Материалы для детского рисования

Чумакова Любовь Валентиновна

 КОГДА НАЧИНАТЬ РИСОВАТЬ с детьми? Какой материл выбрать? Какие цвета понятны детям, а с какими можно поиграть и преобразовать их  в новые цвета и оттенки? На данные  вопросы отвечает психолог Марина Озерова.Автор данного материала  — Марина Озерова, магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izd_nachalo.docx57.67 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для детского рисования

11 апреля 2016, 14:01

Автор — Марина Озерова, магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков.

КОГДА НАЧИНАТЬ РИСОВАТЬ

Обычно интерес к возможности оставить от предмета видимый след появляется у детей в возрасте около года. Пока ребёнок больше пробует средства на вкус, чем рисует ими, лучше давать ему съедобные «инструменты»: кусочек свеклы, кубик замороженного фруктового или овощного сока. Специально учить малыша пользоваться мелками или карандашами не обязательно — лучше подождать, когда он сам попробует почеркать чем-нибудь по стене или полу, и уже тогда предлагать рисовальные принадлежности.

ЧЕМ РИСОВАТЬ (в порядке убывания пригодности)

1-1,5 года съедобные красители (замороженный сок, овощи или фрукты с ярким следом), природные и подручные средства (песок и крупа — для рисования палочкой или рассыпания на поверхности, вода для размазывания, уголь), пальчиковые краски или гуашь.

1,5-3 года природные и подручные средства, пальчиковые краски и гуашь, пастель и восковые мелки, карандаши.

3-5 лет гуашь, акварель, природные и подручные средства, восковые мелки или пастель, карандаши.

5-7 лет акварель, гуашь, восковые мелки или пастель, карандаши, природные и подручные средства, как дополнение — фломастеры.

У ребёнка старше 7 лет обычно уже имеются любимые материалы, которым он отдает предпочтение.

ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

При покупке любых материалов обращайте внимание на содержание токсичных веществ. Лучше брать специальные краски для детского творчества и обходить стороной товары сомнительного происхождения с сильными химическими красителями. Все детские товары иностранногопроизводства должны быть обязательно снабжены надписью «нетоксично», российские — указанием о санитарно-эпидемиологической экспертизе.

Чем младше ребёнок, тем толще ему нужны карандаши, мелки и кисти, меньше цветов в палитре и больше «полотно».

КРАСКИ

Пальчиковые краски. Рекомендуются для детей 2-6 лет. Удобны, когда ребёнок только осваивает материалы. Обращайте внимание на консистенцию: они не должны капать с рук, но при этом хорошо размазываться, не образуя комков.

Жидкая гуашь. Вместо пальчиковых красок можно брать жидкую гуашь (которую не нужно разбавлять водой), она тоже очень хорошо подходит для первого знакомства с красками. Покупать гуашь лучше большими отдельными бутылками и разливать ее в палитры. Краски из наборов кончаются в разное время, и ребёнку постоянно не хватает какого-нибудь цвета. Чаще других требуется белый, который используется для колеровки (смешивания).

Пока малыш знакомится с возможностями материала, хватит и одного цвета. Потом можно дать три основных — желтый, красный, синий — и белый для смешивания. В палитре должно быть много ячеек, чтобы ребёнок пробовал сам изобретать оттенки. Впрочем, одной палитры очень скоро становится недостаточно, и лучше сразу приготовить хотя бы две.

Качественные гуаши — российские «Гамма» и «Невская палитра».

Акварель. Время акварели наступает, когда ребёнок при рисовании уверенно использует воду (не раньше дошкольного возраста). На ранней стадии рисования акварель не подходит, потому что при любой ошибке её цвета очень быстро смешиваются в один грязно-бурый. К тому же акварельные краски обычно продаются в коробочках с маленькими отсеками для каждого цвета. Это неудобно для закрашивания больших поверхностей и рисования на ватманах, как предпочитают малыши.

Хорошая акварель — «Гамма», «Невская палитра».

Акрил и другие стойкие краски используются для окрашивания разнообразных поверхностей, например деревянных или металлических. Они с трудом отмываются, и потому их лучше давать ребёнку, который уже перестал разукрашивать себя. Когда ребёнок рисует акрилом, взрослым обязательно нужно следить, чтобы краска не попала в рот: безвредного акрила не бывает.

Качественные акриловые краски — Ferrario (Италия).

Краски для рисования в ванной предназначаются для самых маленьких, но такие занятия должны только дополнять другие виды рисования. Ребёнку важно видеть следы своей деятельности спустя некоторое время, а быстросмывающиеся краски не позволяют юному художнику любоваться результатами работы.

Краски для рисования на теле — вещь необязательная. Обычно ребёнок хорошо управляется и гуашью, поэтому нужды в специальных материалах нет. Но если все же их покупать, нужно убедиться в том, что они гипоаллергенные. Поскольку произвести безвредные для кожи краски практически невозможно, лучше разрешать детям измазываться натуральными средствами, например, ягодным соком.

Краски для рисования на ткани — это отличное развлечение для всей семьи. Ребёнок с удовольствием распишет ими свою одежду. Они плохо размазываются (лучше рисовать ими контуры, чем закрашивать поверхности) и застывают тяжелыми комками, если распределять их неравномерно. Использовать их стоит тогда, когда ребёнок уже хорошо владеет кистью: пальчиками рисовать по одежде неудобно, хотя на ткани прекрасно выглядят отпечатки детской ладошки. Обычно эти краски выдерживают стирку в машине — об этом должна быть пометка на этикетке.

Качественные краски для ткани — Kreul, Marabu (Германия),Jacquard Products (США).

Краски для росписи посуды можно давать ребёнку, когда он освоил кисть. Очень важно, чтобы именно эти краски были нетоксичными! Лучше выбирать производителей с многолетним опытом. На этикетках должно быть указано, что краски водостойкие. Нужно учесть, что большинство из них не переносят мытья в посудомоечной машине.

Качественные краски — «Арти»(Россия), Ferrario (Италия), Marabu(Гер мания).

Витражные краски также используются тогда, когда мелкая моторика развита настолько, что ребёнок может рисовать кистью на вертикальной поверхности. Этими красками хорошо расписать окна в детской комнате или стеклянные двери в квартире. Важно обратить внимание на стойкость краски, потому что в продаже есть детские витражные краски, которые смываются водой.

Качественные витражные краски и контуры —«Арти» (Россия), AMOS (Корея),Ferrario (Италия), Marabu(Германия).

ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ.

Лучше выбирать мягкие карандаши, которые не царапают бумагу. Для детей младше 3-х лет подходят толстые карандаши — их удобно держать всем кулачком. Количество цветов в коробке должно увеличиваться с возрастом. В раннем детстве ребёнка не интересует вся палитра, для него главнее испытать средство. Малышам вполне достаточно нескольких штук, в дошкольном возрасте в наборе должны быть цвета радуги, белый, черный и коричневый. Не надо покупать коробки с карандашами всевозможных оттенков (например, более тридцати цветов) — маленьких детей это приводит в растерянность. Они будут не рисовать, а только пробовать различные цвета. У небольшого выбора есть свой плюс: можно показать ребёнку, как с помощью наложения одного цвета на другой и разного нажатия самостоятельно делать разные оттенки.

Качественные цветные карандаши — Boom (Италия),Crayola (Великобритания), Koh-I-Noor (Чехия), Silwerhof, Stabilo,Staedtler (Германия).

МЕЛКИ

Пастель. Для детей очень хорошо подходит масляная пастель (oilpastel), более мягкая, чем другие виды мелков. При выборе важно обращать внимание на цвета — часто они слишком яркие, неестественные. Лучше не покупать наборы с едкими,«ядовитыми» оттенками, от них устают глаза и портится цветовосприятие. Качественная пастель — «Олки» (Россия), Crayola,Derwent (Великобритания), Koh-I-Noor (Чехия), Pentel (Япония),Silwerhof, Stabilo, Staedtler(Германия).

Восковые мелки тверже пастели, и палитра в маленьких наборах у них обычно беднее. Большой недостаток этих мелков с детской точки зрения — мешающие бумажные обертки. Они сделаны, чтобы мелок было удобнее брать (так он не скользит в руке) и не пачкаться, но дети стараются сорвать обертки, поскольку они закрывают пишущую часть, когда мелок стирается. Перед покупкой желательно проверить, легко ли снимается бумага.

Качественные восковые мелки —Crayola (Великобритания), Koh-I-Noor (Чехия), Silwerhof, Stabilo,Staedtler (Германия).

«Школьные» мелки для рисования на доске и асфальте подходят даже малышам, потому что безопасны и без труда смываются с любых поверхностей. Их недостатки: слишком ломкие, легко крошатся и создают много пыли. Поэтому «школьные» мелки не рекомендуются детям с кожными аллергиями или заболеваниями дыхательных путей, особенно астматикам.

ФЛОМАСТЕРЫ

Фломастеры не лучший материал для детского творчества. Желательно, чтобы ребёнок получил их тогда, когда уже легко справляется со всеми остальными средствами и умеет смешивать оттенки. Фломастеры не позволяют регулировать нажим и часто имеют слишком резкие цвета, которые нельзя комбинировать. Фломастерами легко управлять, и потому они не требуют хорошего развития моторики и не тренируют руку, как, например, карандаши. Еще два недостатка — невозможность закрасить большую площадь и неравномерное наложение слоев. Как правило, фломастеры выделяют токсичные пары, даже если в них добавлен ароматизатор, и не рекомендуются детям с любыми видами аллергий и заболеваниями дыхательных путей. Словом, фломастеры в рисовании стоит использовать не ранее 6-7 лет, и только в качестве дополнительного инструмента.

КИСТИ

Малышу достаточно одной толстой кисти. Когда он научится орудовать ею уверенно, толщину можно разнообразить: дать 2-3 кисточки на выбор, толстые и тонкие. У дошкольника, который уже освоил материалы и занимается собственно рисованием, должны быть хотя бы 4 кисти разной толщины. Среди них может быть и плоская. Кисти лучше покупать из натурального меха (белки, колонка и других). Для некоторых техник рисования подходит толстая кисть из щетины.

АКСЕССУАРЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ (штампики, разбрызгиватели краски и прочее)

С маленьким ребёнком лучше использовать обычные средства (краски, карандаши, мелки) и стараться изобретать множество способов их нанесения разными подручными инструментами. Готовые приспособления и шаблоны мешают малышу самому придумать новые способы, а ведь главная цель любых творческих занятий — развитие фантазии, а не получение видимого результата.

БУМАГА

Малыши с удовольствием рисуют на обоях, перевернутых изнаночной стороной. В любом случае, бумага для рисования должна быть достаточно плотной, чтобы краски ее не размочили, а карандаши и мелки не процарапали насквозь(если только ребёнок не делает этого специально).

Альбомы неудобны для рисования красками: рисунки вечно мокрые, слипшиеся странички невозможно перевернуть. Поэтому лучше купить пачку бумаги и давать ребёнку отдельные листы. Для гуаши, мелков и карандашей вполне годится обычная офисная бумага. Акварелью рисуют на специальной бумаге, которая позволяет хорошо увлажнять поверхность (как в альбомах для рисования красками).

Основные (первичные) цвета

Основные (первичные) цвета в наборе красок — красные, синие и жёлтые, их нельзя получить, смешивая другие цвета. В большинстве малых коробок красок обычно есть каждый первичный цвет, плюс некоторые цвета землистого оттенка, такие как умбры и сиенны.

https://www.toybytoy.com/file/0032/1588.jpg

https://www.toybytoy.com/file/0032/1607.jpg

Основные цвета, в тёплом и холодном оттенках.

  • Профессиональные наборы акварели

Каждый из основных пигментов идёт в одном тёплом цвете и одном холодном; красный считается тёплым, синий холодным, например, но они будут иметь смещение к смежному цвету на цветовом круге, которое определяет, насколько данные оттенки тёплые или прохладные. 

Это свойство стоит эксплуатировать, когда вы создаёте в живописи пространство и расстояние, с тёплыми (warm) тонами на переднем плане, а холодными (cool) вдали.

https://www.toybytoy.com/file/0032/1590.jpg

Вторичные цвета

Когда основные цвета смешаны друг с другом, они создают вторичные цвета, или комплементарные – оранжевый, фиолетовый и зелёный. Большинство наборов акварели также содержат несколько вторичных цветов, таких как фиолетовый и зелёный. Есть тонкие различия в тёплых или холодных версиях. Пользуясь этим, вы можете влиять на восприятие зрителем вашей картины.

Получение вторичных цветов из основных (наглядно показано, что с чем нужно смешать):

https://www.toybytoy.com/file/0032/1591.jpg

Третичные цвета

Третичный цвет можно также назвать промежуточным цветом, поскольку он смешивает приблизительно равное количество основного цвета со вторичным, следующим к нему на цветовом круге.

https://www.toybytoy.com/file/0032/600/1592.jpg

Например, если смешать красный с соседним справа оранжевым, вы получаете красно-оранжевый; если вы сочетаете красный с фиолетовым, его соседом слева, получаете красно-фиолетовый.

Вы можете создавать дополнительные промежуточные цвета путём многократного смешивания соседних пар на цветовом круге, пока у вас не получатся почти непрерывные тонкие переходы цвета. Это нюансы градации в сторону того или иного оттенка. 

На любом участке  круга смешивание смежных цветов формирует гармоничное отношение. Бесконечная прогрессия и перетекание цвета сама по себе является прекрасным образом. Подумайте, как сады с клумбами тесно связанных цветов радуют глаз.

https://www.toybytoy.com/file/0032/600/1589.jpg

Получение третичных цветов:

https://www.toybytoy.com/file/0032/1593.jpg

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий — доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., Необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения.
Заведующий вместе с воспитателем-методистом предусматривает приобретение всего необходимого для успешного проведения занятий по изобразительной деятельности и для развития детского творчества, проверяет, как используются материалы и оборудование, воспитывается ли у детей бережное отношение к ним. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.
Для занятий рисованием (предметным, сюжетным, декоративным, по замыслу) необходимы доски (настенная и напольная), покрытые линолеумом; доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры; настольные доски — складные мольберты (для старших групп) и т. д.
Целесообразно иметь в группе комбинированную настенную доску с тремя секциями, у которой одна секция покрыта линолеумом, другая фланелью, а на третьей — прибиты рейки. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.
Карандаши. Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах — из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней — из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый.
В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши («Школьный», «Искусство» № 1, 2). Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25—30 мм и обнажают графит на 8—10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).
Кисти. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом — колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1—8 — тонкие, № 8—16 — толстые.
Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12—14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски для занятия не нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.
Еще до начала занятия заведующий смотрит, какая заготовлена бумага. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа).
Детям младшей группы рекомендуется давать для рисова-йия бумагу размером в писчий лист — он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.
При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти — флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.)
Краски. Для рисования применяют два вида водяных красок — гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные — гуашь.
Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет.
Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.
Воспитатель должен уметь составлять нужные цвета красок.
Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеющих веществ (в качестве связующего). Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство — прозрачность. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая — в плитках, полумягкая — в фарфоровых формочках и мягкая — в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках).
Просматривая конспект занятия, заведующий отмечает, планирует ли воспитатель обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения.
Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом. Для занятий и самостоятельной художественно-творческой деятельности детей рекомендуется пастель — толстые стерженьки разного цвета. Наборы пастели имеют пять цветов, по нескольку тональностей каждого, что составляет уже готовую палитру для работы. Пастель делится на твердую, среднюю и мягкую. Для детей рекомендуется мягкая пастель. Эта краска требует бережного обращения, так как легко крошится, ломается. Поэтому каждый пастельный стержень надо обернуть в фольгу.
Цветные восковые мелки продаются в виде стержней набором от 12 до 36 цветов. Ими рисуют так же, как пастелью. Преимущество цветных восковых мелков состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.
Цветные мелки используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки — сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски. Уголь для рисования представляет собой крупный стерженек длиной 10—12 см и диаметром 5—8 мм. Это мягкий, ломкий, крошащийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь дает глубокий матово-черный след. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль,— обойной, оберточной, рисовальной. Закрепить рисунок, выполненный углем, можно слегка подслащенной водой, нанесенной на бумагу легкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.
Для занятий лепкой необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп), блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок — грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски — ангобы.
Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь.
Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы — обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными.
Для занятий лепкой нужны пластические материалы — глина, пластилин, при этом основным, наиболее подходящим материалом для лепки является глина.
В младших группах используется только глина, так как из пластилина детям этого возраста лепить трудно. В средней группе дети лепят также преимущественно из глины. Цветной пластилин применяется в старших группах в сюжетной лепке.
Как заготовить глину для лепки. Добытая в разных местах глина различается цветом: он может быть желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина будет жирной, если в ней мало песка, примеси песка делают ее сыпучей. Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому городским детским садам нужно заготавливать глину летом, при выезде на дачу.
Пластилин — искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется при лепке долго мять пластилин в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла.
У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Для занятий аппликацией нужны: подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20х15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка; баночки для клейстера с низкими краями; подставки для кисти; кисточки щетинные; ножницы с тупыми концами (длина рычагов— 18 см).
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона — более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.
Все материалы для изобразительной деятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определенном месте. Ножницы хранятся в коробке. Краска после занятий сливается в банки (банки необходимо плотно закрыть, чтобы краска не высыхала). Гуашевые краски в баночках нужно залить водой. Бумагу следует хранить в стопках; цветную бумагу можно разрезать на небольшие листы и положить под пресс (затем в старших группах ее раскладывают по индивидуальным конвертам).
Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.
Оборудование и материалы уголка («зоны») самостоятельной изобразительной деятельности детей. В детском саду должны быть созданы условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка. Целесообразно использовать приоконную часть, где ставятся два-три стола. Если подоконники низкие, к ним прикрепляются на кронштейнах доски, которые можно опускать, когда дети не занимаются. На открытых полочках ближайшего шкафа, на столах должны находиться принадлежности для рисования, лепки, аппликации. В младшей группе в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы с небольшими ограничениями: вместо глины — предлагается пластилин.
Свои рисунки дети раскладывают по тематическим папкам - «Народные сказки», «Труд людей», «Декоративные узоры», «О природе» и т. д.
В «зоне» изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить л для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.

В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.

Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью.

Есть разные наборы акварели в коробках по 8—12 и более цветов. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические или фарфоровые тюбики, а не сухими плитками, так называемую «школьную» (она очень суха и, как правило, не дает чистого цвета).

Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делается это на палитре. На ней же и смешиваются краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.

Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т. к. иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.

Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он зависит от того, сколько воды добавлено в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.

Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттенка на палитре. Если же каждый раз брать краску из тюбика, то оттенок будет получаться разный, и рисунок закрасится неровно.