Конспект урока "Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление" 7 класс

Зинченко Дарья Алексеевна

Конспект урока "Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление" по изобразительному искусству 7 класс. Авторы Гуров, Питерских

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.: Зинченко Дарья Алексеевна.

Должность: учитель изобразительного искусства.

Класс: 7

Тема урока: Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление (2 часа)

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа.

Форма учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Тема раздела: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

Учебник: А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7 класс. Издательство Просвещение, 2017.

Цели урока:

  - формировать представление о единстве эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности человека;

  - учить видеть природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку макета;

  - развивать конструктивно-пространственное мышление, художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой.

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД:

  - пользоваться  необходимой информацией;

  - совершенствовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией;

  - реализовать в макете свое чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой;

  - развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

Метапредметные УУД:

      Познавательные:

      - выдвигать версии образовательно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.

      Регулятивные:

      - определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью;

      - планировать деятельность, излагать свое мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

     Коммуникативные:

      - организовывать работу на уроке, обмениваться мнениями;

      - самостоятельно сравнивать объекты по природно-экологическим, историко-социальным и иным параметрам;

      - излагать свое мнение в диалоге.

Личностные УУД:

     - осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

     - понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

     - формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

     - иметь мотивацию к учебной деятельности.

Решаемые учебные проблемы: создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Архитектура. Макет. Конструктивные элементы. Несущие конструкции – опоры, столбы, колонны. Горизонтальные части – балки и перекрытия. Ландшафт. Градостроительство.

Вид средств ИКТ, используемых на уроке: компьютер, проектор, бумага, картон, нетрадиционные материалы, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии Афинского Акрополя, Казанского собора, Зимнего дворца, Большого театра, зданий современных архитекторов.

Методическое назначение средств ИКТ: обучающее, демонстрационное при изучении нового материала.

Образовательные ресурсы: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Режим доступа: http://www.artsait.ru

Ход урока.

  1.  Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Объяснение темы урока
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическая работа. Выполнение творческого задания
  6. Актуализация знаний. Рефлексия
  7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся. Запись домашнего задания.
  1. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель читает стихотворение, направленное на раскрытие темы урока.

Колонны, портики и шпили –

Архитектура разных стилей.

Соборы, здания, проспекты –

Всплеск мысли, зодчества проекты.

Кариатиды и атланты –

Следы застывшего таланта.

В полете замершие звуки.

Плоды строительной науки,

Волшебных снов изображенье,

Свободной мысли выраженье.

В сердцах людских разбудит чувство:

Благоговение, блаженство,

Непостижимость совершенства.

Фантазии людской полет

В шедеврах каменных живет.

URL: http://text-master.ru/prof/1-pn-oct-architect.html

Учитель: - Я думаю, что это стихотворение наиболее точно отображает нашу предстоящую деятельность. Сегодня каждый из вас сможет почувствовать себя представителем самой удивительной профессии! Сегодня каждый из вас - архитектор!

  1. Вступительная беседа

Человеку свойственно мечтать! С течением времени многое из того, что казалось мечтой, превращается в реальность. Но рождаютcя новые, всё более смелые и фантастические идеи.

 Дома-шары, изгибающиеся стены, шагающие города.. Их замысел, бесспорно, необычен и интересен, но гораздо важнее при его воплощении не повторять ошибки прошлого. К примеру, когда дома громоздились друг на друга, будто запирая нас в каменный мешок, из которого виден лишь маленький краешек  голубого неба, а фабрики и заводы отравляли природу дымами и шумом.

Становятся реальностью смелые мечты об экологически чистых домах, подводных тоннелях между континентами, монорельсовых дорогах и транспорте, работающем на солнечных батареях. Но мир хрупок, и человек должен быть осторожен в своем вмешательстве в природу.

В какие бы времена ни работали архитекторы, каковы бы ни были  технические и строительные  возможности, процесс архитектурного творчества остается неизменным: видение общего, фиксация  в набросках, чертежах, макетах, потом пробы, технические расчеты, обсуждения.

Но что же такое архитектура? Вы  познакомитесь  с этим сегодня  на  уроке.

Тема сегодняшнего урока «Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление».

  1. Объяснение темы урока

Архитектура (зодчество) – это искусство строить и проектировать здания, строения и сооружения.

Основные конструктивные элементы зданий. Здание - это многофункциональный объект, возводимый с целью обеспечения комфортного проживания и различного рода деятельности человека.

Здания и сооружения подразделяются на жилые, общественные и производственные, и имеют определенные конструктивные элементы.

Конструктивные элементы зданий
с несущими стенами
Несущие элементы здания и конструктивные элементы

1. Фундамент

2. Отмостка

3. Цоколь

4. Несущие стены

5.Междуэтажные перекрытия

6.Чердачное перекрытие

7. Перегородка

8. Наслонные стропила

9. Обрешетка кровли

10. Подкос

11. Стойка

12. Люк

13. Чердак

14. Мауэрлат

15. Перемычка

16. Лестничный марш

17. Косоур

18. Лестничная площадка

19. Тамбур

Фундамент - это подземная часть зданий и сооружений, который воспринимает всю нагрузку строительного объекта. Фундаменты бывают ленточными или столбчатыми. Ленточный фундамент закладывается, следуя по всему периметру стены, а столбчатый фундамент в виде отдельных опорных элементов.

Стены разделяют по назначению и расположению на наружные, внутренние и несущие элементы зданий. Назначение наружных стен заключается в защите помещений от воздействий окружающей среды. Внутренние стены разделяют помещения в самом здании согласно проекту. Несущие стены передают общую нагрузку от перекрытий, крыши и своего собственного веса на фундамент.

Перегородки - это внутренние планировочные конструкции, разделяющие смежные помещения внутри здания.

Цоколь - это нижняя часть наружной стены, которая располагается непосредственно на фундаменте.

Отмостка предназначена для отвода влаги, при выпадении атмосферных осадках от стен здания.

Перекрытие - это горизонтальная конструкция, которая располагается внутри здания и разделяет его по высоте на этажи. Перекрытия бывают междуэтажные, цокольные, надподвальные, цокольные, чердачные.

Покрытие - это верхний элемент строения, ограждающий помещения здания от воздействия окружающей среды и защищающий их от атмосферных осадков. Этот конструктивный элемент совмещает функциональное назначение потолка и крыши.

Кровля – верхний водоизоляционный слой крыши или покрытия здания.

Стропила – несущие части кровельного покрытия в виде балки опирающейся на стены и внутренние опоры.

Лестничный марш – наклонная конструкция, которая, как правило, имеет не менее восемнадцати ступеней.

Косоуры - это железобетонные или стальные балки, располагаемые под наклоном и своими окончаниями опирающиеся на площадки. Эти конструктивные элементы служат основой для крепления ступеней лестниц.

Конструкции зданий разделяются на две основные схемы строительства с несущими стенами и каркасные.

В зданиях, у которых несущими являются стены, они же и воспринимают нагрузку от перекрытий и крыши.

В конструкциях зданий, у которых за основу построения взят каркас, вся нагрузка воспринимается его элементами.

Каркасные производственные здания

Конструктивные элементы каркасных зданий

1. Средняя колонна

2. Подкрановая балка

3. Плиты перекрытия

4. Стеновая панель

5. Подстропильная балка

6. Пристенная колонна

Колонна средняя — это колонна внутреннего ряда сетки колонн.

Подкрановая балка — основной несущий элемент подкрановых конструкций в виде сплошностенчатой балки, по которым уложен рельсовый крановый путь.

Плиты перекрытия и покрытия – элементы несущей системы; выполняют функцию восприятия вертикальных нагрузок.

Балка подстропильная — Балка, опирающаяся на колонны продольного ряда и служащая опорой для стропильных балок или ферм.

Колонна – архитектурно обработанная, круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий. Состоит из ствола, капители и базы.

Прежде чем воплотить в жизнь свой замысел, архитектор создает уменьшенную версию своей идеи. Результат этого процесса - макет, то есть визуальная объемная композиция по чертежам будущего строения. Это необходимо для того, чтобы устранить какие-либо неточности будущего объекта на первом этапе его создания. Именно макетирование обеспечивает точный перенос объекта с листов, с чертежей в реальное пространство.

Макет помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношения членений, их сомасштабность, а также найти противоречия в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения. Давайте посмотрим на макеты, выполненные профессиональными архитекторами.

Просмотр презентации « Мир в миниатюре». (Слайды 2-3)

Макет обладает наглядностью, процесс макетирования облегчает объемно-пространственное представление. Макет воспроизводит пространственно-декоративное решение архитектурного объекта. Макет «Москва будущего». (Слайд 4)

Макеты, представленные в музеях, знакомят нас с архитектурой далеких городов и стран.

Макет крепости Старая Ладога. (Слайд 5) Архитекторы пользуются макетом для изображения проектируемого или существующего сооружения, для уточнения композиционной согласованности всех частей объекта, будь то отдельное здание или ансамбль сооружений.

Макет «Парк 1000-леrия Ярославля». Презентация « Мир в миниатюре». (Слайд 6)

- Сегодня мы будем создавать макет части города. Выберите одну из тем для вашего проекта: «Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего».

Архитектурные макеты различаются по масштабу: М 1 : 1000, М 1 : 500, М 1 : 300, М 1 : 200, М ] : 100, М 1 : 50, М 1 : 20.

Макет водоканала к 300-летию г. Санкт-Петербурга. Масштаб: 1: 100. (Слайд 7)

Архитектурные макеты различаются по основному материалу: картонные, гипсовые, деревянные, пластмассовые, металлические.

Макет дома Пашкова из картона, г. Москва. Архитектурная модель из дерева знаменитой церкви в Кижах. Макет из пластика олимпийского комплекса. (Слайд 8)

Классический архитектурный макет монохромный, в настоящее время изготавливают и цветные макеты.

Их изготавливают из монохромного материала: бумаги, картона, пенокартона, пенопласта, а затем раскрашивают или оклеивают цветной бумагой или пленкой. Макет Казанского собора.

Презентация «Мир в миниатюре». (Слайд 9) - Отберите материал для будущего макета.

Со временем может меняться этажность планировки, фасады, но суть лучше всего выразит концептуальный макет. (Слайд 10.)

Макеты бывают градостроительные, панорамные. Они позволяют увидеть весь облик города. В градостроительных макетах жилые дома и другие архитектурные объекты могут быть изображены схематично, без детальной проработки. Еще более схематичен макет планировочный.

Архитектурный макет генерального плана Санкт-Петербурга (Слайд 11).

В ландшафтном макете очень важен рельеф местности - перепады высот, горы, реки и другие его характерные особенности. Всё это изображается предельно реалистично, с соблюдением масштабов и расстояний. Ландшафтный дизайн. (Слайд 12)

В ландшафтных макетах часто присутствуют мелкие детали. Возникает необходимость показать крупным планом мелкие, но очень важные детали проекта, при этом охватить окружающую застройку, сделать акцент на месте расположения объекта. Совместить это удается,  смоделировав перспективу с несушествующей точки зрения. (Слайд 13) Макет может быть разборным.

Разборный макет хорошо демонстрирует внутреннюю инфраструктуру и планировочные решения здания. Разборный макет может состоять из неограниченного количества слоев. Как правило, съемной делается крыша и еще один, реже два уровня. Планировка может быть проработана до отделки интерьеров и предметов мебели. (Слайд 14)

Макеты помогают архитекторам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков с существующим или перспективным архитектурным проектом. Презентация « Мир в миниатюре» (Слайды  16-17).

4.        Постановка художественной задачи

Объявляется конкурс «Лучший проект города». Проектирование архитектурного образа города: «Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего» (коллективная работа).

Разделимся на группы по 5 человек. Проекты также разделим на части:

- Природный ландшафт (водоемы, возвышенности, растения).

- Здания.

- Малые архитектурные формы (беседки, скамейки, фонари).

- Система сообщений (мосты, автомобильные трассы, железные дороги).

Попробуйте поработать вместе над одним проектом, подобно архитектурной  мастерской. В творческой деловой игре пусть каждый из вас сочинит свой проект года будущего (или какой-то его части в соответствии с общей стилистикой). Обсудите ваши проекты. Затем постарайтесь  объединить  в  одном общем плане наилучшие замыслы и сообща воплотить их в коллективном макете.

5. Практическая работа. Выполнение творческого задания

Выполнение творческого задания. В качестве вспомогательного материала демонстрируются презентации «Примеры выполнения макета» и «Как выполнить развертку».

В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание: на композиционное решение макетов, общую стилистику выполняемого макета, использование различных фактур и материалов, оказывает  помощь учащимся, испытывающим затруднения.

Физкультминутка

Выполните упражнения:

1.Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки опущены. На  счет «раз»-поднять руки вверх, встать на носки, подтянуться;  на счет  «два»-вернуться в исходное  положение (повторить упражнение 5-6 раз).

2.Исходное  положение - стоя. Ноги вместе, руки опущены, выполнить рывки руками поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить упражнения 5-6 раз).

  1. Актуализация знаний. Рефлексия

Ребята,  наш  урок подходит к концу.

Давайте вспомним, что интересного и нового сегодня вы узнали на уроке?

Что такое архитектура?

Какие конструктивные элементы зданий вы знаете?

Какую роль выполняет макет в архитектуре? Какие виды макетов вам известны?

Что такое ландшафт? Что вам известно о градостроительстве?

7.        Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся. Запись домашнего задания

Представьте свои макеты. Учитель и ученики выбирают лучший проект путем обсуждения и голосования.

Сегодня каждый из вас был архитектором, вместе вы работали над созданием своих уникальных проектов.

Вы поняли, что конструировать и создавать макет сложная, но увлекательная и интересная работа. Уверена, что каждый из вас вложил в работу частичку своей души. Но работы необходимо завершить.

Запишите домашнее задание. Дооформлять свои макеты путем добавления мелких элементов.

Лист самоанализа усвоения учебного материала учащимися.

Ф.И.О. учащегося ______________________________________

Класс ________________________________________________

Тема

Теоретический/

практический материал

Знаю/ умею

Не понимаю/ не умею

Возникшие проблемы

На уроке мы занимались проектированием архитектурного образа города, ознакомились с основными конструктивными элементами зданий. Мы узнали о видах и назначении макетов. Познакомились с градостроительством, ландшафтом.