Творческие занятия и трудности подросткого периода
Творческие занятия изобразительным искусством полезны всем и в любом возрасте. Но в трудный переломный момент подросткого взросления творчество становится настоящим "спасательным кругом". В художественных студиях и объединениях подростки могут найти единомышленников, общение со сверстниками и заслужить признание и похвалу взрослых, педагогов и друзей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._podrostki_i_tvorchestvo.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Колчина Мария Михайловна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ «Олимп»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Занятия творчеством
и трудности подросткового периода
Много лет я работаю с детьми в художественном объединении «Арт-класс», в котором занимаются дети от 6,5 лет и до 15 лет. Имею возможность наблюдать их взросление год от года, изменения их характеров и степень увлечённости творческим процессом рисования. Чем дети младше, тем больше в них непосредственности и радости от процесса рисования и своих успехов. Мои маленькие первоклашки очень трудолюбивые. Но чем ближе к началу подросткового возраста, тем труднее ребёнку сосредоточится на своём, прежде любимом. занятии.
Очень непростой период в жизни ребёнка и его родителей - начало подросткового возраста, начиная с 11 лет. В этот момент все детские интересы и достижения могут быть преданы забвению. У ребёнка, в силу возрастных особенностей, проявляется нестабильный интерес к любым учебным или творческим занятиям, если только в этих занятиях нет возможности превзойти в чем-либо своих одноклассников или одногруппников. У подростков появляется желание выделиться из среды своих сверстников каким-то необычным поведением. Гораздо больше их волнует признание сверстников, получение нового опыта, принадлежность к значимой для них группе и поиск своего места в ней.
«Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д.
Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д.» (И. С. Кон).
Общение становится приоритетом в жизни подростка. Проблемы подростков зачастую вообще не связаны с учебой. Учеба становится не целью, а средством получения лидирующей позиции в группе, повышения авторитета среди сверстников. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств. В общении происходит усвоение подростком социальных норм, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
Если родители хотят как-то повлиять на формирование личности взрослеющего ребенка, то начинать стоит с поиска достойной компании, объединенной общими интересами. В этот период дополнительные занятия, хобби, искусство, командный спорт – все это важнейшие факторы воспитания юного человека. Абсолютная свобода для подростка так же вредна, как и тотальный контроль и запреты. Задача родителей и педагогов – найти баланс между разумными ограничениями и потребностью формирующейся личности в самоутверждении, в выражении протеста и отстаивании своего мнения. Лучше предоставить подростку выбор, как проводить своё время, чем насильно насаждать свою родительскую волю.
Творческая, в частности изобразительная деятельность, облагораживает и заинтересовывает подростка. Возникает очевидная возможность самоутвердиться, получить признание других людей. Творчество и искусство являются для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых и сверстников, реализации своей индивидуальности.
Очень важно в сложный период подросткового максимализма, чтобы в окружении подростка были понимающие родители и педагоги. Именно творческие, художественные занятия способны направить бешенную энергию в доброе созидательное русло. Рисовать, лепить, конструировать, декорировать, создавать новый дизайн привычных вещей – это эликсир для заблудших душ юных «революционеров». Здесь можно самоыражаться и получать признание. Общение со своими сверстниками и с талантливым педагогом, выполнение интересных творческих заданий – всё это развивает интеллект и коммуникативные навыки подростков. Таким образом, занятия изобразительным искусством помогают пережить сложный период подросткового возраста.
Это большая удача, если педагог обладает творческим мышлением и креативным подходом в преподавании. Тогда, почти все одарённые подростки добьются блистательных успехов. И наоборот, если педагог сам нетворческий человек и боится нарушить правила и привычные рамки занятия, то и от своих учеников он будет требовать только тщательного выполнения задания. Педагог, которому чуждо творчество, просто не может увидеть потенциал в подростке, принимая оригинальность мышления за незнание предмета.
Актуальность занятий изобразительным искусством именно в подростковом возрасте обусловлена еще и тем, что подросток стремится к решению трудных для него задач, при этом ему необходимо общение со сверстниками. Поэтому особенно эффективен коллективный творческий процесс. Занятия в творческом коллективе для подростков основываются на использовании нестандартных заданий и новаторских методов. Необычность заданию может придать использование нетрадиционных технологий изображения: рисование пальцами, губкой, палочкой, кистью, пером, литьём краски из банки прямо на бумагу, использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т. д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм спонтанного создания художественного образа, что может способствовать «возвращению» подростков к некогда любимому, в недалеком прошлом, занятию изобразительным творчеством.
Примеры из моей личной практики весьма разнообразны. Много печальных ситуаций, когда дети, подрастая, навсегда бросали заниматься рисованием. Их не привлекали ни победы в конкурсах, ни очевидные успехи в рисовании. Но есть случай, когда спорт «увёл» мальчика из моего объединения, но он вернулся через пару лет и с большим успехом продолжил занятия. Позже он решил стать реставратором и поступил в реставрационный лицей.
И есть у меня замечательные примеры, когда две девочки с большим интересом и энтузиазмом занимались в нашем объединении много лет, побеждали в конкурсах, одна, даже поступив в гимназию №190 при Художественно-промышленной Академии имени Штиглица, продолжала посещать занятия в «Арт-классе». Потом обе девушки поступили на бюджетные отделения творческих художественных факультетов двух очень престижных Петербургских университетов. Мои ученицы состоялись, как творческие личности, имея широкий круг интересов и увлечений, они смогли пережить трудности подросткового возраста и вырасти одарёнными и активными людьми, чутко чувствующими и видящими красоту окружающего мира.
Позитивные, приносящие пользу и способствующие развитию личности склонности и увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря им формируются интересы, индивидуальные способности, что в дальнейшем помогает определиться с профессиональным выбором. Творчество и изобразительное искусство -это деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, что всегда способствует развитию интеллекта и души, как самого создателя творения, художника, так и его зрителя.
Но это уже тема для новой статьи…
Список литературы
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984, 335 с.
- Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. – 2003, №1.
- Меерович М.И. Технология развития творческого мышления: Практическое пособие / М.: АСТ, 2000 – 432 с.