Прокофьева Ольга Анатольевна

                                                                       Дата проведения: 11.06.2021

Цели урока:                                                                           

  • Изучить и закрепить явления линейной и воздушной перспективы.
  • Научить анализировать окружающую действительность.
  • Развитие наблюдательности и внимания.

Задачи урока:

  • При помощи графических и живописных средств изображения научиться передавать явления воздушной и линейной перспективы.
  • Средствами художественной выразительности – линией, цветом, композицией освоить изображение на плоскости (по представлению) в технике рисования пастелью.
  • Воспитание сознательного отношения к процессу изображения, воспитание аккуратности, стремления довести работу до конца.
  • Развитие чувства прекрасного.

Возраст обучающихся: 7 -12 лет.

Тип урока: комбинированный.

  • Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
  • Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
  • Оборудование урока:

Для педагога:

репродукции пейзажей русских художников: Поленова, Васнецова, Шишкина, Куинджи, современных художников.

Музыкальный ряд:  легкая инструментальная  музыка (во время практического задания).

Для обучающихся: формат А - 4, пастель, кисти, карандаш, ластик, влажные салфетки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Все ли присутствуют на сегодняшнем занятии? Все ли готовы к занятиям? Проверим наличия порядка на наших рабочих местах.

    II.           Основная часть.

                             1. Повторение изученного материала.

Педагог : Итак, ребята. Сегодня мы с Вами выполняем  пейзаж. Он может относиться к любому времени года. Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства нам известны? (Дети отвечают: пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.). Правильно, ребята. А давайте вспомним, что означает название того или иного жанра изобразительного искусства (ответы детей: пейзаж – это изображение природы; портрет – изображение человека; натюрморт – изображение неживой природы и т.д.)

                2.  Подготовительный этап (сообщение целей и задач урока.)

Итак, сегодня мы изображаем  пейзаж в перспективе.  Давайте вспомним, что такое линия горизонта и где она находится (ответы детей). Преподаватель демонстрирует основные приемы работы

                              C:\Users\User\Desktop\лето 2018\20180811_103145.jpg

                                  3. Изложение нового материала.

      Итак. Мы изображаем  пейзаж в перспективном сокращении. Чем он характерен? Правильно. А теперь давайте вспомним, что такое перспективное сокращение. Давайте выглянем в окно. Что мы там видим? Дома, деревья, людей, машины. А какие они по размеру, если мы измерим их карандашом? Правильно, маленькие. А давайте сравним при помощи того же карандаша машину на переднем и на дальнем плане. Какая из них больше? Верно, больше та машина, которая ближе к нам. А она действительно больше или нам так кажется? Да, в действительности, эти машины практически одинакового размера. Но то, что они нам кажутся разными, в зависимости от месторасположения и называется явлением линейной перспективы.

        А теперь давайте посмотрим на дорогу. Как меняется она? Какая ширина дороги вблизи? А при удалении? А почему дорога при удалении от нас становится уже? Правильно. Более того, Вы помните, что все удаляющиеся от нас линии  где – то сойдутся вдали на линии горизонта. Это, так называемая, точка схода.

           Что же такое линейная перспектива? Это когда все линии при удалении от нас сходятся в одну точку на линии горизонта. Такая точка, как мы с Вами вспомнили,  называется точкой схода. А что такое воздушная перспектива? Да, это когда предметы при удалении от нас становятся светлее и теряют свою насыщенность.

       Мы изображаем  пейзаж. Это один из жанров изобразительного искусства. А теперь давайте вспомним, что такое перспективное сокращение. Еще раз смотрим в окно. Еще раз смотрим на  дома, деревья, людей, машины. А какие они по размеру, если мы измерим их карандашом? Правильно, маленькие. А давайте сравним при помощи того же карандаша машину на переднем и на дальнем плане. Какая из них больше? Верно, больше та машина, которая ближе к нам. А она действительно больше или нам так кажется? Да, в действительности, эти машины практически одинакового размера. Но то, что они нам кажутся разными, в зависимости от месторасположения и называется явлением линейной перспективы (проговариваем с повтором наблюдение на уроке).

        А теперь давайте посмотрим на дорогу. Как меняется она? Какая ширина дороги вблизи? А при удалении? А почему дорога при удалении от нас становится уже? Правильно. Более того, Вы помните, что все удаляющиеся от нас линии где – то сойдутся вдали на линии горизонта.

                                         4. Практическая работа

                   C:\Users\User\Desktop\лето 2018\20180811_111147.jpg         C:\Users\User\Desktop\лето 2018\20180811_111159.jpg

3. Выполняем работу в цвете со знаниями и умениями, полученными на уроке. Дальний план – бледный, расплывчатый. Передний – насыщенный, контрастный. Трава на дальнем  плане более холодная. На переднем – яркая, насыщенная. Тоже самое касается фигур людей. Они изображаются, схематично, но с учетом пропорций человеческого тела. Не забываем  в работе использовать и законы линейной перспективы.   Обучающиеся выполняют работу.

  1. Вывод. Заключение.

          В конце занятия проводится просмотр детских работ. Выделяются лучшие работы. Указываются недочеты в остальных работах и показываются пути  их устранения.

  1. Домашнее  задание:

Домашним заданием служит наблюдение за линейной и воздушной перспективой по пути домой. Всего доброго и до новых встреч!!!