Урок слайд-круиз по теме "Что такое любовь?! Любовные истории, которые потрясли мир и остались в искусстве"

Никифорова Валентина Николаевна

Слайд-круиз, разговор о теме вечной, пронизывающей пространство и время. Любовь… Просмотр картин.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любовные истории, которые потрясли мир и остались в искусстве Что такое любовь?..!

Слайд 2

Эрот/ Купидон/ Амур

Слайд 3

Любовь - дороже всех сокровищ. Она - алмаз, которого не могут купить даже цари. Она - целый мир, хотя её обнимают двумя руками. М.Йокай

Слайд 4

Ангелы зовут это небесной отрадой, черти - адской мукой, люди - любовью. Г.Гейне Любовь есть небесная капля, которую боги влили в чашу жизни, чтоб уменьшить её горечь. * * *

Слайд 5

Прежде чем влюбиться, научись ходить по снегу, не оставляя следов. Турецкая поговорка

Слайд 6

Томазо Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из Рая»

Слайд 7

ВЕРНОСТЬ САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ПАМЯТЬ СЕРДЦА .

Слайд 9

Муза Эрато

Слайд 11

Гомер. Камиль Коро

Слайд 12

Елена Прекрасная

Слайд 13

Одиссей и Пенелопа

Слайд 14

Нефертити

Слайд 15

П.Гоген «Таитянка»

Слайд 16

«Любить – это находить в счастье другого своё собственное счастье». Лейбниц

Слайд 17

Портрет Пиросмани

Слайд 18

Актриса Маргарита

Слайд 19

Уильям Шекспир

Слайд 20

Верона

Слайд 21

Тутанхамон и царица Анхесенамон Гробница Тутанхамона

Слайд 22

ВЕРНОСТЬ САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ПАМЯТЬ СЕРДЦА .

Слайд 23

«Аллилуйя любви!» Верь в великую силу любви Свято верь в её крест побеждающий.



Предварительный просмотр:

14 февраля 2018 года

(Учитель: Никифорова В.Н. «МОУ Травниковская СОШ»)

Урок слайд-круиз по теме "Что такое любовь?! 

 Любовные истории, которые потрясли мир и остались в искусстве" 

(Слайд с названием урока)№1

Учитель: - Сегодня мы отправляемся в слайд-круиз, чтобы поговорить о теме вечной, пронизывающей пространство и время. Любовь…

- Что такое любовь?.. На этот вопрос пытались ответить люди на протяжении тысяч и тысяч лет.

-Как зарождается любовь?

-Учёные-химики утверждают, что ничего загадочного и романтического в ней нет. Обыкновенный химический процесс? Выделяются какие-то особые вещества организмом, которые будто бы и способствуют возникновению этого чувства.

-  Более  романтическая версия была у древних греков.

 – Помните её?  (Слайд с Амуром)№2

-Они объясняли рождение любви тем, что кудрявый шаловливый мальчик Эрот, или Амур, или Купидон – его по-разному называли, сын богини Афродиты, носится на своих золотых крыльях и стреляет из серебряного лука. В чьё сердце попадёт стрела, в том рождается чувство любви.

Учитель: - О любви существует множество высказываний. К нашему уроку в качестве эпиграфов мы тоже взяли некоторые из них. (Зачитываются эпиграфы со слайда). Вы можете записать те, которые вам больше всего понравились.

- Итак, предметом нашего разговора будет любовь. Как поётся в современной песне:

Любовь, как состояние,
Любовь, как расстояние,
Любовь, как ожидание, 
Как чувство и желание,
Любовь, как пепел ревности,
Как вызов повседневности.
Любовь такая разная,
Прекрасная, несчастная.
- Любовь…

- Легко ли любить? Об этом прекрасно сказано турецкой поговорке: “Прежде чем влюбиться, научись ходить по снегу, не оставляя следов”. (Слайд с этим высказыванием)№3, №4, №5.

Отправляемся в слайд-круиз. Нас  ждёт первый экскурсовод.

1-й экскурсовод - Приглашаю вас в библейские времена, в самое начало зарождения человечества, в трагическое время – изгнание из рая. Посмотрите на картину Томазо Мазаччо “Изгнание Адама и Евы из Рая”, послушайте легенду

( Слайд с Ад и Ев) №6

- Что такое любовь? Когда Бог создал мир, он расселил все живые существа на земле и научил их продолжать свой род, производить себе подобных. Отвёл мужчине и женщине поле, показал, как строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине – горсть зерна. “Живите и продолжайте род свой,- сказал им,- а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас”.

Приходят с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходят рано утром, на восходе солнца. Видят? Сидят мужчина и женщина у шалаша. Перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними – колыбель, в колыбели ребёнок спит. А мужчина и женщина смотрят то на небо, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда глаза их встречались, Бог видел в них непостижимую для него красоту и какую-то неведомую силу. Красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля – прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Она потрясла, удивила, ошеломила Бога.

- Что это? - спросил он архангела Гавриила.

- Это любовь.

- Что значит “любовь”?

Архангел пожал плечами. Бог подошёл к мужчине и женщине и спросил их, что такое любовь. Но и они не смогла объяснить ему. Тогда Бог  разгневался.

- Ах, так! Вот вам моё наказание? С этого мгновения вы будете стареть. Каждый час жизни будет уносить по крупинке вашу молодость и силу! Приду через 50 лет и посмотрю, что осталось в твоих глазах, Человек…

Пришёл он с архангелом Гавриилом через 50 лет. Видит, вместо шалаша стоит изба рубленая, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья пашут, дочери пшеницу жнут, а внуки на лугу играют. Перед избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую зарю, то друг другу в глаза. И увидел Бог в глазах мужчины и женщины красоту ещё более могучую и силу ещё более сильную, и ещё что-то новое прибавилось к тому.

- А это что? – спросил он архангел.

- Верность,- ответил тот. И вновь не смог объяснить Богу, что это такое. Ещё пуще,  разгневался Бог.

- Мало тебе старости, Человек? Так недолгим будет твой срок. Приду ещё и посмотрю, во что превратится твоя любовь.

Пришёл он с архангелом Гавриилом через 3 года. Видят: сидит мужчина над маленьким холмиком. Глаза у него грустные-грустные, но в них всё та же непостижимая красота и та же сила. И уже не только Любовь и Верность в них, но и что-то ещё.

- А это ещё что? – спрашивает Бог архангела.   - Память Сердца.

Зажал Бог в кулак свою бороду и отошёл от сидящего у маленького холмика старика. Повернулся лицом к пшеничной ниве и алой утренней заре и увидел: у золотых колосьев стоят мужчина и женщина и смотрят то на алое небо, то друг другу в глаза… Долго стоял он и глядел на них. А потом ушел в глубокой задумчивости. С той поры Богом на земле стал Человек.

Вот что такое любовь…Любовь – она выше Бога. Это вечная красота и сила человеческая. Поколения людей сменяют друг друга. Каждому из нас доведётся превратиться в горсть праха, но живой, не отцветающей связью рода человеческого остаётся любовь! 

?– Что же помогло Адаму и Еве перенести гнев Господа?

(Слайд с этими словами)№7

ВЕРНОСТЬ

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

ПАМЯТЬ СЕРДЦА.

2 экскурсовод  - Древние греки считали любовь даром богов. Их воображение создало одну из прекраснейших муз, покровительницу любовной поэзии. Прекрасная и вечно юная Эрато.

 (Слайд с портретом Эрато) №8

Так  и кажется, что её руки вот-вот начнут перебирать струны, и польётся волшебная мелодия любви.

- Жрицей музы Эрато всегда была златоголосая Сапфо. (Слайд с этой жрицей)№9

К ней мы и отправимся на остров Лесбос.

Учащаяся, исполняющая роль Сапфо:

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться:
Лишь тебя увижу, уж я не в силах
Вымолвить слово.
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро лёгкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же -
Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь,  дрожью
Члены все охвачены,   зеленее
Становлюсь травы,  и вот-вот как будто
С жизнью прощаюсь  я.

3 экскурсовод - Побывав в Греции, мы не можем не побывать у великого слепого.

 ( Слайд с портретом Гомера работы Камиля Коро)№10

Это  Великий слепой, он открыл нам мир великих эллинов (волшебников), рассказав  об их храбрости, чести, уме. Он подарил нам образы женщин, чья красота покоряет до сих пор. Посмотрите на скульптурный портрет Елены Прекрасной. (Слайд с Еленой Прекрасной)№11

 – Что вы знаете об этой героине? (Отвечают). - А этот образ навсегда остался символом верности. (Слайд с Одиссей и Пенелопа)№12

- Посмотрите на фрагмент рисунка на вазе, где запечатлён образ преданной…(?) Пенелопы. Много лет она ждала Одиссея, несмотря ни на что. 

4-й экскурсовод: - А сейчас из Древней Греции мы отправляемся в древний Египет и посмотрим на скульптурные портреты.

Имя этой прекрасной женщины  нужно запомнить…

(Демонстрируется  скульптурный  портрет  Нефертити  Учащиеся называют её.)№13

 Не только её божественный профиль пережил века и остаётся символом женской красоты, но её любовь и верность своему мужу продолжает восхищать и сейчас.

5- й экскурсовод: - Сейчас же мы отправимся на Таити.

(Слайд- картина Поля Гогена “Таитянка)№ 14 Перед вами картина Поля Гогена “Таитянка”. На ней художник изобразил свою жену, которую он взял из местного племени. Гоген очень часто её рисовал. Когда картины были впервые показаны в Европе, многие эстеты были возмущены: художник должен рисовать женскую красоту! Перед вами действительно не тот идеал женской красоты, каким восхищалась Европа. И тем не менее, когда смотришь на картину, глаз не можешь отвести.

? - В чём тут секрет? -------Кистью художника водила сила любви.(Слайд слова Лейбница) - Перед вами слова Лейбница:“Любить – это находить в счастье другого своё собственное счастье”.№15

Учитель !!!!!! (Звучит  песня  “Миллион алых роз…”)

- Эта песня не случайно здесь прозвучала. Мало кто из вас знает, что она основана на реальном факте. Я приглашаю вас в Грузию XIX-XX веков, где жил-был художник один. (Слайд с Пиросманишвили).№16

Перед вами портрет художника. Имя этого художника – Нико Пиросмани или Пиросманишвили. Маляр и ремесленник, не получивший никакого образования, но от природы обладавший чувством прекрасного. Испытав в жизни обнищание и бродяжничество, он зарабатывал на скудное пропитание рисованием картин, вывесок постоялых дворов и кабаков, Он, заработав немного денег на продаже картин, все их потратил на то, чтобы сделать

праздник своей любимой – актрисе Маргарите  ( Слайд с Маргаритой)(№17): подарил ей, согласно легенде, миллион алых роз.

Посмотрите на картину “Актриса Маргарита”, на которой Нико Пиросмани изобразил свою возлюбленную. Сколько любви вложил он в это произведение. И несмотря на то, что любовь не получилась - “в ночь её поезд увёз” - но она принесла им обоим редкие, незабываемые минуты счастья. Ни одна женщина не забудет “песню безумную роз”. И мы, слушая эту песню и глядя на картину Пиросмани, верим в эту любовь-самопожертвование.

Учитель  А вот история, когда влюблённых соединила не жизнь, а смерть. Мы отправляемся в холодный Лондон, где родилась эта история.

 (Слайды  Шекспир  и Верона)(№18, 19)

а затем в далёкую солнечную Италию, в Верону, где и разворачивались эти события. Я думаю, не надо и называть имена главных героев.

 Ромео и Джульетта

– Кто помнит продолжение этой истории, чем она заканчивается?

(Учащиеся пересказывают фабулу трагедии У.Шекспира). К сожалению, любовь беззащитна перед силами зла и взаимной вражды. Но сила их чувств  стала символом непобедимости любви. Недаром к этому сюжету обращались много раз и художники, и музыканты, и балетмейстеры, в том числе и С.Прокофьев, написавший балет “Ромео и Джульетта”

Давайте посмотрим это произведение в театре г Челябинска.

– А знаем ли мы вообще цену любви?

Из истории известно об открытии гробницы Тутанхамона.(№21)

 Когда она была открыта, перед глазами археологов предстало великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и, казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви, последним приветом молодой вдовы горячо любимому и рано ушедшему из жизни супругу, простые хрупкие цветы как символ любви оказались прочнее и дороже камня и золота. И нельзя не согласиться с поэтом?

О память сердца,

Ты сильней Рассудка памяти печальной!

Учитель: – Подошёл к концу наш слайд-круиз. К сожалению, мы не рассказали и тысячной доли историй о любви, оставивших свой след в искусстве. Мы и не ставили такую цель. Мы не распределяли эти истории по времени или по странам. Любовь – чувство вневременное и  внепространственное. Это чувство объединяет все народы и государства, как и искусство, вечное и всеми любимое. Я надеюсь, что урок не прошёл для вас даром. И надеюсь, что вы поняли, что в любви были и остаются главными:

ВЕРНОСТЬ        САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ       ПАМЯТЬ СЕРДЦА.(№22)

Слайд с этими словами повторно)

Я думаю, вы сумеете сделать выбор, какая вам любовь нужна: как в этих историях – светлая, сильная, жертвенная, всепобеждающая, или та “любовь”, которую вам пытаются навязать средства массовой информации в виде так называемой “сексуальной революции – передача Дом -2 и тому подобное.

”Пусть в вашей жизни встретится такой человек, один из тысячи, который пробудит в вашей душе “И БОЖЕСТВО, И ВДОХНОВЕНЬЕ, И ЖИЗНЬ, И СЛЁЗЫ. И ЛЮБОВЬ”

Верь в великую силу любви! (№23)