Конспект урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни" 5 класс

Зинченко Дарья Алексеевна

Конспект урока по теме "Роль народных художественных промыслов  в современной жизни" 5 класс к учебнику изобразительного искусства Неменского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.: Зинченко Дарья Алексеевна.

Должность: учитель изобразительного искусства.

Класс: 5

Тема урока: Роль народных художественных промыслов  в современной жизни.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод обучения: наглядный, практический, контроль.

Форма учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Тема раздела: Связь времен в народном искусстве.

Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Издательство Просвещение, 2007.

Цели урока:

Предметные: Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Личностные: Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.

Решаемые учебные проблемы: Участие в игре «Промыслы». Выполнение фрагмента любого из ранее изученных промыслов.

Вид средств ИКТ, используемых на уроке: компьютер, проектор, альбом для рисования, карандаши, акварельные краски, кисти, гелиевые ручки, фломастеры. Музыкальное сопровождение – русские народные песни.

Методическое назначение средств ИКТ: обучающее, демонстрационное при обобщении ранее изученного материала.

Планируемый результат (для учителя):

- самостоятельное выполнение обучающимися этапов игры «Промыслы»;

- систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме раздела «Связь времен в народном искусстве».

Планируемый результат (для учащихся):

Предметные: расширят представление о декоративно-прикладном искусстве; познакомятся с художественным языком декоративно-прикладного искусства в изделиях народных промыслов; научатся  выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов;  выполнять декоративную композицию и подбирать цвет, художественный материал в зависимости от замысла.

Метапредметные: регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные - научатся находить необходимую информацию в учебнике и другой дополнительной литературе, наблюдать, анализировать, делать выводы; различать и называть произведении я ведущих центров народных художественных промыслов; объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях; коммуникативные - научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, участвовать в работе творческих групп, слушать одноклассников, учителя; вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные: смогут развить свой собственный опыт, экспериментируя с вариациями по составлению композиции с учётом заданной формы; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Объяснение темы урока
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическая работа. Выполнение творческого задания
  6. Актуализация знаний. Рефлексия
  7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Приглашение учеников к участию в игре.

Ученики, внимание,

Прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

2. Вступительная беседа. Проблемное изложение, выход на тему урока

Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся озвучивают свои ответы)

Учитель. Тема нашего урока «Роль народных художественных промыслов  в современной жизни». Мы выполним теоретическую и практическую части игры «Промыслы», обобщим все знания, навыки и умения, полученные нами во время изучения общей темы раздела «Связь времен в народном искусстве».

Попробуйте перечислить все известные вам  наименования промыслов (Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, Щепа и др.)

Учитель. Рассмотрите разную посуду на столе. Чем отличаются предметы друг от друга? (наличием росписи; для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли свое применение и в современной жизни)

Учитель. А чем же можно украсить предметы народного быта? Для чего? (Учащиеся озвучивают свои ответы).

3.        Объяснение темы урока

Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение.

На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

Сегодня на уроке у нас работают художественные мастерские-группы, которые будут представлять центры народных промыслов. Приглашаю всех к участию в игре «Промыслы».

Учитель. Ребята, перед тем, как приступить к практической части игры, нужно проверить и закрепить свои знания, в этом  нам поможет тест. Попрошу для этого воспользоваться чистым листом бумаги и ручкой. Для того, чтобы определить наименования творческих мастерских, необходимо выполнить теоретические задания №1-3. На каждое задание отводится по 1 минуте. Ответы записывайте в столбик на наших листах бумаги.

Тестовые задания для закрепления знаний.

Вопросы для творческой группы № 1 (Жостово)

1.Самый первый прием в жостовской  росписи.

а) замалевок       б) зарисовка            в) набросок             г) рисунок

2.Основной мотив декоративной росписи Жостова.

а) пупавка         б) букет                    в) кудрина              г) венок

3.Как назывался древнерусский глиняный сосуд 10-12 вв. с округлым туловом и двумя ручками?

а) кастрюля        б) казан                    в) корчага               г) котел

Вопросы для творческой группы № 2 (Гжель)

1.Гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой

а) кувшин           б) скопкарь              в) кумган                г) братина

2.Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине.

а) кувшин         б) кумган                  в) квасник             г) чайник

3.Как называется село, где в конце 18 в. возник художественный промысел, для которого характерна миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше?

а) Хохлома                      б) Федоскино         в) Палех             г) Мстера

Вопросы для творческой группы № 3 (Хохлома)

1.Название хохломского узора

а) пупавки          б) букеты                в) кудрина               г) мальва

2. Назовите российский город, известный с конца 19в своей расписной деревянной посудой?

а) Сергиев Посад           б) Палех                 в) Хохлома          г) Хотьково

3. Завершающий прием в городецкой росписи, который выполняется белой и черной красками

а) пупавка         б) замалевок             в) букет                  г) оживка

Учитель. Ребята, время вышло. Итак, слово творческой группе №1. Остальные слушают ответ, либо соглашаясь с ним, либо высказывая иную точку зрения.

Учитель. Молодцы. Сейчас я подойду к каждой группе с жетоном, на каждом из которых изображена цифра. Пожалуйста, выберите жетон с понравившейся цифрой.

Учитель. Спасибо. Выбор вами сделан. Итак, цифры 1, 2, 3 – это номера только что выполненных тестовых заданий. Каждая группа будет названа в соответствии с одним из ранее выполненным заданием (№1-3), т.е. номером выбранного жетона.

Учитель. Следующее задание - это отгадывание кроссворда.  Ваша задача – отгадать как можно больше слов (правильно) их и записать в соответствующую таблицу.

Учитель. Следующие задания связаны с отгадкой конкретных росписей. Ваша задача – отгадать их и записать в соответствующую таблицу на листе бумаги. Внимание на доску.

Учитель. Чем отличаются предметы друг от друга? Какая гамма, декор, форма присуща каждому видам росписей?

Разминка для глаз

Глазки видят все вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

4.        Постановка художественной задачи

Теперь, когда деятельность творческих мастерских в самом разгаре, мы переходим к выполнению практического задания. Каждой мастерской необходимо выполнить творческую работу и доказать жизненную силу народных промыслов в современном мире на примере разработки эскизов изделий, которые вам предстоит расписать в стиле выбранного вашей группой промысла.

  1. Практическая работа. Выполнение творческого задания

Выполнение творческого задания. Звучат  русские народные песни.

В ходе самостоятельной работы учащихся педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

  1. Актуализация знаний. Рефлексия

Ребята,  наш  урок подходит к концу.

Пришло время назвать команду-победителя сегодняшней игры «Промыслы».

Какие художественные промыслы вам больше всего запомнились? Каковы характерные особенности?

В чем актуальность художественных промыслов в современной жизни?

7.        Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся. Запись домашнего задания

Вот и закончилась увлекательная игра «Промыслы».

- Посмотрите на выполненные творческие работы - эскизы изделий, украшенных росписью определенного вида народных промыслов.

-Какая работа произвела на вас особое впечатление?

- Можно ли сказать, что народные художественные промыслы – это ветви единого дерева, поднявшегося на русской почве. Надо ли нам его беречь?

Запишите домашнее задание. Нарисовать фрагмент настольной игры, украсив его элементами росписи художественных промыслов.

Лист самоанализа усвоения учебного материала учащимися.

Ф.И.О. учащегося ______________________________________

Класс ________________________________________________

Тема

Теоретический/

практический материал

Знаю/ умею

Не понимаю/ не умею

Возникшие проблемы

Ребята, давайте проведем краткий анализ урока, самооценку своей работы и всего коллектива класса на уроке:

- урок мне понравился (не понравился), потому что…

- я на уроке научился (лась)…

- наносить узор древних образов своими руками – это…

Молодцы, спасибо всем за совместную работу. Урок окончен.