технологическая карта

Искусство первобытного человека. Первые художники земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 2 (1 урок из 2)

Класс: 10.   Предмет: Искусство (МХК)

Автор УМК: Г.И. Даниловой

Тема урока: Искусство первобытного человека. Первые художники земли.

Задачи:

Образовательные:

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, понимание её значения в истории человеческой цивилизации;

- развитие художественного вкуса, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- развитие умения оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы;

- помочь выработать интерес к истории культуры, потребность общения с произведениями искусства;

- вовлечь в активную практическую деятельность.

Развивающие:

- совершенствовать умение работы с источниками знаний;

- развивать навыки элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя;

- соблюдать внимание, усидчивость и аккуратность при выполнении практической работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины мира;

- формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Предметные:

- восприятие объектов и явлений искусства;

- представление места и роли искусства первобытного общества в развитии мировой культуры;

- умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.

Метапредметные:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

- развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительное искусство

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Формы обучения:

- деятельностный способ обучения;

- практическая работа;

- исследования;

- рассказ;

- репродуктивная беседа;

- критического мышления;

- иллюстративный

Ресурсы:

Основные:

- ПК учителя;

- медиапроектор;

- ЦОР «Памятники первобытной культуры»;

- презентация «Первые художники земли»;

- видео «Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер» (NHK);

Дополнительные:

- подбор иллюстраций и репродукций по теме урока;

- карточки со словарными словами;

- клей, ножницы.

Тип урока: усвоения новых знаний.                

Цель урока: сформировать понятийный аппарат по теме, навыки практической работы со схемами, таблицами, навык составления опорного конспекта.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1.Организацион-ный этап – 2 мин.

Цель:  настроить уч-ся на восприятие нового материала.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Подготовка к работе. Слушают учителя, настраиваются на урок

Самоопределение Смыслообразования

Формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Волевая саморегуляция

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся – 2 мин.

Цель:  эмоционально подготовить к восприятию нового материала.         

Всем нам знакомы часто употребляемые слова: “это красиво”, “это некрасиво”, “прекрасно”, “безобразно”.

Вопросы:

- Откуда у человека чувство красоты?

- Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое?

- Кто его научил этому?

(Предполагаемые ответы учащихся:

  • Красиво, это когда приятно смотреть.
  • Когда видишь красивую бабочку, цветок.
  • Красоте человек учится у природы.)

     Действительно, чувство красоты в человеке, прежде всего, пробуждает природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражаются в искусстве.

     Сегодня мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры.

Участие в диалоге,

эмоциональное восприятие

Смыслообразования Самоопределение

Выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование познавательной цели

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание Планирование Прогнозирование

3. Актуализация знаний  обучающихся – 20 мин.

Цель:  показать научно обоснованные реконструкции художественных композиций, вызвать эмоциональное восприятие исторических событий через «живое» созерцание.

 

Пусть вас не удивляет сочетание слов “первобытная культура”. История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий. Научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).

    Где, когда и почему «началось» искусство – точно и просто ответить невозможно. Примерно с середины 19 века началась серия открытий. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные орудия труда и охоты. И во многих стоянках найдены предметы, которые иначе как художественные произведения назвать нельзя.  Силуэты зверей, узоры, загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах,  странные человеческие фигурки из камня и кости, большие скульптуры животных.

     Подобные памятники широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили  в Испании, во Франции, на Урале,  в Сибире, на Дону, в Италии, Англии, Германии, в Аджере, в Сахаре.  Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже еще не возделывало землю и не приручало животных, не должно было быть никакого искусства. Между тем оно было – доказательство налицо. Значит искусство – один из самых древних атрибутов человеческого существования.  

Ученые указывают, что искусство появилось на рубеже среднего и позднего палеолита около 35 тысяч лет назад.  

     Первобытные художники создавали не только монументальные наскальные изображения, но и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие статуэтки – вырезанные из бивня мамонта, из мела.

     Пещеры, на стенах которых сохранилась палеолитическая живопись труднодоступны, благодаря чему, они были приспособлены для совершения обрядов, требовавших

уединения и тайны, обрядов, видеть которые непосвященным было запрещено.  В глубине пещер совершались обряды умножения животных, изображения которых покрывают стены пещер, и обряды инициации (обряд посвящения юношей и девушек во взрослую жизнь). В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.
   Интересна история открытия этой пещеры.
     Около 150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. «А вдруг в ней жили первобытные люди?» - подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.
    Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.
- Откуда здесь взяться быкам? - успокаивал ее Саутуола.
    Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой.
   О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.

     Не менее захватывающи наскальные рисунки в пещерах по реке Везер (Франция), среди которых самая известная – пещера Ласко.

     В скульптуре человек проявил себя еще в 30-19 тысячелетиях до нашей эры. Это были маленькие женские  статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола. Это один из первых в истории символов. Конец этого периода характеризуется массовым распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола. Весь этот период стали называть эпохой Венер верхнего палеолита.

Основные черты палеолитического искусства: палеолитическая пещерная живопись носила ярко выраженный реалистический характер. Основную массу изображений наскального искусства и искусства малых форм составляют изображения животных,

 главным образом крупных травоядных: мамонта, носорога, дикой лошади, благородного и северного оленя, лани, быка, зубра, из хищников – льва и медведя. Изображения растений единичны. Искусство верхнего палеолита имеет магическую основу и связано с ритуалом. В глубине пещер, используемых для религиозных церемоний, создаются образы, в своей совокупности воплощающие представления о силах природы и об их влиянии на жизнь человека.  

В эпоху мезолита изображения часто наносятся на поверхности скал. Появляются сцены битв, охот. Не зверь, а человек занимает центральное место в изображениях. Художник показывает человеческие фигурки стилизованно, без одежд и лиц.

      В неолитическую и энеолитическую эпохи происходят существенные сдвиги в жизни людей - от присваивающих видов деятельности люди перешли к производящим – земледелию и скотоводству. Усложняется тематика изображений и развивается тенденция к условности. Для этого периода характерна техника выбивания изображения в камне, формирующие петроглифы. Петроглифы изображают лосей, оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, лебедей.

      Наскальные изображения африканского континента относятся к неолиту и расположены в районе Тассилин– Аджер. Своими сюжетами они похожи на росписи Восточной Испании, среди которых парящие в «летучем галопе» газели, быки, пасущиеся стада, прирученные животные, мягкие силуэты людей.

Искусство первобытности было синкретичным. Под синкретизмом понимается слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества – изобразительного искусства, драмы, музыки и пляски. Все многообразные формы художественного творчества были связаны с жизнью первобытного коллектива, трудовой деятельностью, обрядами умножения естественных ресурсов и человеческого сообщества, творения растений и животных, почитания тотемических предков.

Искусство в период первобытности выполняло функции, которые в более поздние эпохи возьмут на себя философия, наука, идеология. Но поскольку сознание людей, живущих в мифе, было допонятийным, чувственно- образным, искусство выступало для них способом познания мира, отношения к нему, выражением чувств и эмоций.

   Важнейшие функции первобытного искусства: коммуникативно -  мемориальная, познавательная, магико – религиозная, эстетическая.

Значение первобытного искусства велико. Результаты последних исследований проводимых с привлечением самых современных методов показывают, что ни общественная жизнь древних охотников, ни их технология не были примитивными. Технология обработки кости и художественные изделия свидетельствует о замечательной технической сноровке и поистине гениальной художественной фантазии. Художник, создавший фрески Альтамиры и Ласко был, несомненно, Микеланджело своего времени.  

     На основании изучения нашего прошлого можно смело заявить, что на Земле никогда не существовало ни одной популяции людей, которой можно было бы отказать в ее вкладе в дело общечеловеческого прогресса.  

Исследование истоков возникновения искусства.

Составление опорного конспекта при просмотре презентации «Первые художники земли»

Работа с ЦОР «Памятники первобытной культуры»

Работа со слайдами 2-6

(в опорный конспект заносятся схемы слайда 2, 4, 6)

Эмоциональное восприятие слайдов 7-12

Просмотр видео – «Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер» (NHK)

Работа со слайдами 13 - 15

Работа и запись в конспект информации слайдов 16,17

Нравственно-этического оценивания; умение осознавать ответственность за общее дело

Моделирование, анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепочки рассуждений

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

4. Первичное усвоение новых знаний.  Первичная проверка понимания. –  10 мин.

Цель: отследить уровень понимания теоретического материала, представленного на уроке.

Перед вами изображение бизона.

Обратите внимание на то, как выполнен рисунок.  Составьте ряд опорных вопросов, помогающих охарактеризовать эту роспись, показать ее значимость. При необходимости можно воспользоваться карточками со словарными словами. Потом вы зададите ваши вопросы соседней паре.

(Возможные вопросы:

  • Изображение цветное или черно-белое?
  • Крупное или маленькое?
  • Правильно ли передан контур, силуэт животного?
  • Можно ли сказать, что это “портрет” животного?
  • Тотемное ли это изображение? и т.д.

Вывод: Рисунок (в рост животного) сделан сильными, точными линиями; его силуэт необыкновенно выразителен и реалистичен. Посмотрите, как великолепно передана монолитная, могучая туша бизона. Изображение полно жизни: в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость крепких ног.)

Работа по парам со слайдом 18

Составляют опорные вопросы,  отвечают на вопросы, составленные другой парой.

Проверяют себя, используя материал карточек, учебника.

 Вклеивают карточки в тетрадь.

Нравственно-этического оценивания; самоопределе-ние; развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Целеполагание Планирование Коррекция, оценка

5. Первичное закрепление – 7 мин.

Цель:  закрепить полученные знания. 

Ребята ответьте на вопросы:

  1. Когда, по утверждению ученых, возникло искусство?
  2. Какие функции выполняло первобытное искусство?
  3. Какие изображения чаще всего встречаются в палеолите?
  4. В какой период изображение человека становится центральным?
  5. Какие краски использовал первобытный художник?
  6. Что такое полихромия?
  7. Где находится Капова пещера?
  8. Что означает выражение «синкретический характер искусства первобытного человека»? (этот вопрос является «мостиком» к теме следующего урока и Д/З)

Отвечают на вопросы.

Проверяют себя, используя материал конспекта

Самоопределе-ние

Умение использовать различные способы сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации. Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений

Управление поведением партнера, умение  выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Умение определять общую цель и пути ее достижения

Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.

Дифференцированное домашнее задание:  

  1. Ответить письменно на вопрос (на выбор): «Каким я представляю себе первобытное искусство?», «Было ли у первобытного человека чувство прекрасного?»;
  2. Подготовить презентацию (доклад) на тему «Причины возникновения музыкального творчества» (стр. 16 – 19 уч.);
  3. В справочной литературе найти значение слов «археология», «этнография», «лингвистика» (оформление учитывается).

Записывают домашнее задание

Смыслообразования

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание Планирование Контроль Оценка

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

- Где пригодится это знание?

Выставление оценок.

Самооценка

Умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

К концу урока должны иметь представление о двух видах венецианской маски, о взаимопроникновении культур.

Знать:   понятия "акценты", "пластика".

Уметь:  правильно делать постановку художественной задачи.

 Практическое выполнение задания.

Целью урока было  добиться  внимания,  усидчивости и аккуратности при выполнении аппликации-настроения.  

Дети с интересом отнеслись к работе, и она была выполнена успешно