Конспект занятия раздела "Рисунок и композиция". Тема: "Рисунок: постановка из двух геометрических тел. Конструктивное построение"

Валеева Лейсан Рафинатовна

Рисунок: постановка из двух геометрических тел. Конструктивное построение

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Пурпе

Пуровский район




Разработка учебно - методического материала для занятия

Раздел 4: «Рисунок и композиция»

Тема: «Рисунок: постановка из двух геометрических тел. Конструктивное построение»




Разработала: Валеева Л.Р.

педагог дополнительного образования

Возраст детей: 12 лет










Тип урока: Комбинированный урок конструктивного учебного рисования.

Цель урока:

  • изобразить простым карандашом линейный рисунок геометрических тел (призма, куб);
  • сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;
  • решение светотени;
  • развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом.

Задачи урока:

Познавательные:

  1. Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.
  2. Формировать умения и навыки владения графическим материалом. Дать представление о линии (напомнить).
  3. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
  1. Передать в рисунке светотеневые отношения, соответствующие отношениям в натуре.
  2. Обращать внимание на блик, свет, полутень тень, рефлекс, падающую тень.


Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать форму предметов.
  2. Осваивать законы изобразительной грамоты.
  3. Формировать пространственное мышление.

Воспитывающие:

  1. Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.

Материалы к уроку:

Для учителя: гипсовые геометрические тела, карандаш.
Для учащихся:  простые карандаши, ластик, бумага для рисования формата А3.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Объявление темы.
  3. Практическая работа.
  4. Мини-выставка и краткий анализ.
  5. Выставление оценок


Ход урока

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На планшете бумага формат А3, набор простых карандашей, ластик.

Объявление темы.

Ребята, посмотрите на постановку. Скажите какие геометрические тела вы видите?


Вы видите куб, конус и цилиндр. К какому жанру можно отнести эту группу тел? Натюрморт. А что же такое натюрморт? Натюрморт – это изображение мёртвой природы, предметов, связанных между собой по смыслу (но не пейзажа и не мёртвых тел).

Практическая работа.

Давайте выделим основные этапы построения натюрморта.

  • Композиционное расположение рисунка;
  • перспективное построение каждой геометрической формы;
  • правильная передача расположения в пространстве;
  • правильное изображение пропорций.

1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.

  • Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы предметов (абрис)
  • Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали. 
  • Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы группы предметов.
    hello_html_7f54eef9.jpg
  • Первые карандашные линии определяют и композиционное расположение рисунка всего натюрморта, и его пространственное расположение, т. е. то как будем располагать лист горизонтально или вертикально.

2-й этап. Наметить линиями общие размеры и очертания каждого геометрического тела. 

  • Сравнивать отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.
  • Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов.

Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани, и рёбра, которые невидны в натуре. Проверка основания геометрических тел.
Важно, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Уделите внимание овалам, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите. Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.

3-й этап.

  • Создаём светлые и серые тона.
    hello_html_m551f84fb.jpg

Возьмите мягкий карандаш и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.

  • Переходим к тёмным тонам. 

Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштриховываем основание цилиндра и правую грань куба, а также падающие тени от геометрических тел на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.

  • Затемняем поверхность за натюрмортом и усиливаем тени. 

Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно, как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.

  • Работаем над контрастом белого и тёмного. 
    hello_html_5ae1bd0f.jpg
  • Прорабатываем штриховкой фон вокруг предметов.
    hello_html_6dd2afc7.jpg

Усиливаем самые тёмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.

  • Уточняем тона.
  • Заканчиваем работу над серой поверхностью.
    hello_html_67d3309f.jpg

Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, мало заметны, поэтому их нужно обозначить лёгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.

  1. Готовый рисунок. 


hello_html_m5b6544d8.jpg

Выставка и оценка работ.

За несколько минут до конца урока выставить работы, закрепленные на планшете. Выслушать мнение детей по выполненным работам. Дать им возможность оценить работы.

Домашняя работа

 

Оцените материал:

  • Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта,