Обобщение опыта работы "Инновационное пространство, как фактор повышения профессиональной компетентности педагога"

Обобщение опыта работы по использованию ИКТ и инновационных методических комплексов на занятиях изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

педагога дополнительного образования Валовой В. В.

Тема самообразования: «Инновационное пространство, как фактор повышения профессиональной компетентности педагога».

Содержание:

  1. Информационный отдел обобщения опыта ………...1

1.1 Тема опыта ………………………………………………1

1.2 Условия возникновения и становления опыта ………..1

1.3 Актуальность проблемы ………………………………..2

1.4 Ведущая педагогическая идея опыта…………………..4

1.5 Длительность работы над опытом …………………….5

1.6 Теоретическая база опыта ……………………………...5

2.   Технология опыта ……………………………………6

2.1 Постановка целей и задач …………………………....6

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса …...7

2.3. Содержание образования…………………………….8

 3. Литература…………………….…...18

Информационный отдел обобщения опыта

Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как считали на листочках
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Твори! Учись и пробуй!

Т 

         Сегодня с появлением новых требований к системе образования возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Задача современного образования – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии. Как педагог, стараюсь идти в ногу со временем и с потребностями современного образования.

Условия возникновения, становления опыта. Проблема

         Перед современным образованием стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ. 21 век – это век информационных технологий, именно под их воздействием и меняется окружающая нас действительность, а вместе с ней  человек и общество, в котором он существует.

         На основе использования информационно-коммуникационных технологий  создаётся образовательная среда, способствующая творческому развитию детей.  Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ребенок -  активный и равноправный участник  образовательной деятельности. Поэтому решила выбрать тему самообразования: «Инновационное пространство, как фактор повышения профессиональной компетентности педагога». 

           Важным условием является потребность сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности. И если ее нет, то пробудить, а затем и развить творческую активность каждого обучающегося.

           Еще одним условием становления  данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм, организация обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. В нашем учреждении методическая работа находится на достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания методических объединений, на которых изучается нормативная и методическая документация по вопросам образования, актуальный педагогический опыт, инновационная работа по предмету. У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами.

Актуальность проблемы

         Современные требования к образованию призваны обеспечить выполнение следующей основной цели: развитие личности обучающегося, его творческих способностей, интереса к обучению, формирование желания и умения учиться. В основу новых требований положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,  развитие личности обучающегося "на основе  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования», активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. [16]

         Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Актуальность применения ИКТ на уроках изобразительного искусства имеет конкретное обоснование:  культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека.

         Можно сказать, что информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в  своей деятельности. Логичным будет воспользоваться этим набором на занятиях изобразительного искусства, непосредственно связанных с культурой человека вообще. Они помогут в достижении цели: создать условия для активного освоения социально-культурного опыта человечества, применения его эмоционально-ценностных отношений при выстраивании собственной жизненной концепции.

         Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность. Многие исследователи отмечают, что традиционное школьное обучение направлено в первую очередь на развитие логического, «критического», «конвергентного» мышления, то же время не уделяется должное внимание творческому мышлению; более того, в условиях школьного обучения оно зачастую «гасится». Вспоминая свои школьные годы, представители разных стран Р.Стернберг и Е.Григоренко приходят к одинаково грустному заключению. Педагоги не предлагали им творить на уроках, поскольку ученикам «полагалось запоминать, усваивать, отвечать на вопросы учителя и излагать написанное в учебниках» [13]

        Анализируя причины этого явления, автор делает вывод, что недостаток внимания к творчеству во многом определяется требованиями общества, а регулятором их выступает государство и система школьного образования. «Длительное время творчество… являлось уделом единиц».[13] Современное же общество, по мнению многих исследователей, все в большей степени нуждается в творчески мыслящих гражданах.

         В настоящее время  меняются сами требования общества к творческой активности человека. Высокие темпы развития в производстве и в социальной сфере, ужесточение конкуренции, сложнейшие проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному человеку, формируют своеобразный запрос на «человека творческого». Шок настоящего – драма отставания педагогов от обучающихся в области овладения информационными технологиями… Но любая «догоняющая модернизация» образования опасна тем, что сама по себе установка «догнать и перегнать» другие страны сужает возможности прогнозирования будущего из-за такого социально-психологического синдрома, как синдром «гипноза спины». Суть этого синдрома состоит в том, что человек, видящий перед собой спину бегущего впереди соперника, неизбежно повторяет его ходы и ошибки. В результате человек оказывается «слепым» по отношению к другим сценариям развития будущих событий в ситуации «шока настоящего»… Поэтому перед нами стоит задача проектирования такого варианта образования, в котором бы личность воспринимала перемены как норму и не переживала «шока настоящего».[1]

          Таким образом, тема моего опыта  «Инновационное пространство, как фактор повышения профессиональной компетентности педагога» является актуальной и перспективной.

Ведущая педагогическая идея опыта

          Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения, в повышении профессиональной компетентности педагога, создавая условия развития творческой активности обучающихся на занятиях изобразительного искусства.

          Занятия изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому занятию. Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность.

С миром компьютеров связаны интересы большинства детей и подростков и именно этот ресурс я предполагаю  использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся через творческую деятельность на занятии и дома, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску занятия.

Длительность работы над опытом

          1-этап – начальный (сентябрь – декабрь 2017г.) – когда обозначилась проблема использования коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства (противоречие между традиционными методами обучения и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся через использование инновационных форм обучения). Изучение  и анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме опыта, осмысление теоретических и методологических положений.

         2-этап – основной (2018-2019 уч. год) – когда проводилась исследовательская работа, а в  практику внедрялись занятия изобразительного искусства с применением ИКТ.

         3- этап (январь – май 2019 г.) – заключительный – обработка и осмысление полученных в ходе работы данных, систематизация и обобщение результатов, оформление опыта работы.

         Таким образом, длительность работы над представляемым опытом составляет в общей сложности 2 года.

Теоретическая база опыта

       Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных учёных в области применения компьютерных технологий в школьном образовании (М.Ю. Бухаркина, Н.А. Лепская, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Б.Хантер и др.). В своей работе опираюсь на идею активизации познавательной деятельности учащихся, которую изучали многие ведущие ученые - психологи и педагоги: Л.В. Занков,  Д.Б.Эльконин,  В.В. Давыдов, Г.К. Селевко.

  Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др), по теории  художественного образования и воспитания (B.C. Кузин, Б.М. Неменский). Особое значение имели работы в области психологии изобразительной деятельности: Волков Н.Н., Зинченко В.П., Игнатьев Е.И.,
Ломов С.П., Смирнов Г.Б., Якобсон
 П.М. и др., в которых раскрывались движущие силы, условия и механизмы воспитания, концепции использования информационных технологий в образовании (А.А. Кузнецов, Ю.А. Первин, Е,С.Полат).

          Думаю, что через повышение творческой активности обучающихся можно  достичь повышения эффективности усвоения образовательной программы, повышения  культурного уровня обучающихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, занятие надо сделать современным.

           Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

           На мой взгляд, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются принципы, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств» [6]

        Что для детей и молодёжи современно и интересно? Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия изобразительного искусства, открывает новые возможности. В этом случае, педагогам  необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

        Опираясь на наиболее существенное в трудах ведущих педагогов, используя элементы известных методик, наметила свой подход в использовании информационно-коммуникационных технологий в преподавании изобразительного искусства, в чем и вижу новизну опыта.

Технология опыта

Постановка целей и задач

             Проведение занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий - это мощный стимул в обучении.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях изобразительного искусства позволяет:
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого обучающегося,
- применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды,

- применение компьютера  на занятиях  создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

        Целью моей работы по самообразованию считаю: повышение профессиональной компетентности педагога посредством изучения информационно-коммуникационных технологий. 

Задачами самообразования являются:

- расширение знаний в области инновационных технологий;

-  изучение ИКТ и инновационных материалов;

- создание и апробирование презентаций для занятий изобразительного искусства;

- продолжение внедрения инноваций в области технологий, методик, методов и приёмов обучения;

- создание с применением компьютерных технологий наглядных пособий, таблиц, картотеки методических материалов;

- повышение интереса и мотивации обучающихся к изучению изобразительного искусства;

- распространение педагогического опыта в области инновационных технологий;

- участие в педагогических сообществах посредством информационного пространства.

- приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Организация учебно-воспитательного процесса

        Перечислю используемые мною направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в практическую деятельность:  использование персонального компьютера и мультимедийного проектора во время занятия изобразительного искусства; использование домашних ПК педагога и обучающихся.

Содержание образования

        Информационно-коммуникационные технологии на занятии  рассматриваю: не как цель, а как еще одно средство обучения; как источник дополнительной информации по предмету; как способ активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся; как возможность интегрированного обучения предмету.

Основные направления использования

информационно-коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства

          Их эффективность бесспорна, так как они позволяют: расширить информационное пространство; увеличить скорость поиска информации, интенсивность обработки полученных знаний. Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Каждое отдельно взятое занятие – это звено в цепи занятий. Это сложная процессуальная система, состоящая из компонентов – этапов. На каждом этапе использую элементы информационно-коммуникационных технологий. Целесообразность их использования объясняется тем, что появляется возможность достичь тех результатов обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии, как пишет И.В. Роберт [14].     Информационно-коммуникационные технологии применяю на разных этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при контроле знаний, умений и навыков.

          Поставив себе задачу включения в учебный процесс ИКТ технологий, следовало решить вопрос по накоплению учебных материалов, которые можно применять на занятиях изобразительного искусства.

         Используемые мною материалы можно разделить на следующие группы:

- информативные:

«Большая энциклопедия живописи»,

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи»,

«Русский музей», 

         Достоинством данных материалов является большой объем предлагаемой информации с иллюстрациями.  Можно совершать виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и познакомиться с их культурой; 

обучающе-развивающие: «Азбука искусств», «Жанры живописи», «Создание военного флота. Рисуем фрегат», «Рисуем подводную лодку», «Масленица в картинах русских художников», «Леонардо да Винчи – художник и изобретатель», «Народные традиции празднования Масленицы», «Выдающиеся русские художники».

         База материалов постоянно обновляется, добавляются новые презентации, видеоматериалы, экскурсии.

         Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

Занятие с мультимедийной поддержкой

         Как важно сейчас поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству. Ведь творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна,  чтобы приносить пользу людям,  привлечь к деятельности, к созидательности. Развить вкус, расширить круг любителей его всегда входило в мои задачи на занятии. Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к занятию, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности. Напомню известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...»

                 Информационно-коммуникационные технологии прекрасно синтезируются с художественно-эстетическими дисциплинами, гармонично дополняют их, расширяют их возможности для эмоционально активного введения ребенка в мир художественного творчества и искусства. Использование наглядности тем более актуально, потому что часто на занятиях изобразительного искусства бывает недостаточно иллюстративного материала, отсутствуют необходимые наборы таблиц, схем, репродукций. Применение электронных таблиц, схем, библиотек решает эту проблему, усиливает наглядность изучаемых тем, а также повышает профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала. Таким образом, информационные технологии  помогают  увеличить учебные ресурсы, дают  обучающимся возможность обучения на более высоком уровне.  А также, применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной системы перейти к педагогике сотрудничества, когда педагог и обучающийся, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.        

Применение занятий с презентацией

        На занятиях изобразительного искусства стараюсь чаще применять созданные мною презентации и электронные материалы для занятий. Во время занятия при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, схем,  разъяснять и бесконечно рисовать на доске, для этого требуется много времени и места.  Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки. Работа с презентациями позволяет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. В ходе просмотра презентации у обучающихся возникает познавательный интерес и задействованы все виды памяти, что способствует лучшему усвоению материала.  Развивающий эффект зависит от дизайна презентации, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития.

          Исходя из собственного опыта, считаю, что лучше всего создавать свои презентации, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру занятия. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии занятия.

        Презентации могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя). Это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на занятиях —  беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она помогает заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему занятия. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как педагогу  не приходится повторять текст несколько раз. Демонстрация презентации сопровождается лекцией или комментарием. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

         Для того чтобы дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку презентации надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме занятия. Чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.  Занятие с презентацией становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.  Слайды можно применять на первом этапе занятия, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала.  В конце занятия они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”).

         Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

        В одной группе проводила занятие  старым способом – проходила по рядам от первых до последних, показывала образцы, карточки с фотографиями или репродукциями, а в другой – ребята смотрели презентацию темы на большом экране. Благодаря большому формату ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на обучающихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

        После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части занятия тоже возможны варианты. Например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. Или при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Дети при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.   Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. К изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции рисунков становятся более выразительными и разнообразными.

        Мною были созданы презентации к занятиям по различным темам.  Занятия с мультимедийными презентациями широко использую:

- при изучении тем по декоративно-прикладному искусству: «Золотая Хохлома. Декоративная роспись шаблонов чашки», «Хохломские ложки» и т.д.

- при изучении нетрадиционных техник рисования: «Фонари волшебной страны», «Сидит кошка на окошке»;

- при изучении законов композиции: «Создание военного флота. Рисуем фрегат», «Рисуем подводную лодку»;

- при изучении законов цветоведения: «Лестница в небо. Радуга».

Выводы опыта работы

         

     Апробировав на практике все имеющиеся медиаресурсы, смогла сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на занятиях изобразительного искусства.

1.    1. Информационно-коммуникационные технологии действительно обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2.     2.  Выводят на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3.     3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5.      4. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

6.      5. Сборники и энциклопедии  позволяют совершать заочные экскурсии по музеям и выставочным залам всего мира.

7.      6. ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя  возможности сети Интернет.

8.      7. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9.   Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и  качества образования.

10.   8. Использование ИКТ на уроках ИЗО позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать картины, схемы, таблицы, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

Применение ИКТ на занятиях изобразительного искусства не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, позволяет усилить мотивацию детей, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения, позволяют ребенку с интересом учиться, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы образовательной деятельности.

        В течение двух лет работала над самообразованием по теме: «Инновационное пространство, как фактор повышения профессиональной компетентности педагога».

Диагностический этап работы:

        При выполнении работы использовала разные методы исследования: изучение теоретического материала по теме; изучение медиа-информации на различных носителях, Интернет;  обобщение приёмов и форм работы по выработке  у  обучающихся практических умений и навыков. В работе по теме самообразования изучила литературу:

1.  А.П. Кропп, И.Ф. Загудаев, Р.Г. Прокди «Самоучитель  Windows 8.1+Offise 2013. 2 книги в 1» -СПб.: Наука и техника, 2015. – 528с.

2.  Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова «Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015, - 176с.

3.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.

        Освоила создание  презентации на компьютере в программе PowerPoint.  Изучила создание таблиц в программе Word.

          Участвовала в вебинарах «Практика использования ЭОР в учебной деятельности», «ИКТ компетентность учителя, как метод повышения качества обучения школьников».

           Провела тестирование обучающихся (входной контроль) с целью выявления уровня подготовки учащихся.

Прогностический этап:

        Провела  подборку медиа-материалов для занятий: электронные сборники, дистанционные экскурсии, тесты из ресурсов интернет. Изготовила наглядные пособия, образцы, таблицы, тесты.  Составила конспекты занятий с презентациями: «Лестница в небо. Радуга», «Сидит кошка на окошке», «Фонари волшебной страны», «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов чашки»,  «Рисуем подводную лодку», «Создание военного флота. Рисуем фрегат».

        Разработала перспективное планирование занятий с презентациями и использованием ИКТ.

         Подготовила мероприятия для детей с презентацией: «Масленица в картинах русских художников», «Леонардо да Винчи – художник и изобретатель», «Народные традиции празднования Масленицы», «Выдающиеся русские художники».

            Разработала методические рекомендации по составлению тестов по ИЗО.  Составила тесты по оценке качества знаний по ИЗО. Проводила тестирование детей на выявление полученных знаний.

Практический этап :

          Провела открытые  занятия с презентацией для родителей: «Сидит кошка на окошке», «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов чашки», «Лестница в небо. Радуга», «Фонари волшебной страны».

        Провела открытое занятие для педагогов «Рисуем подводную лодку».

          Провела мастер-классы для родителей «Новогодняя игрушка», «Кукла – русская красавица», «Пасхальный сувенир».

         Провела мероприятия с презентацией для детей: «Масленица в картинах русских художников», «Леонардо да Винчи – художник и изобретатель», «Народные традиции празднования Масленицы», «Выдающиеся русские художники».

          Провела  текущую и промежуточную аттестацию  через диагностику и тесты.

Обобщающий:

          С представленной системой работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на занятиях выступала на заседаниях методического объединения нашего учреждения.

          Опубликовала методические разработки на различных образовательных сайтах, участвовала в конференциях, вебинарах и Международном форуме.

             Конспекты занятий с презентацией  опубликовала  в социальной сети работников  образования  nsportal.ru., а также статью «Новые подходы к преподаванию изобразительного искусства с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов». На сайте средства массовой информации «Российское просвещение» rosprosvet.ru  опубликовала          конспект занятия «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов чашки». Участвовала в Международном некоммерческом конкурсе методических разработок «Калейдоскоп педагогических новаций – 2018» с конспектом занятия «Лестница в небо. Радуга».

            Опубликовала методический материал на сайте Всероссийского  педагогического сообщества «УРОК. РФ»  на тему: «Конспект занятия «Сидит кошка на окошке», 5-6 лет».  Являюсь участником Всероссийского  педагогического сообщества «УРОК. РФ»,  получила сертификат «Активного участника Всероссийского педагогического сообщества Урок. РФ» и    Диплом за распространение педагогического опыта во Всероссийском педагогическом сообществе «УРОК. РФ».

             Принимала участие в 3 Всероссийской педагогической онлайн-конференции «ЦИФРА: инвестиции в педагога» по теме «Использование цифровых технологий на уроках предметной области «Искусство».            Принимала участие в вебинаре: Международный форум «Евразийский образовательный диалог» по теме «Формирование новых образовательных практик в системе общего и дополнительного образования».

            Опубликовала доклад в электронном сборнике Всероссийской конференции «Психология и педагогика: опыт практического применения современных методик и инноваций» Всероссийского образовательно-просветительского издания «Альманах педагога». Тема доклада «Новые подходы к преподаванию изобразительного искусства с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов».

Итоговый этап:

          Провела итоговую аттестацию детей с целью выявления их знаний и умений.

          Обучающиеся изостудии в течение года принимали участие и занимали призовые места в различных городских, районных, областных и Всероссийских конкурсах рисунков.  Завоевали призовые места во Всероссийских дистанционных конкурсах изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества: «Я рисую осень» (5 чел.), «Мир российской природы» (1 чел.), «Портрет мамы» (2 чел.), «Каникулы в космосе» (1 чел.), «Великая Победа» (1 чел.)

          Кутузова Вероника и Лукьянова Анна стали победителями в выставке декоративно-прикладного творчества «Дети и безопасность», организованной Центром творчества г. Покров.

          Миронов Эрик занял призовое место в Городском конкурсе-акции «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» в номинации «За яркое воплощение национального колорита на скворечнике».

          Судакова Кристина и Кутузова Вероника победили в открытом городском конкурсе изобразительного и художественного творчества детей и подростков «Любимый город», посвященный 240-летию г. Покров.

          Романова Анна заняла 2 место в районном этапе Международного конкурса «Красота Божьего мира».

         Лукьянова Анна заняла 3 место в Районной выставке «Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла» в номинации «Специальные бытовые приспособления».

          Работы наших детей принимали участие в Районном творческом конкурсе «Робомастер» (7 чел.)

           Бревнова Алина заняла 3 место в Районном конкурсе рисунков «Крещенские морозы».

            Уварова Ольга и Лукьянова Анна принимали участие в 4 Областном детском конкурсе народного творчества «Звезды в ладонях 2019» в номинации «Народное декоративно-прикладное творчество».

           Лукьянова Анна  заняла 1 место в Международном конкурсе «Golden talents» в номинации «Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство».

           Лукьянова Анна заняла 1 место в 7 Международном детско-юношеском многожанровом фестивале-конкурсе «Белый КиТ. Майские каникулы» в номинации «Декоративно-прикладное искусство».

           Литература 

1.Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2012. 447 с.. 343.

2.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном

процессе. – www. pedsovet.org

 3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.

  1.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. – 125 с.

5.Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения».

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.

8.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. -  М.,2006.

9.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /  Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

10.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства.  -www.festival.1september.ru.

11. Ломов С.П., В.С. Кузин. Эксперимент: новое содержание общего образования. Искусство. М.: Просвещение, 2002. 368 с

12.Ломов С.П. Дидактика художественного образования: монография. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. 104 с.

13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.

14Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994.

15Шамова Т.И. Теория активизации учебно-воспитательного процесса. – М.,2003.

16.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

17.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

 18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 05.11.2013)

19.Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588(дата обращения: 05.11.2013)

20. А.П. Кропп, И.Ф. Загудаев, Р.Г. Прокди «Самоучитель  Windows 8.1+Offise 2013. 2 книги в 1» -СПб.: Наука и техника, 2015. – 528с.

21. Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова «Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015, - 176с. .

Приложение № 1

Конспект занятия «Лестница в небо. Радуга»

 для детей 5-6 лет

        Цель: рисование цветов радуги  акварелью в технике «по-сырому».

        Задачи:

- познакомить детей с картинами русских художников на тему радуга, научить видеть настроение картины,

- повторить последовательность цветов радуги,

 - продолжать работу  акварелью в технике «по-сырому»,  

- обогатить словарный запас на тему радуга.

        Оборудование:  

        Репродукции художников на тему радуга, детские рисунки на тему радуга, музыка Сергея Прокофьева «Дождь и радуга», презентация «Лестница в небо. Радуга», листы А4 белой акварельной бумаги, тонкая и толстая кисточки, баночки с водой, салфетки для промокания кисточек, акварель, фломастеры.

Ход занятия

        На доске репродукции художников, рисунки на тему радуга.

        Педагог: Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку

После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная,
Появится, затем растает.

        -Правильно, это радуга.  (Слайд № 1-2) 

        Солнце вешнее с дождём
        Строят радугу вдвоём –
        Семицветный полукруг
        Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.

        Радужная арка
        Засверкала ярко,
        Разукрасила траву,
        Расцветила синеву.

                                С.Я. Маршак

        Смотрите, что я принесла на занятие. Мыльные пузыри. Вы, наверное, все любите мыльные пузыри. (Пускаем пузыри). А вы когда-нибудь замечали, как солнечный луч переливается разными цветами, отражаясь в мыльных пузырях. Именно так и образуется радуга  (Слайд № 3).

        Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга. Цвета радуги располагаются в строго определенном порядке.

        Давайте посмотрим фотографии, на которых изображена  радуга. Расскажите, какая она? (Слайд № 4-8)

        Радуга состоит из семи цветов, которые располагаются в определенном порядке. Чтобы легче было запомнить последовательность расположения цветов, надо запомнить слова-помощники про охотника: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первый звук в каждом из этих слов является начальным звуком цвета. (Слайд № 9-16).

        Давайте с вами поиграем в игру «Какой цвет спрятался?» (Слайд № 17-25).

          Давайте посмотрим,  как изображали радугу известные художники. Смотрим  репродукции картин под  музыку Прокофьева «Дождь и радуга» (Слайд № 26-35). Какое настроение у этих картин?  (Ответы детей)

        Сегодня и мы с вами нарисуем радугу в небе. Но перед этим немного поиграем и подготовим наши ручки.

Физкультминутка.

Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,  (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами,  (Руки сложены над головой крышей).
И над морем, над волной,  (Нарисовать волну рукой).
И немножко надо мной.  (Дотронуться до головы).

        Педагог: Но прежде чем начать рисовать мы с вами повторим, как  смешивать основные цвета и получать из них новые дополнительные (Слайд № 36-39). Основные цвета: красный, желтый, синий. Дополнительные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Смешиваем цвета: красный и желтый при смешивании дает оранжевый цвет, синий и желтый дает зеленый цвет, а красный и синий – фиолетовый.

        Педагог:         Сегодня  мы нарисуем радугу в небе. Скажите, сколько цветов у радуги? Назовите их.  (Ответы детей). Что вверху над радугой?  (Голубое небо). Что вы видите внизу?   (Зеленая поляна с цветами).

        Педагог вызывает ребенка к доске, предлагает провести пальцем вдоль радуги и сказать, какая радуга (изогнутая), как расположены на радуге дуги  (одна под другой), назвать цвета, которыми нарисована радуга  (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Объяснение последовательности выполнения рисования радуги (слайд № 40-41).

Педагог показывает последовательность рисования на листе А3.

        -А теперь можно приступать. Берем лист бумаги для акварели и  смачиваем его большой кистью. Подумайте, в каком месте листа будет располагаться ваша радуга. Может только в углу листа или видна только половина дуги, а может на всей поверхности листа. Сегодня мы будем сами создавать цвета, смешивать краски прямо на картине. Мы будем рисовать радугу только тремя основными цветами: синим, красным и желтым. Берем красный цвет и рисуем дугу. Берем желтый цвет и снова рисуем дугу, так, чтобы красный и желтый цвет соприкасались. Берем синий цвет и немного воды, чтобы получился голубой и рисуем дугу под желтой. Берем синий цвет и рисуем дугу под голубой. Берем красный цвет и рисуем дугу, по внутреннему краю синей дуги, но не выходя за пределы. Синяя и красная краски смешались и получился фиолетовый.

        -Вот и получилась у нас «лестница в небо» - радуга-дуга. А теперь дополните свои рисунки по своему желанию. Нарисуйте голубое небо, а в небе облака, солнце. Кто будет любоваться радугой? Может цветы на поляне, давайте нарисуем цветы. Нарисуйте круг – серединку цветка, а затем рисуйте лепестки. Добавим стебель, листья. Вот и получилась настоящая картина.

Самостоятельная работа детей.

        Дети рисуют радугу под музыку Сергея Прокофьева «Дождь и радуга».

Подведение итогов занятия.

        -Теперь в нашей мастерской стало радостно и светло, такие чудесные пейзажи у вас получились.

        Устраиваем просмотр и обсуждение работ.         Все работы вешают на стенде, дети рассматривают их. Вместе с детьми выбираем рисунки наиболее удачные.

        - Ребята, что мы сегодня рисовали? Из каких цветов состоит радуга?  (ответы детей).

        - Какие цвета называются основными?  А какие дополнительными?  (ответы детей).

        - Какой техникой мы рисовали радугу?  (ответы детей).

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета!

      ККАМВИ