Мастер-класс "Развитие креативности младших школьников"

Яранцева Наталья Юрьевна

Занятие включает материал для развития и оценивания творческих способностей детей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

«Развитие креативности младших школьников»

I. Вступление

Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются.

Наше сегодняшнее занятие мы посвятим развитию творческих способностей. Успех  ждет каждого, и вы в этом убедитесь к концу занятия.

II. Я вам предлагаю стать художниками. Для первого интересного задания вам понадобятся фломастеры (тест на изучение оригинальности решения задач).

(Ученикам) Перед вами недорисованная картинка.

Дорисуйте  её  и  дайте  ей  название! Лист можно вертеть, как вам заблагорассудится.

(Залу) Данный тест имеет разные интерпретации. Могут быть даны повторяющиеся графические контуры, например, круги, капли и другие повторяющиеся контуры.  Лебедева Л.Д., в книге «КРЕАТИВНОСТЬ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КОНТЕКСТ  «РАЗВИТИЕ» предлагает атлас типичных рисунков, который облегчает определение оригинальности решения задач

Огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития внимания, памяти, воображения, образного мышления.

Итог: все картинки получились  разными,  но дерево повторялось… Все справились с первым творческим заданием, отличается оригинальностью…

 III. Для следующего задания вам понадобятся краски и кисти. Я буду читать по строчкам стихотворение С. Есенина «Задремали звезды золотые…», вам нужно возникающие ассоциации изобразить полосой подходящего цвета.

(Залу) У моих коллег в зале есть наборы цветных прямоугольничков, вам тоже нужно выбрать цвет.

Задремали звезды золотые,         (Пейзаж)

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Распустили шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

Под плетнем заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром,

И качаясь, шепчет шаловливо

«С добрым утром!»

Итог : доставила ли работа вам удовольствие? Как вы думаете может ли помочь цветопись  запоминанию стихотворения?

IV. А теперь мы с вами побудем художниками слова. У обеих групп задание одинаковое: составить рассказ, или сказку, или фантастическую историю. Только первая группа будет составлять по символам, а вторая по «волшебным дощечкам». Каждая дощечка обклеена каким-либо материалом: мехом, фольгой, наждачной бумагой.

Скажите, с каким предметом у вас ассоциируется символ- дуга? (Холмик, пузо, панама…). А если рисунок перевернуть? (Лодка, миска, горсть…). Вторая команда, потрогайте «меховую» дощечку, что представляется? (Кошка, шуба, ковер…). А  дощечку с каплями воска. (Капли варенья, дождя, пота…) Сочиняйте, не изменяя последовательность знаков и табличек.

(Зал) Вам предлагаю посмотреть, как такие задания выполняют ученики 4 класса.  (видеофрагмент с Пашей и Аней)

Итог: вам удалось логически связать абстрактные предметы, включив ассоциативное мышление. Этот же прием используйте  для запоминания формул, иностранных слов, или несвязанных между собой понятий.

V. Сейчас я вам покажу, как на примере сочинения- перевоплощения можно увидеть психологические проблемы и своевременно помочь.

Я- часы. Я покрашен в нелюбимый зеленый цвет. Во мне постоянно ломается какая-то пружина и страшно болит голова.

Я- новенький сотовый телефон. Черный и блестящий.  Любите меня и оберегайте.

Я- сотовый телефон. Во мне так много информации, что я боюсь сломаться. Пожалейте меня.

VI. Теперь я научу вас вести диалог с текстом. Читать не спеша, предсказывая следующий момент, сравнивать свою догадку с авторским текстом, и, наконец, создать свою интерпретацию текста, часто не менее интересную.

VII. Заканчивая наше занятие, я еще раз попрошу взглянуть на свои рисунки. Попробуйте теперь дорисовать картинку творчески, оригинально, эмоционально.

VIII. Это только некоторые приемы развития креативности, они помогают мне в работе, творческие задания повышают интерес к предмету, улучшается качество ЗУН. И как самая большая награда- дети хотят учиться!

Итог: Идя на этот мастер –класс, все вы считали себя творческими личностями? Спасибо вам, вы не только самоутвердились, но и доказали всему залу свою способность к творчеству- креативность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие креативности младших школьников» Учитель начальных классов Яранцева Наталья Юрьевна

Слайд 2

Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. Савенков А.И.

Слайд 3

Тест на изучение оригинальности решения задач

Слайд 6

Атлас типичных рисунков Рис.1. Облако Рис. 2. Цветок Рис.3. Сердце (оригинальность 0,00) (оригинальность 0,21) (оригинальность 0,60) Рисунок №1

Слайд 7

С.Есенин «Задремали звёзды золотые…»

Слайд 8

История по символам

Слайд 9

Волшебные дощечки Мех Фольга Наждачная бумага Бусинки Ломаные спички Уложенные в ряд спички Фланель Капли воска и т. д

Слайд 11

Тест на изучение оригинальности решения задач