Конспект занятия раздела "Рисунок и композиция". Тема: "Рисунок: постановка из двух геометрических тел. Конструктивное построение"
Рисунок: постановка из двух геометрических тел. Конструктивное построение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_iz_dvuh_geometricheskih_tel_konstruktivnoe_postroenie.docx | 167.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Пурпе
Пуровский район
Разработка учебно - методического материала для занятия
Раздел 4: «Рисунок и композиция»
Тема: «Рисунок: постановка из двух геометрических тел. Конструктивное построение»
Разработала: Валеева Л.Р.
педагог дополнительного образования
Возраст детей: 12 лет
Тип урока: Комбинированный урок конструктивного учебного рисования.
Цель урока:
- изобразить простым карандашом линейный рисунок геометрических тел (призма, куб);
- сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;
- решение светотени;
- развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом.
Задачи урока:
Познавательные:
- Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.
- Формировать умения и навыки владения графическим материалом. Дать представление о линии (напомнить).
- Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
- Передать в рисунке светотеневые отношения, соответствующие отношениям в натуре.
- Обращать внимание на блик, свет, полутень тень, рефлекс, падающую тень.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать форму предметов.
- Осваивать законы изобразительной грамоты.
- Формировать пространственное мышление.
Воспитывающие:
- Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.
Материалы к уроку:
Для учителя: гипсовые геометрические тела, карандаш.
Для учащихся: простые карандаши, ластик, бумага для рисования формата А3.
План урока:
- Организационная часть.
- Объявление темы.
- Практическая работа.
- Мини-выставка и краткий анализ.
- Выставление оценок
Ход урока
Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На планшете бумага формат А3, набор простых карандашей, ластик.
Объявление темы.
Ребята, посмотрите на постановку. Скажите какие геометрические тела вы видите?
Вы видите куб, конус и цилиндр. К какому жанру можно отнести эту группу тел? Натюрморт. А что же такое натюрморт? Натюрморт – это изображение мёртвой природы, предметов, связанных между собой по смыслу (но не пейзажа и не мёртвых тел).
Практическая работа.
Давайте выделим основные этапы построения натюрморта.
- Композиционное расположение рисунка;
- перспективное построение каждой геометрической формы;
- правильная передача расположения в пространстве;
- правильное изображение пропорций.
1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.
- Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы предметов (абрис)
- Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.
- Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы группы предметов.
- Первые карандашные линии определяют и композиционное расположение рисунка всего натюрморта, и его пространственное расположение, т. е. то как будем располагать лист горизонтально или вертикально.
2-й этап. Наметить линиями общие размеры и очертания каждого геометрического тела.
- Сравнивать отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.
- Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов.
Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани, и рёбра, которые невидны в натуре. Проверка основания геометрических тел.
Важно, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Уделите внимание овалам, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите. Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.
3-й этап.
- Создаём светлые и серые тона.
Возьмите мягкий карандаш и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.
- Переходим к тёмным тонам.
Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштриховываем основание цилиндра и правую грань куба, а также падающие тени от геометрических тел на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.
- Затемняем поверхность за натюрмортом и усиливаем тени.
Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно, как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.
- Работаем над контрастом белого и тёмного.
- Прорабатываем штриховкой фон вокруг предметов.
Усиливаем самые тёмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.
- Уточняем тона.
- Заканчиваем работу над серой поверхностью.
Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, мало заметны, поэтому их нужно обозначить лёгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.
- Готовый рисунок.
Выставка и оценка работ.
За несколько минут до конца урока выставить работы, закрепленные на планшете. Выслушать мнение детей по выполненным работам. Дать им возможность оценить работы.
Домашняя работа
Оцените материал:
- Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта,