План-конспект урока:"Рисунок- основа языка всех видов изобразительного искусства".
Предварительный просмотр:
План-конспектурока
Предмет «Рисунок»
«Рисунок основа языка вскх видов
Изобразительного искусства»
Преподаватель:Матвеева Юлия Александровна
- Цели: Расширять знания детей о истории рисунка. Рассказать о его зарождении, первобытных рисунках. Вырабатывать у ребят технические приемы рисования. Объяснить основные понятия. Воспитывать у детей интерес к предмету.
- Оборудование: Рисунки учащихся карандашом. Плакат, наглядно изображающий цели проведения урока. Альбом, карандаш,ластик.
- Литература: Подписная научно-популярная серия «Сделай сам» О.А.Никологорская, Л.И.Маркус, 1990 г.; «Искусство» Юрьев- Польский, 1990 г.
План урока:
- 1 .Организацион.момент.
- 2.Вводная часть:
- а) история появления рисунка
- Настольные рисунки.
- 3.Объяснение нового материала:
- а) Объяснение понятий «линия», «штрих» на примере рисунков.
- б) Показ на доске: виды штрихов, тоновая растяжка.
- 4.Самостоятельная работа:
- а) анализ на каждом этапе.
- б) Оказание индивидуальной помощи.
- в) Оценка работы.
- 5.Итог урока.
- Ход урока:
- Организацион.момент.
- 2.Начало Приобретения изобразительных навыков человеком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит к глубокой древности. Уже первобытные люди, изображая предметы реального мира, достигали больших успехов. Четкими линиями на гладкой поверхности кости или стены пещеры человек твердой и уверенной рукой воспроизводил различные предметы животных и даже людей. Первобытные люди не только умели давать изображение предметов реального мира, но и достигали в этом деле большого искусства.
- Об этом убедительно свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, на стенах пещер: стада антилоп, северные олени, кабаны, львы и т.д.
- (Показываю рисунки из книги).
- Тысячалетиями человек накапливал опыт в начертании линий и узоров в изображении птиц и зверей. Люди, приобретая опыт в какой-либо работе, стремились передать его своим потомкам. Следует добавить, что многие рисунки первобытных людей носили магический характер и таким образом, явились своеобразной формой передачи человеческой мысли. От упрощенных изображений форм предметов люди перешли к условным знакам, которые затем превратились в слова письменной речи и отдельные буквы.
- З.Под техническими приемами рисования подразумевают характер наложения грифельного штриха на бумагу с целью воспроизведения объемной формы предмета. Штрихи можно класть цепочкой один за другим, тогда образуется линия.
- Линия может быть непрерывной, выполненной как бы длинным штрихом. Если штрихи класть не только цепочкой, но и рядом, образуется широкая линия, дающая приблизительное положение контура предмета.
- Если штрихи класть рядом один к другому, заполняя равномерно поле бумаги, получится заштрихованное поле. Такая штриховка называется тонированием. Тонированием легко передать различную освещенность предмета. В светлых участках штрихов будет немного и они будут слабые, а в теневых - много, они будут пересекаться, накладываться один на другой. При рисунке следует учитывать силу нажима карандаша, набирая наибольшую плотность штриха в самых темных местах рисунка, уменьшая ее в местах более светлых и оставляя бумагу там, где наибольший свет. Работу следует вести от темных частей к светлым, иначе излишне заштрихованная светлая часть может оказаться чрезмерно темной, и силы карандаша не хватит для самых темных мест рисунка.
Штрихи наносят в таком направлении, в котором необходимо было бы направлять режущий инструмент при вырезании этой формы из дерева.
Штриховка фона, падающих теней, может быть более упрощенной, но подчеркивающей характер поверхности, на которую они падают. Например, сверху вниз, справа налево.
Посмотрите, ребята, на работы учащихся, как штрихом и тоном переданы форма и фактура предметов.
(Анализ работ).
На доске показываю ребятам виды штриховки, они выполняют штрихи в альбоме.
На плакатах показываю и объясняю, как выполнить тоновую растяжку с помощью этих штрихов.
- Самостоятельно дети выполняют тоновую растяжку в альбомах.
В ходе работы я анализирую правильность выполнения.
Оказываю индивидуальную помощь.
Оцениваю работы.
- Подвожу итог урока.