Статья «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».
Статья раскрывает особенности и содержание работы современной системы дополнительного образования в интеграции с социальной культурной средой окружающего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья содержит материал о работе в интеграции с социокультурной средой. | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
АТЕРИА
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.»
Кануник Вера Яковлевна
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые навыки, которые помогают молодому поколению быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Сегодня понятие «дополнительное образование» рассматривается как социально-педагогическое явление и одновременно, как средство профильного образования и социализации школьников, их социального самоопределения.
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, дополнительное образование детей по праву рассматривается также как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе,
основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Невозможно переоценить роль социального окружения в процессе развития детской личности. Дома, во дворе, на улице несовершеннолетние получают богатейший и важнейший опыт социальных отношений с людьми, обществом, природой. В этом процессе социального взросления личности ребенка все важно и существенно. На развивающуюся личность влияет любая мелочь. Можно сказать словами классика педагогики А.С. Макаренко: «Процесс воспитания происходит на каждом квадратном метре». Большое опасение вызывает свободное внешкольное время, которое дети и подростки проводят вне стен школы, вне семьи. Улица и двор были всегда предметом особой социальной опасности. Здесь царствуют личные желания, свободный выбор, стихия настроения.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Практика показывает, что указанные требования к образованности молодого поколения не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Оно все больше нуждается в дополнительном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, которое дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, достижение успеха в соответствии с собственными способностями независимо от уровня успеваемости. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание, форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический климат, который положительно влияет и на учебную деятельность.
В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека, социализации и саморазвитию человека через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений. Все более резко в условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования, как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи. В сетевом столетии также появляется реальная возможность рефлексии ценностного статуса дополнительного непрерывного образования как уникальной и конкурентоспособной отечественной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всего современного общества.
В нашем учреждении дополнительное образование реализуется руководителями детских объединений по интересам, которые руководствуются дополнительными общеразвивающими программами.
Одна из сторон развития сближения основного и дополнительного образования является сотрудничество Дома детского творчества с образовательными учреждениями района, с учреждениями культуры, районной детской библиотекой и др. Это прекрасная возможность включения школьников в художественную, экологическую, краеведческую, исследовательскую и другую деятельность. Сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования. Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования во взаимосвязи с социокультурной средой нашего общества в последние годы являются:
- творческие достижения обучающихся (победы и призовые места в различных муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, таких как: « Мир науки глазами детей», « Красота Божьего мира», « Я берегу Белгородчину», « Отчий край» и др.);
- участие в выставках школьного и муниципального уровня ( Выставки к Дню учителя, к Дню матери, к Дню работников сельского хозяйства, к Дню народного единства, к Дню Конституции, к 23 февраля и к 8 марта, к Дню Победы и так далее) с последующей презентацией выставок в социальных сетях и на сайтах образовательных организаций;
-участие в мастер-классах, проводимых педагогами Дома детского творчества;
- участие обучающихся объединений дополнительного образования в мероприятиях школьного и муниципального уровня, приуроченных к значимым событиям общественной жизни района (участие в районной педагогической конференции, участие в мероприятиях, посвященных Дню освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, участие в мероприятиях, посвященных празднованию Великой Победы и др.)
Возможности нашего дополнительного образования позволяют выполнять функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общем образовании. Дополнительное образование компенсирует, таким образом, их недостатки или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.
К сожалению, слабое материально-техническое оснащение нашего учреждения тормозит развитие дополнительного образования в нашем районе. Ни для кого не секрет, что сегодня, для того, что бы привлечь ребенка к творчеству недостаточно иметь квалифицированного педагога. Как минимум, надо не отставать от школьного оборудования и того множества гаджетов, которые имеет практически каждый школьник. Наша задача- всеми силами удержать детей от порой негативного воздействия информационного бума, заполнить свободное пространство делом, игрой, живым общением.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать дело по душе, выявить предпочтения ребенка и развивать его способности в самых разных направлениях, реализуемых Домом детского творчества, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.
Таким образом, дополнительное образование детей способно решить целый комплекс проблем. Оно призвано обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития детей, удовлетворению творческих и образовательных потребностей.