«Детское коллективное творчество на уроках изобразительного искусства»
В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности образовательного процесса. Её решение предполагает совершенствование условий, методов и форм организации обучения, воспитания и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnoe_tvorchestvo.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское коллективное творчество на уроках изобразительного искусства»
В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности образовательного процесса. Её решение предполагает совершенствование условий, методов и форм организации обучения, воспитания и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Предмет изобразительное искусство предусмотрен учебным планом для обучающихся, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Наличие данного предмета в программе специальной (коррекционной) школы VIII вида продиктовано необходимостью включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в разнообразные виды доступной им деятельности.
Рисование акварелью, гуашью, цветными карандашами обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. На уроках изобразительного искусства учитель работает над развитием у школьников восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, обогащает и закрепляет представления о предметах и явлениях окружающего мира, развивает, а затем совершенствует тонкую моторику, зрительно-двигательную координацию, формирует умение трудиться в коллективе, воспитывает адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Общеизвестно, что успешность обучения детей зависит от разнообразия методов и приемов, используемых педагогом. Школьники с интеллектуальной недостаточностью представляют собой неоднородную группу по уровню психического и физического развития, собственному жизненному опыту, по возможностям овладения умениями и навыками, поэтому учителю специальной коррекционной школы, кроме правильного выбора методов и приемов, необходимо продумать содержание, объем и степень сложности урока в соответствии с возможностями каждого ученика. Все это необходимо для создания условий, которые дадут возможность школьникам с ограниченными возможностями здоровья работать в доступном им темпе, проявить максимальную степень самостоятельности при выполнении различных заданий.
Известно, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью любит играть и не любит учиться. Но можно на уроках совместить «приятное с полезным». Самый доступный способ это - рисование.
Чаще всего уроки проводятся в традиционной форме, но наряду с ними необходимо использовать такие формы урока, которые повышают эффективность обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Нужно отметить, что наиболее эффективной формой организации урока является коллективная творческая деятельность. Именно она является самой успешной.
В процессе, коллективного творчества у обучающихся с особыми образовательными потребностями формируется положительные взаимоотношения со сверстниками, умение соперничать, понимать и оценивать художественное творчество других. Процесс коллективного рисования развивает привычку взаимопомощи, создаёт почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. В процессе коллективной работы каждый ученик становится источником знаний для других участников. Происходит обмен творческим опытом. Детей радует коллективная (совместная) деятельность по созданию общего рисунка, композиции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат.
Коллективное творчество рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен полезной информацией;
- контактная – приём и передача информации;
-координационная – согласие действий и организация взаимодействия;
- восприятия и понимания друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств учеников.
Подлинная коллективность предполагает нравственную потребность в другом человеке.
Вот показатели коллективности:
- Общие цель и интересы каждого ученика.
- Неограниченность в самовыражении и самореализации каждого.
- Добровольность составленных групп на основе взаимных симпатий.
- Доверие и взаимопомощь.
- Ролевое и личностное взаимодействие со сменой лидеров.
Коллективная творческая работа на уроках изобразительного искусства проводится в следующих формах:
1. Совместно – индивидуальная (фронтальная) форма деятельности - является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией.
Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно-индивидуальной деятельности, необходимо продумывать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции, и ее эстетическое качество.
На практике очень часто желание объединить индивидуальные работы в коллективную композицию появляется у учителя в конце самостоятельного труда обучающихся. Для этого ученикам предлагается вырезать изображения по контуру. И наклеить их на общий фон, но некоторые обучающиеся могут изобразить предмет в «среде», из которой «вырывать» его очень сложно. Более охотно школьники расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка - стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее.
Методы и приемы организации совместно - индивидуальной деятельности.
- Продумать заранее композицию коллективной работы;
- Выбрать цвет, размер и положение общей плоскости - фона;
- Выбрать единый изобразительный материал и технику исполнения как для фона, так и для деталей коллективной композиции.
- Определить размер деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах.
- Определить технику «сборки» коллективной композиции.
- Продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции на классной доске.
Роль организатора коллективной творческой деятельности на уроке выполняет учитель.
Во фронтальной работе с классом он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы учеников учитель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, учителю помогает собрать элементы, детали, части общей композиции кто-то из учеников. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.
Достоинством совместно – индивидуальной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат. Достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно - последовательной и совместно - взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у школьников самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, при этом не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию
2. Совместно – последовательная (комплексная) форма – предполагает последовательное выполнение определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной операции, исключает творческий подход. Но на уроках изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ученик становится мастером, работающим на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей.
Совместно – последовательная (комплексная) деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:
1) индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
2) последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.
На некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности.
Конвейер «включается» тогда, когда нужно за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий. Совместная работа обучающихся, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат.
Большую роль в организации совместно – последовательной деятельности играет подготовительный период. Нужно тщательно продумывать каждый этап работы «конвейера», которым становится ряд парт.
Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или новой технологией изготовления.
Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции работы, при которой обучающиеся выполняют коллективную работу на одной плоскости. Каждый обучающийся делает свою часть задания, имея, представление об общем результате и согласовывает свою деятельность с тем, что делают другие. В данном случае производительность гораздо выше. Каждый делает то, в чем он силён.
3. Совместно – взаимодействующая (сотворческая) форма деятельности на уроках изобразительного искусства – это самая сложная форма организации урока, требующая подготовки учителя и учеников.
Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости) или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Данная форма наиболее приемлема для уроков изобразительного искусства в старших классах или на внеклассных занятиях изобразительным искусством, где возможна коллективная работа в небольших группах.
Этапы совместно – взаимодействующей (сотворческой) деятельности:
1. Совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы.
2. Выполнение эскиза, расчленение его на составные части и организация групп обучающихся для создания фрагментов композиции.
3. Выполнение частей композиции индивидуально или в малых группах.
4. Монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка.
Так в начале урока происходит деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей, так как она является результатом коллективного творчества и планирования.
Художественное творчество обучающихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается ее составлением из частей, фрагментов и обобщением. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.
В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у обучающихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества, формируется адекватная самооценка.
В заключение хочется заметить, что, коллективная творческая деятельность на уроках изобразительного искусства имеет огромное значение в художественном воспитании школьников. А также является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности, позволяет коррегировать недостатки психики школьников с ограниченными возможностями.
Список литературы:
- Волков И.П. Учим творчеству. — М.: Педагогика, 1998. — 237 с.
- Как организовать групповую учебную работу младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: kpoxa.okt.edusite.ru/.../gruppovarabota-mladshixshkol-nikov.doc .
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства — М.: Гуманит изд. центр Владос, 2004. — 176 с.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
- Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. — М.: Просвещение, 2007. — 158 с.
- Полякова Т.А. Теоретико-методологические основы и практика организации коллективного творчества на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Материалы практико-ориентированного семинара — Екатеринбург: ГБУ СО Дом молодежи, 2011. — 70 с.
- Творчество младшего школьника [Электронный ресурс]. URL: http://libfree.ru/articles/category/13/message/859/
- Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
11. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь- справочник. — М.: АРКТИ, 2002. — 112 с.