План-конспект урока "Конструкция и декор предметов народного быта" 5 класс
План-конспект урока "Конструкция и декор предметов народного быта" 5 класс к учебнику изобразительного искусства Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktsiya_i_dekor_predmetov_narodnogo_byta_5_klass.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Зинченко Дарья Алексеевна.
Должность: учитель изобразительного искусства.
Класс: 5
Тема урока: Конструкция и декор предметов народного быта.
Тип урока: урок открытия нового знания (объяснение нового материала).
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Форма учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Тема раздела: Древние корни в народном искусстве.
Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Издательство Просвещение, 2007.
Цели урока:
Предметные: Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,
Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.
Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.
Решаемые учебные проблемы: Изображение конструкции и декора предмета народного быта.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Крестьянское бытовое искусство. Крестьянин-земледелец. Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре. Деревянная посуда. Особенности пластической формы. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи.
Вид средств ИКТ, используемых на уроке: компьютер, проектор, альбом для рисования, карандаши, акварельные краски, кисти, гелиевые ручки, фломастеры. Иллюстрации к русским народным сказкам, примеры интерьеров крестьянского жилища, схемы-таблицы с изображением сундуков различных типов.
Методическое назначение средств ИКТ: обучающее, демонстрационное при изучении нового материала.
Планируемый результат (для учащихся):
- Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.
- Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрациях презентации, используя свой жизненный опыт.
- Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей.
Ход урока:
- Организационный момент
- Вступительная беседа. Игровой момент
- Объяснение темы урока
- Постановка художественной задачи
- Практическая работа. Выполнение творческого задания
- Актуализация знаний. Рефлексия
- Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Мотивация.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(В.Шефнер)
Ребята, давайте представим, что мы с вами путешественники и, устав в дороге, мы заглянули в крестьянскую избу конца 19 века. Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.
-Вспомните, ребята, как называется передний угол избы? (Красный)
- Почему он так называется?
(Красный - значит красивый. В углу на полочке стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол).
-Правильно, а еще красный угол в крестьянской избе олицетворял что? (зарю)
-Потолок был подобен чему? … (небесному своду). Пол подобен … (земле).
-А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была… конечно же печь.
- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?
Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Печь считали семейным очагом. На ней сушили варежки и валенки. Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки.
-Видим ли мы шкафы для посуды?
Нет. Всю посуду, крестьянскую утварь хозяйка расставляла на верхнюю полку под потолком – половошник.
-Что еще из мебели мы здесь видим?
Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали. Детская колыбель, подвешенная к потолку.
-А чем изба украшалась? (Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)
-Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы?
(Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда необычная.)
-Чем она необычная?
(Непохожа на современную, необычная форма посуды, узоры.)
2. Вступительная беседа. Игровой момент. Проблемное изложение, выход на тему урока
Учитель. Изучив интерьер, внутренний мир русской избы, вам, вероятно, интересно было бы узнать, какие же еще предметы находились в крестьянском доме, каково было их назначение?
Давайте продолжим знакомство с русской стариной, предметами народного быта наших предков.
Постановка вопроса поискового характера (игровой момент). Прежде, чем мы узнаем тему, прошу вас отгадать загадку.
Не коробка и не ящик,
Но в себе секреты прячет.
Бабки наши вместо шкафа
Там хранили все рубахи.
(Сундук)
Учитель: О чем мы сегодня продолжим разговор на уроке? Предположите тему нашего урока.
(Ответы учащихся: Вероятно, мы будем говорить о предмете народного быта сундуке, будем, наверное, рисовать и расписывать).
Тема сегодняшнего урока: «Конструкция и декор предметов народного быта».
3. Объяснение темы урока
1. Особое место в доме занимала прялка. Долгими зимними вечерами сидели крестьянки и пряли. Прялка состоит из лопасти, ножки, донца, городков и сережек. К лопасти привязывали кудель (пушистый комок шерсти).
Прялки украшались резными узорами и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.
Мотив солнца присутствует не только в декоре (украшении), но и в самой конструкции прялки. Сверху это различные выступы- «городки», обозначающие путь солнца по небосводу. Снизу декоративные «серьги» и круглые розетки на ножке означают «ночное, подземное солнце».
2. А вот вырезанные из дерева вальки, которыми выколачивали при стирке белье на реке. Они тоже украшены резными узорами.
3. Это рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняную ткань. Резные узоры и фигура коня изображают солнце, поднимающееся над землей.
4. Посмотрите, какие же чудесные туеса! Загляденье.
- А вот и ковши. Ковш с конскими головами как бы олицетворял хозяина дома. Поэтому у него такой мужественный облик, а ковши-утицы – образ доброй хозяйки. Ковши тоже украшены резьбой и узорами.
Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. На ручках этих ковшей-черпаков мы видим знакомый нам образ коня.
- А вот деревянные ложки с необычными резными узорами на ручках. Здесь также представлены образы коня, символы солнца, земли, древо жизни.
Деревянные ложки тоже красочно расписывались символическими узорами. На ложках мы видим изображение солнца, сказочных птиц.
- Сундук был хранилищем одежды, белья, книг, документов, денег, украшений, предметов быта. Сундуки изготовлялись разных размеров: большие предназначались для одежды и спальных принадлежностей, маленькие - для драгоценностей. Существовало несколько видов сундуков — с плоской откидной крышкой и с выпуклой.
Сундуки передавались по наследству. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Невесты заранее готовили свое приданое и складывали в сундук. Перед свадьбой раскрытые сундуки возили по улицам, показывали содержимое прохожим.
Сундук мудрое народное изобретение. Как мебель у него много назначений, а как произведение народного искусства он может быть настоящим шедевром.
Итак, мы с вами рассмотрели различные предметы народного быта. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы.
- А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы? Ведь главное назначение этих предметов в том, что бы быть полезными человеку. А откуда у русского человека такая тяга к красоте? Как вы думаете? Давайте порассуждаем.
В доме становится уютнее, когда в нем живут красивые вещи. Красивые предметы поднимают настроение. Когда человек берет в руки красивую вещь, он становится добрее. В жизни крестьянина было так много нужды, что красота как-то скрашивала его жизнь.
Да, ребята, вот видите, оказывается, красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
Физкультминутка
Отгадайте загадку.
«Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто к доске привязали».
(Прялка)
-Что это чистое, пушистое к доске привязали? Конечно кудель.
Давайте покажем как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Выше руки поднимаем, нить должна быть длинная, ровная. Работаем пальчиками. Нить тянется сверху – вниз.
Отгадайте еще загадки.
« Утка в реке, хвост в кулаке». (Ковш)
«Сама не ем, а людей кормлю». (Ложка)
А теперь все встаньте, мысленно возьмите ковш и ложки и, встав на цыпочки, потянитесь и поставьте на верхнюю полку под потолком избы.
4. Постановка художественной задачи
Давайте представим зимний вечер, деревенская изба – низенькая светелка, в ней собрались народные умельцы. Этими умельцами будете вы.
Сегодня вы будете работать в группах.
Первая группа с использованием полученных знаний должна выполнить сундучную роспись,
вторая группа- нарисовать и расписать сундук,
третья группа- по шаблону выполнить макет сундука.
И в зависимости от своего решения, вы выбираете материал, в котором вы будете работать. (Делятся на группы по интересам)
Показ на доске приемов работы и последовательность выполнения. (таблицы)
- Этапы работы над росписью,
- композиционное решение: легкая разметка – компоновка рисунка в выбранном формате,
- цветовое решение,
- показ приёмов рисования коня, птиц.
- Практическая работа. Выполнение творческого задания
Выполнение художественно-творческого задания. Звучит музыка.
В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками, фломастерами, карандашами, ножницами, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
- Актуализация знаний. Рефлексия
Ребята, наш урок подходит к концу.
Давайте вспомним, что интересного и нового сегодня вы узнали на уроке?
Что относится к предметам крестьянского быта?
Каково было их назначение на Руси?
Какую роль играли узор и роспись таких предметов?
7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся. Запись домашнего задания
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, раскрашивая предметы народного быта. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа.
Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души. Но вам надо ваши работы завершить.
Запишите домашнее задание. Дома вам надо вырезать и приклеить предметы на картон.
Постарайтесь, что бы фон картона сочетался, гармонировал с вашей работой.
На следующем уроке мы еще раз посмотрим ваши завершенные работы и организуем выставку.
Лист самоанализа усвоения учебного материала учащимися.
Ф.И.О. учащегося ______________________________________
Класс ________________________________________________
Тема | Теоретический/ практический материал | Знаю/ умею | Не понимаю/ не умею | Возникшие проблемы |
На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков. Мы узнали о крестьянском бытовом искусстве. Оно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца. Познакомились с предметами крестьянского быта и труда, древними знаками-символами в декоре, деревянной посудой и особенностями пластической формы. Узнали о символическом значении декоративных элементов в резьбе и росписи.
Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока. Наведите порядок на своем рабочем месте. Всем спасибо. Урок окончен.