Обмен опытом«Одаренные дети»
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район с.Дячкино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дячкинская средняя общеобразовательная школа
«Одаренные дети»
Ершова Л.Н.- учитель ИЗО
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают уроки технологии, музыки и соответственно уроки ИЗО.
Для успешного развития творческих способностей учащихся стараюсь:
∙ развивать способности, склонности,
∙ интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;
∙ овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач;
∙ направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:
∙ чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц);
∙ сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;
∙ город будущего (город-фантазия);
∙ портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов;
∙ необычная игрушка из необычного материала;
∙ сочинение орнаментов на определенную тему;
∙ составление кроссвордов по изобразительному искусству;
∙ интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.
В выполнении заданий учащиеся используют различные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным материалом и т.д. На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Зоопарк», «Подводный мир» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.
Результатом моей деятельности могут служить:
1) участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок);
2) участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на конкурсах;
3) количественный контроль на уроках ИЗО, где учатся на «4» и «5», составляют в среднем 65-70 % от всего класса.
Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.