Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО СТУДИЯ «ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ» (для детей с особыми образовательными потребностями)
Предлагаемая учебная программа написана для работы с умственно-отсталыми детьми на базе Детского Дома-интерната. Предусмотрено использование на занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в стиле Арт-брют,) с учетом индивидуальных возможностей детей с проблемами психофизического и психологического характера. , которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Зеленогорский дом детского творчества
Курортного района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА | УТВЕРЖДЕНА |
Педагогическим советом | Директор ГБУ ДО ЗДДТ |
«____»___________20___г. | Курортного района СПб |
Протокол № _____________ | _____________А.Е. Пантелеева |
«____»_______________20___г. |
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИЗО СТУДИЯ «ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ»
(для детей с особыми образовательными потребностями)
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: от 7 до 18 лет
Разработчик:
Визиряко Александр Васильевич,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность является одним из важнейших коррекционных средств в психологии и педагогике ребенка. Изотерапия, как часть арт-терапии – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это, с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека, а с третьей стороны - арт-педагогический метод. Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что, в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Задачи творческого развития:
- Формирование эмоционально-чувственных связей.
- Умение выражения своих чувств и впечатлений.
- Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.
- Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;
Направленность: художественная.
Актуальность: Программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования положительных личностных качеств ребенка. Через занятия изобразительной деятельностью появляются реальные возможности психологической помощи ребенку. Поэтому сочетание психологического подхода, развивающей и художественно-эстетической направленности, составляющих программу, становится особенно актуальным.
Новизна: В программе применяется широкий комплекс различного дополнительного материала по изобразительному искусству, что позволяет выполнять работы в разнообразной смешанной технике. В программе предусмотрено, чтобы каждое занятие имело развивающую направленность, а также было направлено на овладение основными навыками рисуночной деятельности, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на единстве развивающих и увлекательных методов и приемов работы. В процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства появляется возможность развития творческих начал у ребенка.
Отличительные особенности: использование на занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в стиле Арт-брют,) с учетом индивидуальных возможностей детей с проблемами психофизического и психологического характера. , которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития. Аттестация не предусмотрена. Требуется специальная организация среды обучения.
Необходимость разработки дополнительной программы обусловлена контингентом обучающихся, которые испытывают трудности в освоении основных образовательных программ. Это дети, имеющие различные отклонения в развитии, трудности социальной адаптации и социализации, дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды. В каждом занятии присутствует коррекционно-развивающий компонент, направленный на развитие и коррекцию коммуникативной и познавательной сфер, коррекцию нарушений поведения, эмоционально-волевой и мотивационной сферы. В программе используются также различные технические приемы. Одним из важных условий достижения результата является индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание групповых занятий и индивидуального подхода к каждому ребенку. Коллективные задания вводятся с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма, повышения уровня социализации. Коллективные работы находят применение в оформлении кабинетов и помещений ДДИ, при проведении выставок детских творческих работ, мастер-классов.
Адресат программы: дети разных возрастов и категорий: обучающиеся с особыми образовательными потребностями; обучающиеся с нарушением интеллекта; обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Объем и срок реализации программы: общее количество учебных часов: 144. Срок реализации: 1 год.
Цель и задачи программы:
Цель:
Повышение уровня социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности и изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Овладение элементарной художественной грамотой
- Овладение образным языком изобразительного искусства
- Формирование представления о предметах и явлениях окружающего мира
- Создание оригинальных произведений
Развивающие:
- Совершенствование мыслительных операций
- Развитие зрительной и двигательной памяти
- Развитие мелкой моторики рук
- Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности
- Увеличение способности детей к концентрации внимания
- Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества
- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
- Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности
Воспитательные:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству
- Обогащение нравственного опыта
- Формирование представлений о добре и зле
- Развитие нравственных чувств
- Помощь детям в преодолении барьеров в общении
- Получение эмоционально-ценностного опыта, и опыта художественно-творческой деятельности.
- Развитие личности обучающихся средствами искусства.
Условия реализации программы:
Условия набора: принимаются все желающие, наличия базовых знаний в данной деятельности не требуется;
Форма обучения: групповая
Условия формирования групп: формирование учебных групп первого года обучения с 1 по 10 сентября; группы – разновозрастные;
Количество детей в группе: не более 6 человек;
Особенности организации образовательного процесса: занятие длится не более 30 минут;
Структура занятия:
1. Сообщение темы занятия, цели и задач предстоящей работы;
2. Воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3. Выполнение различных заданий, задач, упражнений, в том числе направленных на решение коррекционно-развивающих задач;
5. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Материально-техническое оснащение: помещение, соответствующее нормам СанПиН 2.4.4.3172-14, индивидуальное рабочее место для каждого обучающегося, оборудование и расходные материалы см. Приложение 1.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, воспитатели.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление интереса к изобразительной деятельности
- Развитие самостоятельной изобразительной деятельности
- Умение правильно сидеть за столом при рисовании
Предметные:
- Умение ориентироваться на листе бумаги
- Навык использовать разнообразные цвета и цветовые оттенки
- Умение пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями — карандашами, красками, фломастерами, мелом, губкой и т.д.
Метапредметные:
- Участие в выполнении коллективных изображений
- Способность эмоционально реагировать на сочетания цветов, подбор предметов в композициях
- Положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.
- Проявление эмоций в процессе работы
- Формирование определенной нравственной культуры
Учебный план 1-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство. Вводное занятие | 2 | 2 | 0 | Наблюдение Диагностика |
2 | Рисование с использованием трафарета, шаблона | 20 | 2 | 18 | Рефлексия |
3 | Рисование красками | 20 | 2 | 18 | Рефлексия |
4 | Рисование карандашом, фломастером, мелком | 20 | 2 | 18 | Рефлексия |
5 | Коллективная работа в группе | 8 | 0 | 8 | Рефлексия |
6 | Техники изобразительной деятельности | 20 | 2 | 18 | Рефлексия |
7 | Рисование нетрадиционными методами и материалами | 28 | 2 | 26 | Рефлексия |
8 | Рисование в стиле Арт-брют. | 24 | 2 | 22 | Рефлексия |
9 | Контрольное занятие | 2 | 0 | 2 | Наблюдение Диагностика |
Всего: | 144 | 14 | 130 |
Оценочные и методические материалы
Система контроля результативности обучения
Наблюдение, рефлексия.
Методика
Дети с тяжелым нарушением интеллекта без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью. Занятия протекают в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослыми. Во время занятий педагог рисует для детей и вместе с ними, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.). Важно демонстрировать детям процесс рисования. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.
Программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы и выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной атмосферы на занятия, сочетание элементов творчества с необходимыми трудовыми усилиями;
- Создание ситуации успеха и чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Педагогические технологии
- Технология здоровьесберегающего обучения
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
- Игровые технологии
Список литературы
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя-М.: Просвещение, 2014-152 с.
- Галанжина Е.С., Кащеева Г.С, Рабочие программы. Начальная школа. Изобразительное искусство-М.: Планета, 2013-88 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии-СПб.: КАРО, 2013-336 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта-М.: Просвещение, 2011
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-192 с.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы-М.: Просвещение, 2012-129 с.
- Неменский Б.М. Проблемы педагогики. Искусство как инструмент познания и организации жизни-М.: ЦНХО, 2012
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник-М.: АСТ, Астрель 2011
- Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. – М.: Сфера. – 2011. – 128 с.
- «Юный художник» дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству. Doc4web/ru/izo/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-let-yuniy-hudozhnik.html
- Источники интернет ресурсов.
Приложение 1
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование кабинета
- мольберты для рисования,
- столы,
- стенд для размещения детских рисунков,
Расходные материалы
- наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая;
- наборы цветной бумаги светлых оттенков
- стаканчики для кисточек, для краски;
- фартуки; нарукавники,
- наборы карандашей, маркеров, фломастеров, восковых мелков,
- гуашь пальчиковая, акварель;
- кисточки круглые для рисования красками (среднего, маленького и большого размера); палитры различных форм и подставки для кистей;
- банки или стаканы для воды;
- салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти после промывания, губки для закрашивания больших пространств