Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО СТУДИЯ «ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ» (для детей с особыми образовательными потребностями)

Визиряко Александр Васильевич

Предлагаемая учебная программа написана для работы с умственно-отсталыми детьми на базе Детского Дома-интерната. Предусмотрено использование на занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в стиле Арт-брют,) с учетом индивидуальных возможностей детей с проблемами психофизического и психологического характера. , которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Зеленогорский дом детского творчества

Курортного района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА  

Педагогическим советом

Директор ГБУ ДО ЗДДТ

«____»___________20___г.

 Курортного района СПб

Протокол № _____________

_____________А.Е. Пантелеева

«____»_______________20___г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ИЗО СТУДИЯ «ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ»

(для детей с особыми образовательными потребностями)

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: от 7 до 18 лет

Разработчик:

Визиряко Александр Васильевич,

педагог дополнительного образования


Пояснительная записка

Изобразительная деятельность является одним из важнейших коррекционных средств в психологии и педагогике ребенка. Изотерапия, как часть арт-терапии – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это, с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека, а с третьей стороны - арт-педагогический метод. Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что, в свою очередь, влияет на умственное развитие.

Задачи творческого развития:

- Формирование эмоционально-чувственных связей.

- Умение выражения своих чувств и впечатлений.

- Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.

- Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;

Направленность: художественная.

Актуальность: Программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования положительных личностных качеств ребенка. Через занятия изобразительной деятельностью появляются реальные возможности психологической помощи ребенку. Поэтому сочетание психологического подхода, развивающей и художественно-эстетической направленности, составляющих программу, становится особенно актуальным.

Новизна: В программе применяется широкий комплекс различного дополнительного материала по изобразительному искусству, что позволяет выполнять работы в разнообразной смешанной технике. В программе предусмотрено, чтобы каждое занятие имело развивающую направленность, а также было направлено на овладение основными навыками рисуночной деятельности, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на единстве развивающих и увлекательных методов и приемов работы. В процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства появляется возможность развития творческих начал у ребенка.

Отличительные особенности: использование на занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в стиле Арт-брют,) с учетом индивидуальных возможностей детей с проблемами психофизического и психологического характера. , которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития. Аттестация не предусмотрена. Требуется специальная организация среды обучения.

Необходимость разработки дополнительной программы обусловлена контингентом обучающихся, которые испытывают трудности в освоении основных образовательных программ. Это дети, имеющие различные отклонения в развитии, трудности социальной адаптации и социализации, дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды. В каждом занятии присутствует коррекционно-развивающий компонент, направленный на развитие и коррекцию коммуникативной и познавательной сфер, коррекцию нарушений поведения, эмоционально-волевой и мотивационной сферы. В программе используются также различные технические приемы. Одним из важных условий достижения результата является индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание групповых занятий и индивидуального подхода к каждому ребенку. Коллективные задания вводятся с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма, повышения уровня социализации. Коллективные работы находят применение в оформлении кабинетов и помещений ДДИ, при проведении выставок детских творческих работ, мастер-классов.

Адресат программы: дети разных возрастов и категорий: обучающиеся с особыми образовательными потребностями; обучающиеся с нарушением интеллекта; обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Объем и срок реализации программы: общее количество учебных часов: 144. Срок реализации: 1 год.

Цель и задачи программы:

Цель:

Повышение уровня социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности и изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • Овладение элементарной художественной грамотой
  • Овладение образным языком изобразительного искусства
  • Формирование представления о предметах и явлениях окружающего мира
  • Создание оригинальных произведений

Развивающие:

  • Совершенствование мыслительных операций
  • Развитие зрительной и двигательной памяти
  • Развитие мелкой моторики рук
  • Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности
  • Увеличение способности детей к концентрации внимания
  • Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества
  • Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
  • Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству
  • Обогащение нравственного опыта
  • Формирование представлений о добре и зле
  • Развитие нравственных чувств
  • Помощь детям в преодолении барьеров в общении 
  • Получение эмоционально-ценностного опыта, и опыта художественно-творческой деятельности.
  • Развитие личности обучающихся средствами искусства.

Условия реализации программы:

Условия набора: принимаются все желающие, наличия базовых знаний в данной деятельности не требуется;

Форма обучения: групповая

Условия формирования групп: формирование учебных групп первого года обучения с 1 по 10 сентября; группы – разновозрастные;

Количество детей в группе: не более 6 человек;

Особенности организации образовательного процесса: занятие длится не более 30 минут;

Структура занятия:

1. Сообщение темы занятия, цели и задач предстоящей работы;

2. Воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3. Выполнение различных заданий, задач, упражнений, в том числе направленных на решение коррекционно-развивающих задач;

5. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Материально-техническое оснащение: помещение, соответствующее нормам СанПиН 2.4.4.3172-14, индивидуальное рабочее место для каждого обучающегося, оборудование и расходные материалы см. Приложение 1.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, воспитатели.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление интереса к изобразительной деятельности
  • Развитие самостоятельной изобразительной деятельности
  • Умение правильно сидеть за столом при рисовании

Предметные:

  • Умение ориентироваться на листе бумаги
  • Навык использовать разнообразные цвета и цветовые оттенки
  • Умение пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями — карандашами, красками, фломастерами, мелом, губкой и т.д.

Метапредметные:

  • Участие в выполнении коллективных изображений
  • Способность эмоционально реагировать на сочетания цветов, подбор предметов в композициях
  • Положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.
  • Проявление эмоций в процессе работы
  • Формирование определенной нравственной культуры

Учебный план 1-го года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство. Вводное занятие

2

2

0

Наблюдение

Диагностика

2

Рисование с использованием трафарета, шаблона

20

2

18

Рефлексия

3

Рисование красками

20

2

18

Рефлексия

4

Рисование карандашом, фломастером, мелком

20

2

18

Рефлексия

5

Коллективная работа в группе

8

0

8

Рефлексия

6

Техники изобразительной деятельности

20

2

18

Рефлексия

7

Рисование нетрадиционными методами и материалами

28

2

26

Рефлексия

8

Рисование в стиле Арт-брют.

24

2

22

Рефлексия

9

Контрольное занятие

2

0

2

Наблюдение

Диагностика

Всего:

144

14

130


Оценочные и методические материалы

Система контроля результативности обучения

Наблюдение, рефлексия.

Методика

Дети с тяжелым нарушением интеллекта без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью. Занятия протекают в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослыми. Во время занятий педагог рисует для детей и вместе с ними, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.). Важно демонстрировать детям процесс рисования. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

Программой предусмотрено:

  • Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы и выборе тем;
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности;
  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • Создание увлекательной атмосферы на занятия, сочетание элементов творчества с необходимыми трудовыми усилиями;
  • Создание ситуации успеха и чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Педагогические технологии

  • Технология здоровьесберегающего обучения
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Игровые технологии

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя-М.: Просвещение, 2014-152 с.
  2. Галанжина Е.С., Кащеева Г.С, Рабочие программы. Начальная школа. Изобразительное искусство-М.: Планета, 2013-88 с.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии-СПб.: КАРО, 2013-336 с.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта-М.: Просвещение, 2011
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-192 с.
  6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы-М.: Просвещение, 2012-129 с.
  7. Неменский Б.М. Проблемы педагогики. Искусство как инструмент познания и организации жизни-М.: ЦНХО, 2012
  8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник-М.: АСТ, Астрель 2011
  9. Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. – М.: Сфера. – 2011. – 128 с.
  10. «Юный художник» дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству. Doc4web/ru/izo/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-let-yuniy-hudozhnik.html
  11. Источники интернет ресурсов.

Приложение 1

Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование кабинета

  • мольберты для рисования,
  • столы,
  • стенд для размещения детских рисунков,

Расходные материалы 

  • наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая;
  • наборы цветной бумаги светлых оттенков
  • стаканчики для кисточек, для краски;
  • фартуки; нарукавники,
  • наборы карандашей, маркеров, фломастеров, восковых мелков,
  • гуашь пальчиковая, акварель;
  • кисточки круглые для рисования красками (среднего, маленького и большого размера); палитры различных форм и подставки для кистей;
  • банки или стаканы для воды;
  • салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти после промывания, губки для закрашивания больших пространств