Рабочая программа педагога – организатора: художественно-эстетическое развитие на 2020-2021 учебный год Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница» города Лабытнанги

Васина Майя Евгеньевна

1.Целевой раздел рабочей программы

1.1. Пояснительная записка

     Рабочая программа педагога-организатора (далее – Программа) разработана на основе  образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Волшебница» и реализует задачи  художественно-эстетического развития   в области дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение и оздоровление детей от 4 до 7 лет, на период 2019-2020 учебный год (с 02.09.2019 г. по 29.05.2020 г.).   

      Цель Программы— психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

     В соответствии с целью все задачи Программы можно разделить на три блока.

1.            Задачи адаптации:

- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

     Принципы, способствующие их реализации, во ФГОС ДО сформулированы следующим образом:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

2.            Задачи социализации:

приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;

- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    Принципы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество ДОО с семьей.

3. Задачи самоутверждения:

- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.

     Принципы:

- учет этнокультурной ситуации развития детей;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок активен в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasina_rab_progr_20-21_god.docx91.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

педагогическим советом

МАДОУ «Волшебница»

протокол от « 31»  августа 2020 г.  №  1

УТВЕРЖДЕНО

приказом МАДОУ «Волшебница»

от «31 » августа 2020 г.   № 167-ОД

Рабочая программа

педагога – организатора: художественно-эстетическое развитие

на 2020-2021 учебный год

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница» города Лабытнанги

1.Целевой раздел рабочей программы

1.1. Пояснительная записка

     Рабочая программа педагога-организатора (далее – Программа) разработана на основе  образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Волшебница» и реализует задачи  художественно-эстетического развития   в области дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение и оздоровление детей от 4 до 7 лет, на период 2019-2020 учебный год (с 02.09.2019 г. по 29.05.2020 г.).  

      Цель Программы— психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

     В соответствии с целью все задачи Программы можно разделить на три блока.

1.        Задачи адаптации:

- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

     Принципы, способствующие их реализации, во ФГОС ДО сформулированы следующим образом:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

2.        Задачи социализации:

приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;

- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    Принципы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество ДОО с семьей.

3. Задачи самоутверждения:

- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.

     Принципы:

- учет этнокультурной ситуации развития детей;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок активен в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

       Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.

Средний дошкольный возраст 4—5 лет 

     К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, онфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.  

     В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

     В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.   В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

    В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

    Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

    В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

     Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет).     В  этом  возрасте  в  поведении  дошкольников  происходят  качественные изменения  —  формируется  возможность  саморегуляции,  дети  начинают предъявлять  к  себе  те  требования,  которые  раньше  предъявлялись  им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу  

    К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,  которые  получают благодаря  своей  активности, стремлению задавать  вопросы  и  экспериментировать.  Ребёнок  этого  возраста  уже  хорошо знает  основные  цвета  и  имеет  представления  об  оттенках  (например,  может показать  два  оттенка  одного  цвета:  светло-красный  и  тёмно-красный).  Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Возрастает  способность  ребёнка  ориентироваться  в пространстве.  

    Внимание  детей  становится  более  устойчивым  и  произвольным.  Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по  правилу,  которое  задаётся  взрослым.  

    В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое  позволяет  ребёнку  решать  более  сложные  задачи  с  использованием обобщённых  наглядных  средств  (схем,  чертежей  и  пр.)  и  обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно  охарактеризовать  как  возраст  овладения  ребёнком  активным (продуктивным)  воображением,  которое  начинает  приобретать самостоятельность,  отделяясь  от  практической  деятельности  и  предваряя  её.

    Образы  воображения  значительно  полнее  и  точнее  воспроизводят действительность.        Ребёнок  чётко  начинает  различать  действительное  и вымышленное.  

     Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается  её  замысел  и  сюжет.  Постепенно  дети  приобретают  способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

    В  старшем  дошкольном  возрасте  освоенные  ранее  виды  детского  труда  выполняются  качественно,  быстро,  осознанно.  Становится  возможным освоение детьми разных видов ручного труда.  

    В  процессе  восприятия  художественных  произведений,  произведений музыкального  и  изобразительного  искусства  дети  способны  осуществлять выбор  того  (произведений,  персонажей,  образов),  что  им  больше  нравится, обосновывая  его  с  помощью  элементов  эстетической  оценки.  Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные  им  чувства  и  отношения,  различные  эмоциональные  состояния людей,  животных,  борьба  добра  со  злом.            Творческие  проявления  становятся  более осознанными  и  направленными  (образ,  средства  выразительности продумываются  и  сознательно  подбираются  детьми).  В  продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).  

     Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

     Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

     К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.  

     В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

     Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

     В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.  

     Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

     Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

     В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

     Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

1.2. Целевые ориентиры

К 4 годам ребенок активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.

Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.

Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.

К 5 годам ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах.

Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Откликается на эмоции близких людей и друзей.  

Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.

Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации.

Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели.

Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.

     Проявляет самостоятельность  в разнообразных  видах деятельности,  стремится к  проявлению творческой инициативы. Может  самостоятельно поставить  цель,

обдумать  путь  к  её достижению, осуществить  замысел  и оценить  полученный результат  с  позиции цели.  

К 6 годам ребёнок понимает эмоциональные состояния  взрослых  и других  детей, выраженные  в  мимике, пантомимике, действиях,  интонации речи,  проявляет готовность  помочь. Способен находить общие черты в настроении  людей, музыки,  природы, картины,  скульптурного изображения. Высказывает  свое мнение о причинах того или  иного эмоционального состояния  людей, понимает  некоторые образные  средства, которые  используются для  передачи настроения  в изобразительном искусстве,  музыке,  в художественной литературе.   Способен договариваться, учитывать  интересы и  чувства других, сопереживать неудачам  и сорадоваться успехам  других, адекватно  проявляет свои  чувства,  в  том числе  чувство  веры в  себя,  старается разрешать конфликты.  

 Дети  могут самостоятельно  или  с небольшой  помощью воспитателя объединяться  для совместной деятельности, определять  общий замысел,  согласовывать действия,  оценивать полученный  результат  и характер взаимоотношений.

Стремится рассказывать  старшим  о своих  делах,  любимых играх  и  книгах. Внимателен  к поручениям  взрослых, проявляет самостоятельность  и настойчивость  в  их выполнении,  вступает  в сотрудничество.

  Имеет положительную самооценку,  стремиться к  успешной

деятельности. Имеет  представления  об окружающем мире  и стремится применять  имеющиеся представления  в собственной деятельности.

 Соблюдает установленный  порядок поведения  в  группе, ориентируется  в  своем поведении  не  только  на контроль  воспитателя, но и на самоконтроль на основе   известных правил,  

Слушает  и  понимает взрослого,  действует  по правилу  или  образцу  в разных  видах деятельности,  способен к  произвольным действиям, самостоятельно планирует  и  называет два-три последовательных действия,  способен удерживать  в  памяти правило,  высказанное взрослым  и  действовать по  нему  без напоминания,  способен аргументировать  свои суждения,  стремится  к результативному выполнению  работы  в соответствии  с  темой,  к позитивной  оценке результата взрослым.

К 7 годам Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

     Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

     Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,   умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

     Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

     Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

           Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

     Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. Содержательный раздел программы

2.1.Содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям

Интеграция с другими образовательными областями:

         1. Социально — коммуникативное развитие:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

        2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.

        3. Речевое развитие:

практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и  монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей; развитие  коммуникативной функции речи: на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.

        4. Художественно — эстетическое развитие:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкатерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

        5. Физическое развитие:

развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровье сберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

  • ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;
  • осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
  • использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук, для  концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму и  работе на компьютере (с мышкой)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

(средняя группа)

Изобразительное искусство

Задачи образовательной деятельности

  • Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы;
  •  Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства.
  •  Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом;
  •  Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.

Содержание образовательной деятельности

Проявление интереса к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам, описанию архитектурных объектов в иллюстрациях к сказкам.

Развитие умений художественно-эстетического восприятия: последовательно рассматривать предметы и произведения, узнавать изображенные предметы и явления; видеть их выразительность, соотносить с личным опытом; выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру.

Представления и опыт восприятия произведений искусства:

Декоративно-прикладное искусство: знакомство с близкими оыпту детей видами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления. Особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность. Своеобразие некоторых узоров и орнаментов: кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания, традиционные образы. Декоративно-оформительское искусство как искусство красивого оформления пространства (комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр).

Графика: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации текста; украшение книги. Ценность книги и необходимость бережного отношения к ним. Средства выразительности. Художники-иллюстраторы на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.

Живопись: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения. Средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира.

Скульптуре: способы создания скульптуры: пластика, высекание. Особенности её содержания - отображение животных (анималистка), портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика и движение, материала. Восприятие скульптуры разного вида: малая пластика, декоративная.

Архитектуры: представления о том, что окружающие детей сооружения – дома – архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям.

Развитие умений различать между собой скульптурные, живописные и графические изображения, предметы разных народных промыслов. Понимание образа (что изображено) и доступных средств выразительности, с помощью которых художник, создает выразительный образ.

Развитие умений обращать внимание и откликаться на интересные декоративно-оформительские решения: украшение группы, одежду, атрибуты игр, замечать новые красивые предметы в группе.

Проявление детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, предметов народных промыслов, инициировать пояснение детьми выбора; проявлению детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, начальный опыт коллекционирования.

Первое посещение музея. Представления о музее, произведениях искусства в музее, правилах поведения (на примере музея игрушек). Интерес детей к посещению музея.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Задачи образовательной деятельности

  • Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности;
  •  Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и технических умений, освоение изобразительных техник.
  •  Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
  •  Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.

Содержание образовательной деятельности

Интерес к изобразительной деятельности, изобразительным материалам и инструментам, стремление заниматься изобразительной деятельностью по собственному желанию.

Развитие умений принимать замысел будущей работы, предложенный педагогом или поставленной самостоятельно.

Развитие умений выделять общие, типичные, характерные признаки предметов и явлений природы, человека; сенсорных, эстетический свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций; устанавливать ассоциативные связи между свойствами предметов, деталями конструктора и образами.

Развитие умений создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке изображать типичные и некоторые индивидуальные признаки, в конструировании передавать пространственно-структурные особенности постройки. Освоения детьми обобщенных способов изображения (дугой, на основе овала и т.п.).

Изобразительно-выразительные умения

Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять планы (по всему листу, два плана), выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчетливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передать в работах позы, движение, жесты персонажей, некоторые детали, соотносить предметы по величине.

Развитие умений в сюжетном изображении передавать пространственные отношения, при рисовании по мотивам сказок передавать признаки сказочности цветовым решением, атрибутами; в декоративном изображении нарядно украшать предметную и геометрическую основу с помощью ритма пятен, геометрических элементов узора; в лепке - посредством налепов, узора стекой; соотносить цвет и элементы декора с фоном. Умения создавать несложную композицию из изготовленных предметов.

Умения подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа. Составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую.

Технические умения

В рисовании: умения отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Использование правильных формообразующих движений для создания изображения. Умения уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; правильно удерживать инструменты; сохранение правильной позы при рисовании. Штриховать; работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки). Аккуратно пользоваться материалами.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Номер недели

Средняя группа

1-ая неделя

Вместе весело играть, танцевать и рисовать

2-ая неделя

Наши старшие друзья

3-ья неделя

Что я знаю о себе

4-ая неделя

Волшебница осень

5-ая неделя

Наши друзья животные

6-ая неделя

Мой дом, мой город

7-ая неделя

Удивительный предметный мир

8-ая неделя

Труд взрослых, профессии

9-ая неделя

Мой Ямал

10-ая неделя

Дорожная грамота

11-ая неделя

Поздняя осень

12-ая неделя

Семья и семейные традиции

13-ая неделя

Наши добрые дела

14-ая неделя

Зелёные друзья

15-ая неделя

Мальчики и девочки

16-ая неделя

Народное творчество, культура и традиции

17-ая неделя

Зимушка-зима

18-ая неделя

Играй-отдыхай

19-ая неделя

Юные волшебники (неделя творчества)

20-ая неделя

Почемучки

21-ая неделя

Зимние забавы, зимние виды спорта

22-ая неделя

Культура общения, этикет, эмоции

23-ья неделя

Защитники Отечества

24-ая неделя

Будь осторожен (ОБЖ)

25-ая неделя

О любимых мамах и бабушках

26-ая неделя

Помогаем взрослым

27-ая неделя

Искусство и культура

28-ая неделя

Удивительный и волшебный мир книг

29-ая неделя

Путешествие в страну загадок

30-ая неделя

Весна – красна

31-ая неделя

Растём здоровыми, активными, жизнерадостными

32-ая неделя

Пернатые соседи и друзья

33-ья неделя

Северный Край

34-ая неделя

Моя страна, моя Родина

35-ая неделя

Путешествие по экологической тропе

36-ая неделя

Водоём и его обитатели, аквариум

Тематический план

проведения непосредственно – образовательной деятельности  

в средней группе, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие

раздел «Развитие продуктивной деятельности и детского творчества: Рисование»

Темы

Кол-во

часов

Мои любимые игрушки в группе

1

Нарисуем огурец и помидор

1

Спелые яблоки

1

Рисуем дерево

1

Портрет друга

1

Грустная осень

1

Наша елочка пушистая в лесу растет

1

Игрушки на елке

1

Меня не растили – из снега слепили

1

Зимним холодом пахнуло

1

Зимующие птицы

1

Наши папы - защитники

1

Милая моя мамочка

1

Мы мастера умельцы

1

Мышь и воробей

1

Что цветет на окошке

1

Зелёные фантазии

1

Бабочки красавицы

1

Итого  

18

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(старшая группа)

Задачи образовательной деятельности:

‒  Активизировать  проявление  эстетического  отношения  к  окружающему миру  (искусству,  природе,  предметам  быта,  игрушкам,  социальным явлениям).

‒  Развивать  художественно-эстетическое  восприятие,  эмоциональный отклик  на  проявления  красоты  в  окружающем  мире,  произведениях

искусства  и  собственных  творческих  работах;  способствовать  освоению эстетических оценок, суждений.

‒  Развивать  представления  об  жанрово-видовом  разнообразии  искусства, способствовать  освоению  детьми  языка  изобразительного  искусства  и художественной  деятельности,  и  формировать  опыт  восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.

‒  Развивать  эстетические  интересы,  эстетические  предпочтения,  желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

Содержание образовательной деятельности

Развитие  умений  откликаться  и  замечать  красоту  окружающего  мира, дифференцированно  воспринимать  многообразие  форм,  цвета,  фактуры, способы  их  передачи  в  художественных  образах.  Ассоциировать  и  образно воспринимать их. Развивать художественно-эстетические способности.  

Умения  художественного  восприятия:  умения  самостоятельно  и последовательно  анализировать  произведения  и  архитектурные  объекты; выделяет  типичное,  обобщенное.  Умения  различать  произведения  искусства разных видов, понимание специфики разных видов искусства.  

Представления и опыт восприятия произведений искусства.

Декоративно-прикладное  искусство  разных  видов  (игрушки,  утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство  эстетического  и  утилитарного,  символичность  образов  животных, явлений  природы.  Ценность  народного  искусства;  воспитание  желания  его сохранять  и  познавать.  Своеобразие  декоративно-оформительского  искусства: назначение,  виды:  одежда,  мебель,  предметы  быта.  Способы  оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Графика  как  вид  изобразительного  искусства.  Книжная,  прикладная графика. Назначение иллюстрации  - сопровождение текста. Специфика труда художника-иллюстратора,  технологии  создания  иллюстрации.  Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники.

Живопись:  представления  о  жанрах  живописи:  натюрморт,  пейзаж, ахпортрет,  жанровая  живопись;  восприятие  разных  образов  по  содержанию,

настроению,  средствами  выразительности.  Авторская  манера  некоторых художников-живописцев.

Специфика  скульптуры  как  искусства  создавать  объемные  образы (отличие  от  живописи).  Назначение  и  виды  скульптуры,  средства выразительности:  материал,  техника  его  обработки,  фактура,  композиция,  силуэт,  постамент.  Специфика  труда  скульптора,  используемые  инструменты. Скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов.

Архитектура  как  сооружения,  их  комплексы,  необходимые  для жизнедеятельности  людей.  Особенности  архитектуры  (соотношение  пользы-красоты-прочности).  Материалы,  используемые  в  строительстве.  Виды архитектуры  по  назначению.  Понимание  типичного,  обобщенного  образа сооружения,  характерного  и  индивидуального.  Гармония  объекта  с окружающим пространством. Известные архитектурные сооружения региона. Умения  эмоционально  откликаться,  понимать  художественный  образ, идею произведения, устанавливать связь между образом, сюжетом, средствами выразительности;  выделять  настроение  произведения,  отношение  автора  к изображенному.  Умения  выделять  средства  выразительности  разных  видов искусства. Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение.Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию  России.  Проявление  интереса  к  творческому  труду.  Проявление предпочтений.

Посещение музея. Представления о музее – как сокровищнице ценностей и  произведений  искусства.  Экспонаты  и  коллекция.  Интерес  к  посещению музеев, галерей; знание и  стремление соблюдать правила поведения в музее.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Задачи образовательной деятельности:

‒  Развивать  изобразительную  деятельность  детей:  самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ,  умений  самостоятельно  отбирать  впечатления,  переживания  для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники  и  материалы,  планировать  деятельность  и  достигать  результата,

оценивать  его,  взаимодействовать  с  другими  детьми  в  процессе коллективных творческих работ. Развивать технические и изобразительно-выразительные умения.

‒  Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения  искусства  и  собственной  творческой  деятельности: самостоятельность,  инициативности,  проявлении  индивидуальности, творчества.

‒  Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Содержание образовательной деятельности

Развитие  умений  определять  замысел  будущей  работы,  самостоятельно отбирать  впечатления,  переживания  для  определения  сюжета.  Создавать выразительный образ и передавать своё отношение.  

По  собственной  инициативе  интегрировать  виды  деятельности.

Проявление  инициативы  в  художественно-игровой  деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок.

Развитие  умений  планировать  деятельность,  доводить  работу  до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом  создания  наброска.  Умения  рисования  контура  предмета  простым карандашом.

Освоение  новых  более  сложных  способов  создания  изображения. Создание  изображений  по  представлению,  памяти,  с  натуры;  умения анализировать  объект,  свойства,  устанавливать  пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.

Изобразительно-выразительные умения

Продолжение  развития  умений  выделять  главное, используя  адекватные средства выразительности.

Использование  цвета  как  средства  передачи  настроения,  состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая,  холодная  гамма), красота  яркость  насыщенных  или  приглушенных тонов.  Умения  тонко  различать  оттенки  (развитое  цветовое  восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок.

Развитие  умений  передавать  многообразие  форм,  фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства  с  реальными  объектами;  при  изображении  с  натуры  передавать характерные  и  индивидуальные  признаки  предметов,  живых  объектов;  при изображении  сказочных  образов  передавать  признаки  необычности  в сюжетном изображении: передавать отношения между объектами, используя все  средства  выразительности  и  композицию:  изображать  предметы  на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонт; в декоративномизображении: создавать нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном

построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы.  

Технические умения

В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов  (сангина,  пастель,  мелки,  акварель,  тушь,  перо,  палитра,  кисти разных размеров, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).  

Умения  создавать  новые  цветовые  тона  и  оттенки  путем  составления, разбавления  водой  или  разбеливания,  добавления  черного  тона  в  другой  тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш.  

Освоение  разных  изобразительных  живописных  и  графических  техник: способы  работы  с  акварелью  и  гуашью  (по  -  сырому),  способы  различного наложения  цветового  пятна,  техникой  пера,  тушевки,  штриховки,  оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.

  Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных  творческих  работ.  Развитие  умений  адекватно  оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Задачи образовательной деятельности:

 Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умений самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ. Развивать технические и изобразительно-выразительные умения.

Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативности, проявлении индивидуальности, творчества.

Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Содержание образовательной деятельности

 Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.  Создавать выразительный образ и передавать своё отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности.

Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок.

  Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска.  Умения рисования контура предмета простым карандашом.

Освоение новых более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.

Изобразительно-выразительные умения

Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности.

Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота яркость насыщенных или приглушенных тонов.  Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок.

Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства  с  реальными  объектами;  при  изображении  с  натуры  передавать характерные  и  индивидуальные  признаки  предметов,  живых  объектов;  при изображении  сказочных  образов  передавать  признаки  необычности  в сюжетном изображении: передавать отношения между объектами, используя все  средства  выразительности  и  композицию:  изображать  предметы  на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонт; в декоративном изображении: создавать нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы.  

Технические умения

В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).  

Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш.  

Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по -  сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.

В лепке: использование разнообразных материалов и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Месяц

№ недели

Название

Сентябрь

С 2 по 6 сентября

Сегодня дошколята, завтра – школьники

с 9 по 13 сентября

Осенняя пора, очей очарованье

с 16 по 20 сентября

Труд людей осенью

с 23 по 30 сентября

Земля – наш общий дом

Октябрь

с 2 по 6 октября

Мой город

с 9 по 13 октября

Родная страна

с 14 по 18 октября

Мир предметов и техника

с 21 по 25 октября

Труд взрослых. Профессии

Ноябрь

с 28 октября по 1 ноября

Мой Ямал

с 4 по 8 ноября

Дорожная азбука

с 11 по 15 ноября

Поздняя осень

с 18 по 22 ноября

Семья и семейные традиции

с 25 по 29 ноября

Наши добрые дела

Декабрь

с 2 декабря по 6 декабря

Мир комнатных растений

с 9 по 13 декабря

Будь осторожен ( Неделя здоровья)

с 16 по 20 декабря

Готовимся к новогоднему празднику

с 23декабря по 10 января

каникулы

Январь

с 13 по 17 января

Зимушка-зима

с 20 по 24 января

Неделя игры

с 27 по 1 февраля

Неделя творчества

с 3  по 7 февраля

Неделя познания

Февраль

С10 по 14 февраля

                              Друзья спорта

с 17 по 21 февраля

Защитники Отечества

с 24 по 28 февраля

                   Народная культура и традиции

с 2  по 6 марта

Женский праздник

Март

с 9 по 13 марта

Юные путешественники

с 16 по 20 марта

Уроки вежливости и этикета

с 23 по 27 марта

Весна пришла

с 30 марта по 3 апреля

Неделя книги

Апрель

с 6 по 10 апреля

 Космические просторы

с 13 по 17 апреля

 Искусство и культура

с 20 по 24 апреля

Неделя здоровья

с 27 по 30 апреля

Юный гражданин

Май

с 4 по 8 мая

9 мая

с 11 по 15 мая

 Северный Край

с 18 по 22 мая

Опыты и эксперименты

с 25 по 29 мая

Экологическая тропа

Тематический план проведения непосредственно образовательной  деятельности

в старшей группе: рисование

Темы

Кол- во часов

Красивый натюрморт

1

Государственные символы России

1

Мой любимый город

1

Шьем одежду

1

Правила движения, достойны уважения

1

Все профессии нужны, все профессии важны

1

Здравствуй гостья – зима!

1

Дед Мороз и Новый год

1

Мы во двор пошли гулять

1

Какие они разные деревья и кусты

1

Хохломская посуда

1

Ели и сосны на опушке

1

Мы рисуем мамочке красивые цветы

1

Федорина посуда. По сказке К.И. Чуковского.

1

В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете

1

Попасть бы мне однажды вдруг за Северный полярный круг

1

Этот праздник со слезами на глазах

1

Носит одуванчик желтый сарафан

1

 итого

18

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

(подготовительная группа)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Задачи образовательной деятельности:

- Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

- Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.

- Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.

- Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности.

Содержание образовательной деятельности

     Проявление интереса к проявлению красоты в окружающем мире, желание подмечать проявления красоты, задавать вопросы и высказывать собственные предпочтения, рассматривать произведения искусства, привлекательные предметы быта и природные объекты.

    Представления и опыт восприятия различных произведений изобразительного искусства, разных видов архитектурных объектов: представления о специфике видов искусства (скульптуры, живописи, графики, архитектуры), используемых изобразительных и строительных материалах и инструментах:

     Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок. Профессиональное прикладное искусство.

     Графика: виды и особенности средств выразительности. Специфики труда художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации. Макет книги. Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники, иллюстраторы «веселой» книги.

     Живопись: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности. Авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).

     Скульптура: виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора. Памятники и монументы, известные памятники и скульптура региона, России и мира.

     Архитектура: особенности и виды архитектуры, материалы, используемые в строительстве. Понимание типичного, обобщенного характерного и индивидуального образа сооружения. Особенности архитектурных сооружений, зданий. Декоративные элементы. Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. Известные архитектурные сооружения России и мира. Труд архитектора.

     Эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта. Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривает произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике, используемым средствам выразительности. Понимание идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение настроения произведения, отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного суждения. Подведение к пониманию того, что автор-творец, целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов.

     Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержку детского интереса к «истории» народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности. Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирование, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.

     Посещение музеев. Интерес к посещению музеев, галерей. Представления о произведениях искусства в музее; разнообразие музейных экспонатов и виды музея.  Понимание ценность музейного предмета. Стремление соблюдать правила поведения в музее, отражать впечатления в деятельности, проявлять уважительное отношение к художественному наследию России.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Задачи образовательной деятельности:

- Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.

- Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.

- Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Содержание образовательной деятельности

     Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, передавать своё отношение.

Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств; умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, «дорабатывать» изображение. Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам.

     Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.

Изобразительно-выразительные умения

     Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок.

     Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры - типичные и характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов - признаки сказочности; в сюжетном изображении: изображать линию горизонта согласно создаваемому образу, предметы на близком, среднем и дальнем планах, передавать; в декоративном изображении: создавать нарядные стилизированные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображениям разными способами построения композиции; использовать некоторых способов стилизации образов реальных предметов.

Технические умения

     Совершенствование моторных характеристик умений.

     Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок.

     В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.

     В аппликации: самостоятельного использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации; освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.

     В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительные материалы для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.

     В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры. Применение некоторых правил создания прочных построек; проектирование сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Конструирование из бумаги, природного и бросовых материалов: создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами.

     Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону.

     Развитие умений работы с тканью, плетение: самостоятельное и качественное изготовление игрушек; безопасное использование ряда инструментов. Создание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу.

     Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Номер недели

Подготовительная группа

1-ая неделя

Готовимся к школе

2-ая неделя

Кладовая природы. Труд людей осенью

3-ья неделя

Семья и семейные традиции

4-ая неделя

Мой город

5-ая неделя

Родная страна

6-ая неделя

Неделя безопасности

7-ая неделя

Уголок природы в детском саду

8-ая неделя

Труд взрослых. Профессии

9-ая неделя

Мой Ямал

10-ая неделя

Единство и дружба народов планеты Земля

11-ая неделя

Поздняя осень

12-ая неделя

Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета

13-ая неделя

Декоративно-прикладное искусство

14-ая неделя

Друзья спорта

15-ая неделя

Мир предметов и техники, механизмов, изобретений

16-ая неделя

Народная культура и традиции

17-ая неделя

Зимушка-зима

18-ая неделя

Неделя игры

19-ая неделя

Неделя творчества

20-ая неделя

Неделя познания, или Чудеса в решете

21-ая неделя

Путешествие по странам и континентам

22-ая неделя

Искусство и культура

23-ья неделя

Защитники Отечества

24-ая неделя

Путешествие в прошлое и будущее на машине времени

25-ая неделя

Женский праздник

26-ая неделя

Мальчики и девочки

27-ая неделя

Весна пришла

28-ая неделя

Неделя книги

29-ая неделя

Опыты и эксперименты

30-ая неделя

Космические просторы

31-ая неделя

Неделя здоровья

32-ая неделя

22 апреля Международный день Земли

33-ья неделя

Северный Край

34-ая неделя

День Великой Победы

35-ая неделя

Права ребёнка

36-ая неделя

Скоро в школу

Тематический план проведения непосредственно образовательной  деятельности

 в подготовительной  группе: рисование

Тема

Кол - во

часов

Знакомство с трудом художника

Золотая осень

1

Улетает наше лето

1

Бабочка

1

Ветка рябины

1

Лес, точно терем расписной (По стих. Н.Бунина)

1

В мире животных

3

Улица города

1

Птичий двор

1

Хмурая осень

1

Неприбранный стол

1

Летят перелетные птицы

1

Роспись силуэтов дымковских игрушек

1

Расстелила зимушка – зима белоснежные узоры Зимний пейзаж

1

Натюрморт как жанр живописи

1

Искусство Гжели. Украшение сервиза элементами гжельской росписи

1

На дне морском

1

Рисование по сказке «Двенадцать месяцев»

1

Зимующие птицы

1

Как весело было на празднике елки

1

Лыжная прогулка

2

Ели на опушке – до небес макушки

1

Знакомство с портретом

1

Пингвины в Антарктиде

1

Снегири на ветках

1

Ранняя весна

1

Как художник составляет натюрморт

1

Наше ателье

1

Портрет мамы

1

Пушки с пристани палят...

1

Космос

1

Золотая хохлома

1

Посуда хохломская

1

Цветущая весна

1

Пожарная машина спешит на пожар

1

Рисование элементов архитектуры (нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить)

1

Страна цветочных снов

1

итого

36

2.2. Особенности организации педагогической диагностики

Оценка индивидуального развития детей производится  воспитателем  в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих задач: поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; оптимизации работы с группой детей.  Педагогическая диагностика осуществляется по пяти образовательным областям………..  два раза в год: с 01 сентября  по 15 октября 2015 года,  с 15 марта по 15 апреля 2016 года. В середине года педагогическая диагностика с 11 января по 01 февраля 2016 года проводится с воспитанниками, имеющими проблемы в освоении образовательной программы.

Как осуществлять процесс диагностирования?

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап — проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся  при  этом  индивидуальные  особенности).  В  проектировании диагностической  деятельности  многие педагоги,  как  правило,  решают  вопрос,  как  ее осуществлять,  пропуская  вопросы  что  и,  в особенности,  зачем  диагностировать. Между тем это основные вопросы. От ответа на них зависят и подбор методов, и анализ результатов, и принятие управленческих решений.

В  диагностической  деятельности  педагога  постоянно  происходит  сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с его же прежними достижениями, или с поведением других детей в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения  какого-то  неизвестного  нам  лица.  Это  те  аспекты  сравнения,  которые называются  в  педагогической  диагностике  индивидуальной,  социальной  или объективной соотносительной  нормой.  Например,  определяем  критерии  для  оценки проявлений активности и любознательности у детей. Так, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут быть  выделение  новых  объектов  в  окружении,  вопросы  познавательной направленности о новых объектах, внимательное слушание рассказов воспитателя и т. п.

Определяем  методы  диагностики.  В  педагогической  диагностике  основными методами  выступают  включенное  наблюдение  и  нестандартизированные  беседы  с детьми.  Кроме  того,  используются  диагностические  ситуации,  фактически провоцирующие деятельность ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.

Второй  этап  —  практический.  Проведение  диагностики.  Для  этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а  также  способы  фиксации  результатов  (запись  в  блокноте,  на  диагностических карточках, на магнитофоне, видеокамере и т. д.).

Третий  этап  —  аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных  данных.  Анализ  позволяет  установить,  почему  результат  того  или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других  детей  или  же  существенно  отклоняется  от  нормы  (яркое  достижение  или большая  проблема).  На  основе  анализа  определяются  причины  такого  проявления диагностируемого качества.

Педагогу необходимо осознавать, что отклонение полученных  результатов  от намеченных нормативов  не  требует  стремительного  изменения  и  вмешательства  в процесс  развития  ребенка,  а  предполагает  анализ  качества  процессов  и  условий, обеспечивающих эти результаты. Может ли каждый ребенок (или хотя бы большинство детей)  достигать  описанного  в  программе  высокого  уровня  (по  всему  содержанию программы),  заданного  как  идеальный  вариант  развития.

Развитие  всегда индивидуально  и  неравномерно,  для  педагога  важно  прежде  всего  замечать  и поддерживать ярко проявляющиеся в ребенке хорошие качества и только потом видеть проблемы развития и помогать их решать.

Четвертый  этап  —  интерпретация  данных.  Интерпретация  воспитателем полученных  фактов  —  основной  путь  понимания  ребенка  и  прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их  различного  толкования,  порой  диаметрально  противоположного.  Например,  как оценить такие данные: проявляют высокую степень любознательности половина детей группы,  любознательна  избирательно  (т.  е.  не  всегда  и  не  все  вызывает  детский интерес)  третья  часть,  а  остальные  дети  нелюбознательны?  Это  хорошо  или  нет? Ответить на этот вопрос можно, только сопоставив полученные данные с теми, которые фиксировались ранее.

Пятый  этап  —  целеобразовательный.  Он  предполагает  определение актуальных  образовательных  задач  для  каждого  ребенка  и  для  группы  в  целом. Результаты  диагностики  используются  преимущественно  для  обнаружения  сильных сторон  ребенка  и  определения  перспектив  его  развития.  Полученная  в  результате диагностики  информация  и  сделанные  на  ее  основе  выводы  помогают  педагогу предположить  возможные  действия  ребенка  в  разных  ситуациях  и  понять,  какие достижения  ребенка  следует  всячески  поддержать  и  развивать  дальше,  в  чем  именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство  педагога  как  раз  заключается  в  том,  чтобы  открыть  перед  каждым ребенком  перспективы  его  развития,  показать  ему  те  сферы,  где  он  может  проявить себя,  достичь  больших  успехов,  черпать  силы  из  этого  источника, чтобы  в  целом личность становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Для диагностического обследования используются общепринятые критерии развития детей от 2 до 7 лет и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка». Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».  Все это позволяет осуществить комплексный подход к оценке развития ребенка.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1  балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Таблицы мониторинга заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество

параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по

группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах комбинированной направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком общеобразовательной программы дошкольного образования.

2.3.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

- Ориентировать  родителей  на  изменения  в  личностном  развитии старших  дошкольников  -  развитии  любознательности,  самостоятельности, инициативы  и  творчества  в  детских  видах  деятельности.  Помочь  родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.  

- Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения  детей  к  окружающим  людям,  природе,  предметам  рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.

- Включать  родителей  в  совместную  с  педагогом  деятельность  по развитию  субъектных  проявлений  ребенка  в  элементарной  трудовой деятельности, развитие  желания  трудиться,  ответственности,  стремление  довести  начатое дело до конца

- Помочь  родителям  создать  условия  для  развития  эстетических чувств старших  дошкольников,  приобщения  детей  в  семье  к  разным  видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.

Работа с родителями

Срок реализации

Консультация «Погляди вокруг, какая красота»

• индивидуальное консультирование

• Выступление на родительских собраниях в возрастных группах

Сентябрь

• Консультация на сайт МАДОУ «Нужны ли детям краски»

Октябрь

• Информация на сайт МАДОУ Рекомендации «Как рассматривать детские рисунки»

• Консультация «Как понимать и ценить детские рисунки»

Ноябрь

Выставка совместных работ детей и родителей « Рукотворные чудеса »

Декабрь

• Консультация «Отличительные черты одаренных детей» (На сайте МАДОУ)

Январь

Консультация «Как научить ребенка рисовать» (На сайте МАДОУ)

Февраль

• Информация на сайт МАДОУ Консультация «Научите ребенка узнавать цвета»

Март

• Информация на сайт ДОУ Советы родителям «Чем занять ребенка дома»

Апрель

• Консультация «Порисуем-поиграем»

Май

3. Организационный раздел

3.1. Расписание непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка)

Дни недели

I половина дня

II половина дня

понедельник

09:00-10:10

Группа комбинированной направленности № 2  (рисование)

вторник

09:35-10:30 Группа комбинированной направленности № 1  (рисование/лепка)

среда

09:00 -10:10 Группа комбинированной направленности № 2  (лепка)

15:30- 16:40 старшая группа

(рисование/лепка)

четверг

9:00-10:10 подготовительная группа №1 (лепка)

9:30-10:15 средняя группа№2 (рисование/лепка)

10:10-10:30  средняя группа №1(рисование/лепка)

пятница

9:00-10:10 подготовительная №1

(рисование)

3.3. Условия реализации программы Предметно-пространственная среда

Направление

Оснащение

Декоративно прикладное искусство разных видов

Городецкая игрушка - Сахарница

Городецкая игрушка – Солонка  Дымковская игрушка - животные Дымковская игрушка - курочки, петушки Дымковская игрушка Барыня

Дымковская игрушка Индюки

Каргопольская игрушка

Матрешка

Матрешка 10-ти кукольная

Матрешка 9-ти кукольная

Матрешка пяти кукольная

Матрешка трех кукольная Филимоновская игрушка большая-2Филимоновская игрушка малая

Живопись

Иллюстрации  художников ( картины)

Скульптура, архитектура

Малые формы из гипса керамики и др материалов

Кабинет ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Интерактивная доска, Проектор

 Методическое обеспечение:

  1. И.А.Коломацкая Художественно – творческое развитие дошкольников
  2. Д. Н. Колдина. Лепка и аппликация
  3.  «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т. Н. Доронова.
  4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова.
  5. «Занятия по изобразительной  деятельности в детском саду» Г. С. Швайко. Е. А. Мартынова.
  6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006.
  7. . Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004.
  8.  Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
  9. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998.                                
  10.  Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
  12.  Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
  13. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  14.  Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.