Обобщение опыта работы педагога МБУДО "Зубово-Полянской ДШИ"
Описание моего опыта и методов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 23.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Зубово-Полянской ДШИ»
республики Мордовия
Матвеевой Юлии Александровны
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую
развитию человека.
К. Роджерс
Мне повезло, что я учитель в школе искусств. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Я 23 года работаю в «Зубово-Полянской ДШИ» – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным. Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на моих уроках.
Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.
Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи, способствующие достижению цели:
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
- стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
- воспитание нравственных качеств личности учащихся.
Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:
- метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
- метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
- метод сравнений (для активизации мышления);
- метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
- метод привлечения жизненного опыта детей;
- визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
- словесный метод;
- наглядный метод.
Формы работы:
- коллективно - творческая деятельность;
- индивидуально практическая деятельность;
- игровые формы работы.
Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:
- Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве.
- Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, рисунок, лепка, декоративно-прикладное искусство)
- Для достижения успеха важна мотивация
- Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), и др.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
- рисование акварелью (в различных видах и жанрах)
- рисование гуашью
- монотипия
- рисование карандашом
- рисование пятном
- рисование тычком
- оттиск поролоном
- рисование природным материалом
- фактура металла
- рисование нитками
- аппликация, мозаика
- коллаж
- графика
- Стрин-Арт
- Пейп-Арт
- Папье-маше
Одной из особенностей занятий живописью является также знакомство с законами изобразительного искусства, использование репродукций шедевров мировых классиков-живописцев, т.е. формирование знаний и умений детей через погружение детей в настоящее искусство живописи.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Кроме индивидуальной работы в своей работе использую метод коллективной и групповой работы. Детям очень нравится создавать грандиозные работы большим коллективом. На уроках также применяю метод ИКТ , готовые мультимедийные презентации, и используя возможности программы Power Point, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.
Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.
Проводятся также выставки лучших работ учащихся в конце учебного года. Такие выставки не оставляют равнодушными не только детей, но и родителей. На выставку приходят целыми классами с других средних образовательных школ, мои ребята подводят к выставочным экспонатам всех учащихся своего класса. Ученикам очень нравится, когда другие дети, старшеклассники или родители положительно оценивают их работы. Дети с гордостью рассказывают посетителям последовательность изготовления поделки. К результатам проведения таких выставок я отношу и тот факт, что вслед за старшими детьми к нам приходят их младшие сестры или братья. Некоторые ребята приходят вслед за друзьями, когда слышат восторженные отзывы о нашей школе. И это замечательно, потому что всегда есть дети, которые долго ищут свое место, пока не отыщут то направление, которое им по-настоящему нравится.
Работая в школе, я стараюсь принимать активное участие во всех мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства на разных уровнях: посещаю уроки коллег, районные семинары, заседания методического объединения , научно-практические конференции, занимаюсь самообразованием, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации.
Результативность опыта
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя многие выпускники захотели пойти учиться в Вузы и Сузы на дизайнеров, архитекторов, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Занятия живописью дают большую эмоциональную устойчивость, нацеленность на результат, умение доводить дела до конца и особенно ценный навык воспринимать неудачу как возможность создать что-то новое и уникальное.
Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.