План-конспект урока:"Хлеб-наше народное достояние".

План-конспект урока :"графическое построение натюрморта".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb-nashe_narodnoe_dostoyanie.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет «Рисунок»

«Хлеб - наше народное достояние»

Преподаватель:

Матвеева Юлия Александровна

 Тема:

«Хлеб - наше народное достояние».

(Графическое построение натюрморта)

Цели: 1. Дать учащимся знания элементарных основ графического натюрморта. Развивать у детей художественный вкус и творчество. Красиво и правильно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение.

  1. Воспитывать в детях нравственное отношение к хлебу. Уважение с их стороны к труду людей. Познакомить детей с историей появления хлеба.

Оборудование: Предметы натюрморта. Методические пособия с тремя этапами построения. Репродукции художников.

Литература: Книги о хлебе.

Юрьев-Польский - 1990 г. «Беседы по искусству в начальных классах».

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Вводная часть:

а)        Беседа о хлебе;

б)        Репродукции и их анализ.

  1. Объяснение нового материала по трем этапам построения, изображенным на наглядном пособии. Анализ натюрморта.
  2. Самостоятельная работа:

а)        Анализ на каждом этапе построения;

б)        оказание индивидуальной помощи;

в)        Оценка работы;

г)        Итог урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, подумайте и скажите, с чем связан наш натюрморт. Сегодня мы поговорим о хлебе.

  1. Пока существует жизнь на земле и светит солнце, люди будут сеять и выращивать хлеб, печь пышные ароматные караваи, излучающие тепло. Хлеб насущный всегда был и будет необходим людям как живительная сила, дающая здоровье, радость, жизнь.

А задумывались ли вы, когда появился хлеб, когда это произошло? Это вопрос сложный. Но ученые предполагают, что первыми стали печь хлеб примерно семнадцать тысяч лет назад, первобытные люди - кроманьонцы, поселившиеся в долине Нила, где они занялись собирательством диких злаков. Это они изобрели первые серпы и камнетёрки, на которых получают муку. Посмотрите, ребята, на эту фотографию - вот так выглядел первобытный человек, живший на пороге открытия хлеба. Если бы он не совершил своего главного открытия, не научились бы люди возделывать пашню, люди так и остались бы на той стадии развития.

Поэтому мы многим обязаны нашим предкам. Хлеб научил людей трудиться, работать. Только в труде воспитывается настоящий человек, воспитываются его воля и характер. Сколько труда и соленого пота нужно, чтобы его вырастить, сделать достоянием народным.

Один из поэтов, Николай Рыбалко написал такое стихотворение:

«Хлеб»

              Он в магазине рядом продается...

Но, поразмыслив, ты постигнешь вдруг,
Что золотист он - от стараний солнца,
А теплый он от чьих-то теплых рук.

Они держали тот душистый слепок,
Его на доли равные деля...

Я славлю руки, пахнущие хлебом,
Пшеничным хлебом, круглым, как земля.

Я славлю пальцы - пять лучинок солнца,
Они светлы, они теплы всегда,
Насущный хлеб наш - он не продается,
Он щедрый дар великого труда.

Хлеб не просто еда. Отношением к хлебу определяется нравственное богатство или убожество человека. Хлеб - мерило человеческой души. Уважение к хлебу - это уважение не к бесчувственному ломтю, содержащему белок и другие компоненты, это память, это история, это национальная культура...

Это миллион проблем, радостей и горестей.

Ради него люди шли на смерть и на подвиг. Во время блокады в Ленинграде, в условиях жесточайшего голода, в холодных помещениях института, его сотрудники сохранили и уберегли от крыс тонны семян уникальных пород пшеницы, риса, ржи, гречки, а сами умирали от голода.

Идешь по улице, видишь кусок хлеба в грязи - подними! Не бойся показаться смешным или старомодным. Подними, положи повыше, чтобы птицы съели, чтобы не затоптались в грязь человеческий труд и человеческая жизнь.

Меру подвига тех людей определило будущее, ради него они погибали и страдали. Умершие от истощения рядом с хлебом: доктор биологических наук С.А. Эгис, научные сотрудники Д.С. Иванов, А.М. Родина, А.Г. Щукин и еще 24 человека.

С хлебом связано много традиций, обрядов. Недаром на Руси дорогих гостей встречают хлебом-солью. О хлебе пишут поэты, народ слагает пословицы. Вот некоторые из них:

«Плох обед, коли хлеба нет».

«У кого хлебушко, у того и счастье».

«Хлеб к животу не ходит».

«Не потрудиться, так и хлеба не добиться».

«На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе?

Художники тоже не остались в стороне; сколько прекрасных картин посвящено хлебу и тем людям, которые его выращивают.

На этой картине изображена «Снедь Московская. Хлебы». Написала ее И. Машкова.

Чего только нет на этом столе, от обыкновенного душистого хлеба до сладкого нежного пирожного. С каким уважением и любовью художник передал образ хлеба, мы как будто чувствуем его аромат.

Посмотрите на натюрморт В. Стожарова «Квас». Каждый предмет занял свое место и его нельзя сдвинуть и на сантиметр. Здесь показан уютный уголок русской избы. Натюрморт пахнет осенью и богатым урожаем. Хочется назвать еще один натюрморт Стожарова «Чай с калачами». Здесь в центре большой блестящий самовар, кувшин с медом и румяные калачи и баранки, они приглашают нас к столу.

  1. Ребята, как вы уже видите, наш натюрморт будет связан с хлебом. Посмотрите, из чего он состоит. Попробуйте проанализировать его. А теперь посмотрите на этапы построения нашего натюрморта.

Итак, на первом этапе короткими отрезками намечаем общее пространственное расположение всей группы предметов натюрморта. Линии горизонта. Далее уточняется величина каждого предмета. После этого детально прорисовываются все указанные объекты.

Так, посередине намеченного очертания кувшина проводится осевая вертикальная линия, на которой уточняется высота кувшина, а через точки, определяющие его высоту, проводятся горизонтальные отрезки. На них определяется ширина горловины, дна кувшина, самых узких и широких частей.

Рассматриваются пропорции основной части кувшина, прорисовываются дно и горловина.

Также уточняется и прорисовывается осевая хлебного батона. Намечаются и прорисовываются линии полотенца.

И в конце работы снова уточняются общие пропорции, размеры, пространственные отношения между предметами.

  1. Самостоятельная работа учеников (индивидуальная помощь и анализ работ).
  2. Подводится итог урока.