Тема: Профессия художник | Тип урока (занятия): урок ознакомления с новым материалом |
Цель: Знакомство с профессией художник - станковый график. Задачи: - Актуализировать знания детей о художниках, материалах и инструментах, которыми они работают.
- дать представления о профессиональных материалах и инструментах художников станковой графики;
- сформировать общие представления обучающихся о профессии художник график;
- познакомить с этапами создания и научить выполнять эстамп в технике гравюры по картону.
- дать представление о том, как можно построить свой индивидуальный маршрут от ученика изостудии до профессионального художника; дать информацию обучающимся об учебных заведениях, где можно получить профессию художника, выявить, какие какими качествами личности должен обладать художник
- способствовать развитию: расширению кругозора, образного и художественного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, фантазии.
- мотивировать обучающихся на занятия художественной деятельностью
- способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.
|
Планируемые результаты |
Предметные: Знать - графические художественные материалы, их выразительные возможности и свойства
- термины: эстамп, гравюра, клише.
Уметь - составлять композицию на плоскости основы, изображать натюрморт с помощью техники гравюра на картоне
- выполнять настоящие произведения искусства станковой графики – гравюру по картону
- выражать свои впечатления от произведений искусств;
Понимать - понимать красоту графических художественных материалов
Анализ - выделять сходства и различия художественных материалов
Синтез - выбор наиболее эффективные способы решения творческой задачи.
- использовать для практической работы новые художественные инструменты: клише, валик, в том числе и неожиданные - деревянная ложка
Оценка - оценить достоинства и пути улучшения своей работы
| Метапредметные: Регулятивные - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения художественно-творческой задачи;
- самостоятельное выделение формулирование познавательной цели;
- контроль, оценка, коррекция;
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные - анализ объектов с целью выделения признаков
- общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания,
- расширят свои знания о различных направлениях профессии «художник»
- познакомятся с новым для них направлением - художник станковой графики
- попробуют себя в этой роли художника станковой графики
- будут осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов
- Рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками,
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе способов деятельности
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одногруппников с позиций творческих задач данной темы
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение осознанно произвольно строить речевое высказывание,
| Личностные - овладеют навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одногруппников под руководством учителя
- получат навыки делового сотрудничества
- самоопределение
|
Межпредметные связи: Технология Окружающий мир |
Основные понятия: Профессия художник, художник - станковый график Эстамп, гравюра, линогравюра, гравюра по картону Свойства художественных материалов Выразительные возможности графических художественных материалов |
Методы, технологии: - Словесные: беседа о художниках, рассказ о художнике станковой графики
- Наглядные: демонстрация процесса работы над созданием художественного произведения, выставка творческих работ
- Практические: выполнение практического задания по выполнению коллективного клише и авторского эстампа
|
Ресурсы урока: |
Для учителя: Инструменты для демонстрации процесса Инструменты для выполнения клише Магнитная доска для устройства импровизированной выставки Набор магнитов Зрительный ряд - Презентация «Станковый график»
- Выставка работ изобразительного искусства
- Детские работы, выполненные графическими материалами
- Детские работы, выполненные в технике, гравюра по картону
| Для учащихся: Материалы: клей-карандаш, основа для изготовления клише, набор силуэтов картонных фруктов, подкладной лист для выполнения аппликации, салфетки, влажные салфетки, чёрная гуашь, деревяная ложка Инструменты: кисти, резиновый валик, ножницы
|
Оформление доски |
| Доску закрывает экран для презентации Под экраном маркером нарисовано дерево без листьев.
|
|
|
Ход урока: |
Этап урока Задачи этапа урока время | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Наглядность | УУД | Методы и форма работы |
1. Актуализация необходимых знаний |
Организация учебной деятельности
1 мин.
| 1. Приглашает детей войти
2. Приветствие
3. Объявление о том, что, сегодня мы работаем в командах. | Подготовка класса к работе. Парта сконцентрированы в 3 рабочих зоны.
Дети входят в кабинет и садятся за столы, (2 рабочие зоны) приветствуют педагога, включаются в учебную деятельность
| В кабинете картины, статуэтки, рисунки… | Личностные самоопределение | Фронтальная работа с группой
|
Беседует с детьми - Ребята, как вы думаете, в каком кабинете вы находитесь? - Почему вы так решили?
- Как вы думаете, люди какой профессии выполнили эти работы?
- Да, сегодня мы с вами поговорим о художниках.
| Ответы детей
висят картины и рисунки
художники |
Слово «Художник» (на стене, на доске, на экране...) | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков | Фронтальная работа с группой
Словесный метод Беседа о художниках;
|
Актуализация знаний. 2 минуты | Беседует с детьми - Посмотрите внимательно на картины и скажите, а какими материалами работал художник на этих работах? (Показать)
- Да, эти картины написаны красками, это живопись. А может кто-то догадается, как называют художников, которые пишут красками? (не подсказывать!!!!!)
- Если художник пишет пейзажи, его называют как? Показывает на пейзажи художников
- А какими материалами работал художник здесь? Показывает графические работы - Да, все это графические материалы. Кто-нибудь знает, как называется такой вид изобразительно искусства? | Ответы детей -Красками
Карандаш, ручка, маркер…
Графика
| Картины, репродукции
Художник - живописец (на стене, на доске, на экране….)
Художник - пейзажист (на стене, на доске, на экране….)
Графические работы
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков | Фронтальная работа с группой
Словесный метод Беседа о художниках;
|
2. Мотивация познавательной деятельности |
Постановка цели и задач урока. 2 мин | Демонстрирует слайды ведет фронтальную беседу;
- А вы знаете, что Графика - самый древний вид изобразительно искусства. Еще Древний человек выцарапывал рисунки с изображениями на камнях и стенах пещер, на костяных пластинах.
-А как называется художник, который работал над этими работам?
Посмотрите, как работает художник –график в мастерской
- Итак вы уже поняли, с художником какой специальности мы знакомимся? | Смотрят слайды, презентации
Высказывают своё мнение, выводят понятие- Художник – график.
Формулируют тему урока
|
Фотографии наскальных изображений
Слово ХУДОЖНИК - ГРАФИК (на стене, на доске, на экране….)
Слайд с изображением мастерской художника графика Слайд с изображением художника – графика в мастерской за работой | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Регулятивные: самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; | Фронтальная работа с группой
Словесный метод: рассказ о художнике станковой графики |
3. Организация познавательной деятельности |
Объяснение нового материала
8 мин | Показывает клише - А вот у меня в руках еще один инструмент
- Попробуйте найти здесь работы, которые выполнены с помощью этого или похожего инструмента.
- Такие работы, выполненные с помощью отпечатка с поверхности вот таких пластин - клише, мы называем «ЭСТАМП». Художник сам создает такие клеше на камне, дереве, линолеуме и даже на металле. К наиболее распространенным графическим техникам относятся: офорт, линогравюра, литография.
- Посмотрите, как художник технически выполняет линогравюру. Сидя за столом, художник по своим эскизам на линолеуме вырезает изображение.
Затем наносит краску на это клише и на станке выполняет отпечаток на бумаге
Такой художник называется станковый -график
Так можно получить несколько отпечатков с одного клише.
-Но клише можно изготовить из разных материалов. Сейчас на доступен картон и клей.
-Вспомним, что такое аппликация. |
Ищут среди представленных в кабинете работ эстампы
Догадываются, что клише можно изготовить из картона, т.к. у картона есть толщина | Слово КЛИШЕ (на стене, на доске, на экране….)
Вывесить найденные детьми работы на доску…
слово ЭСТАМП (на стене, на доске, на экране….)
Демонстрация слайдов, иллюстрирующих процесс выполнения линогравюры
Слайд с изображением рельефного клише.
Слайд с изображением профессионального печатного станка
Слово станковый –график (на стене, на доске, на экране….)
Слайд с изображением готовой линогравюры.
| Познавательные: расширение своих знаний о различных направлениях профессии «художник»; знакомство с новым для них направлением - художник станковой графики.
| Фронтальная работа с группой
Словесный метод Наглядный метод Словесный метод Наглядный метод |
Первичная проверка понимания 1 мин. | Предлагает детям отобрать необходимые материалы для работы | Выбирают изобразительные материалы для работы в технике аппликация. |
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, Рефлексия способов и условий действия; коммуникативные умение осознанно произвольно строить речевое высказывание,
| Фронтальная работа с группой
Словесный метод
|
Закрепление знаний 3 мин. | Организует нахождение сходства и различия эстампов выполненных с клише из разных материалов Педагог предлагает определить какие работы выполнены в технике гравюры по картону, а какие в технике линогравюры. Задание – упражнение в онлайн-сервисе LearningApps
| Находят сходства и различия гравюры по картону и линогравюры |
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
| Фронтальная работа с группой
Словесный метод
|
Обобщение и систематизация знаний 2 мин. | Педагог задаёт наводящие вопросы о пятне, линии, штрихе.
| Выявляют изобразительные приёмы в технике гравюры по картону |
| Познавательные: общеучебные –умение структурировать знания | Фронтальная работа с группой Словесный метод Наглядный метод |
Применение знаний и умений в новой ситуации - творческая практическая деятельность 4 мин. | Планирование работы Составим план нашей работы. Что необходимо сделать сначала? (нарисовать эскиз). То есть первый этап нашей работы - «эскиз». 3 - 4 схемы размещения объектов на клише. Что нужно будет дальше? И т.д.
Учитель постепенно вывешивает таблички словами «эскиз», «рисунок-разметка», «сборка», «детали», «обобщение» и на доске появляется план работы на доске Схема – правила техники безопасности при работе с ножницами Учитель демонстрирует приемы работы ножницами. Практическая работа Можете ли вы скомпоновать эти части, идеи? | Дети, основываясь на своих знаниях, рассуждают о этапах предстоящей работы
| На доске появляется план работы
| Регулятивные умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения художественно-творческой задачи; Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе способов деятельности
| Фронтальная работа с группой
Словесный метод Наглядный метод |
Самопроверка знаний 1 мин. | Прежде чем мы перейдём к практической работе по созданию коллективного клише, педагог организует повторение техники безопасности при создании аппликации. | Повторяют технику безопасности при работе с ножницами и клеем. | Схема – правила техники безопасности при работе с ножницами
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение | Фронтальная работа с группой
Словесный метод Наглядный метод |
Практическая творческая работа. 10 мин.
Воспроизведение на новом уровне
| Организует творческую практическую деятельность; помогает, контролирует выполнение творческой работы.
-Сегодня мы с вами попробуем себя в роли станкового графика и сделаем гравюру по картону На ваших столах лежит: - лист картона
- набор вырезанных картонных фруктов
- клей
С помощью этих нехитрых предметов вам нужно придумать композицию и создать клеше.
-Итак, основа-клеше готова! Чего не хватает, чтобы сделать оттиск?
Предлагает детям перейти к новой рабочей зоне для печати эстампов.
Далее педагог демонстрирует, как нанести готовую краску (гуашь разведённая тушью до консистенции кефира), как положить лист, как и чем прижать (3 варианта: ладошками, резиновым валиком, деревянной ложкой), как снять.
Если останется время, повторить с детьми алгоритм выполнения.
Сформулировать вопросы Предлагает детям придумать яркое, образное название для своего эстампа | Выполняют коллективно творческую, практическую работу по созданию клише.
Дети советуются, выстраивают композицию и приклеивают детали на основу
-Красок
Практическая работа детей (по 1 оттиску каждый ребенок!) Дети делают личный выбор способа работы.
Готовые эстампы вывешиваются на магнитную доску с заголовком «Наша выставка», дети рассматриваю итог своей творческой деятельности
|
Готовые эстампы вывешиваются на магнитную доску с заголовком «Наша выставка»
Создаётся выставка. | Познавательные попробуют себя в этой роли художника станковой графики Стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов Личностные овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одногруппников под руководством учителя получение навыков делового сотрудничества Коммуникативные овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе способов деятельности
| Групповая работа при коллективном изготовлении клише Практический метод
Фронтальная работа с группой
Наглядный метод: демонстрация процесса работы над созданием художественного произведения.
Индивидуальная работа, когда дети выполняли авторские отпечатки
Практический метод
Наглядный метод: выставка творческих работ.
|
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 2 мин.
| Организует обсуждение достоинств и возможных путей улучшения эстампа. | Дети, основываясь на своих знаниях и творческом опыте, рассуждают о достоинствах и возможных путях улучшения эстампа
|
| Коммуникативные умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одногруппников с позиций творческих задач данной темы
| Фронтальная работа с группой
Словесный метод |
4. Подведение итогов |
Подведения итогов и формулирования выводов 5 мин | - Сегодня мы с вами говорили о разных направлениях профессии художника. Узнали, кто такой художник станковый-график. - Как вы думаете, где встречаются произведения станковой графики?
-А какими качествами должен обладать художник • Креативность, нестандартное образное мышление • Художественный талант, вкус • Зрительное восприятие и память • Желание все время развиваться, искать новые решения
Педагог: Профессия художник – творческая и интересная. Начать путь художника можно в любом возрасте: многие дети ходят в изостудии и художественные школы, а затем, повзрослев, поступают в профильные учебные заведения или на специальные курсы и приобретают специальность. В нашем городе и даже в нашем районе есть целый ряд колледжей, а также высших учебных заведений, где можно получить эту профессию. Например, …. Кто-то из вас уже решил, что профессия ему подходит? |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке; осуществляют самооценку, самопроверку.
Высказывают свои предположения
Задумываются, некоторые отвечают.
| Демонстрация слайдов, иллюстрирующих вопросы педагога и ответы детей | Личностные: самоопределение
| Фронтальная работа с группой
Словесный метод: Беседа о профессии – художник станковой графики |
Рефлексия 2 мин | -Пока мы с вами занимались, за экраном, на магнитной доске у нас выросло графическое дерево. Поднимает демонстрационный экран, -если вам на занятии всё понравилось прикрепит к дереву красный магнит, если понравилось не всё, прикрепите зелёный магнит, если вы чувствовали себя не комфортно, прикрепите синий магнит. -А затем можно посмотреть на открытки, книги, профессиональные эстампв и инструменты художника ещё раъ |
Выходят к доске и прикрепляют магниты.
Рассматривают предложенное.
| Изображение древа без листьев | Рефлексия эмоций | Индивидуальная работа работа
|
Уборка рабочего места 2 минуты | Организует уборку рабочего места
Организует завершение заняти. -После уборки рабочего места, мржноснять работу с выставки, она уже высохла -Всем спасибо, всем до свидания | Выполняют уборку.
Забирают работу,
Прощаются с педагогом |
| Регулятивные умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия | Фронтальная работа с группой
Практический метод
|
Дополнительный материал: Альбомы с репродукциями произведениями искусства графика. Эстампы. |
Диагностика достижения планируемых результатов:
Уровень освоения материала | Критерии оценки | Выше нормы | Ребёнок влачатся в беседу, проявлял живой интерес к теме обсуждения, отвечал на вопросы, высказывал своё мнение. Работа полус | нормальный | Ребёнок влачатся в беседу, отвечал на вопросы, высказывал своё мнение, иногда ошибался. Работа выполнена правильно. | Ниже нормы | Ребёнок не влачатся в беседу, отвечал с ошибками. Работа выполнена правильна неудачно. |
|
Дополнительные творческие задания: Придумать образное название для своей работы |
Самоанализ |
Достижения | Затруднения | Предложения |
Считаю, что занятие достигло своей цели, все поставленные задачи выполнены На занятии дети активно участвовали в беседе и внимательно слушали рассказ. Особенно заинтересованно работали в практической части занятия. Ребята с удовольствием экспериментировали с красками и новыми инструментами, они искренне увлеклись процессом создания гравюры по картону, в процессе работы старались внимательно слушать мои рекомендации и активно помогать друг другу. Видно было, что работа вызвала у детей сильный эмоциональный отклик Воспитательные задачи решались не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся. | Среди сложностей в проведении занятия можно отметить наличие детей с ОВЗ. В ход занятия пришлось вносить изменения и подстраивать подготовленный материал под особенности детей. Для художника любой материал может стать выразительным. Важно не растеряться в многообразии.
| В следующий раз при проведении такого занятия я добавила бы академический час на коллективное обсуждение композиции во время создания клише, возможно дала бы сделать не коллективное клише, а индивидуальное.
|